№ 2-5250/2023
10RS0011-01-2023-007142-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ермишиной Е.С., при секретаре Тихоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска в интересах Поляковой Н. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор г. Петрозаводска обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия в интересах Поляковой Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Петрозаводска проведена проверка по обращению Поляковой Н.А. по вопросу ненадлежащего обеспечения техническими средствами реабилитации. Полякова Н.А. является <данные изъяты> группы по <данные изъяты> заболеванию бессрочно. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Полякова Н.А. поставлена на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия по обеспечению <данные изъяты> в количестве по <данные изъяты> штуке в сутки; <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г., в количестве <данные изъяты> штуки; <данные изъяты> в тубе в количестве не менее <данные изъяты> мл, <данные изъяты> штука; <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г, в количестве <данные изъяты> штуки, <данные изъяты> в количестве не менее <данные изъяты> штук в месяц, <данные изъяты> в количестве не менее <данные изъяты> мл в количестве <данные изъяты> штуки. Вместе с тем, <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г., в количестве <данные изъяты> штуки; кремом защитным в тубе в количестве не менее <данные изъяты> мл, в количестве <данные изъяты> штуки; <данные изъяты> в количестве не менее <данные изъяты> мл в количестве <данные изъяты> штук; <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г, в количестве <данные изъяты> штуки, Полякова Н.А. была обеспечена только ДД.ММ.ГГГГ. Направление на получение <данные изъяты> направлено Поляковой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Поляковой Н.А. на сегодняшний день не предоставлена. Согласно ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ действующих контрактов на закупку защитной пленки в форме салфеток в количестве не менее 30 штук в месяц в настоящий момент не имеется. Согласно объяснениям Поляковой Н.А. в связи непредставление ей технических средств реабилитации она испытывала неудобства, а также, выходя на улицу, чувство неуверенности, приходилось приобретать их самостоятельно и использовать экономично, что, в том числе привело к появлению язв вокруг стомы и возникновению болевых ощущений. На основании вышеизложенного, истец просит обязать ответчика обеспечить Полякову Н.А. защитной пленкой в форме салфеток в количестве не менее 30 штук; взыскать с ответчика в пользу Поляковой Н.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Определением суда от 07.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Помощник прокурора г.Петрозаводска Чугайнова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Истец Полякова Н.А. в судебном заседании не участвовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель ответчика Раутанен Я.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего дела, полагает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Ст.39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В силу ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (далее – Правила).
В соответствии с п.2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации; формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата (п.п. «а», «д», «е» п.3 Правил).
В соответствии с п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п.5 Правил).
В судебном заседании установлено, что Полякова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты> группы по <данные изъяты> заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой <данные изъяты> № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Полякова Н.А. поставлена на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия по обеспечению <данные изъяты> в количестве по <данные изъяты> штуке в сутки; <данные изъяты> <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г. в количестве <данные изъяты> штуки; <данные изъяты> в тубе в количестве не менее <данные изъяты> мл в количестве <данные изъяты> штуки; <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г, в количестве <данные изъяты> штуки, <данные изъяты> в количестве не менее <данные изъяты> штук в месяц, <данные изъяты> в количестве не менее <данные изъяты> мл в количестве <данные изъяты> штуки.
ДД.ММ.ГГГГ Полякова Н.А. обеспечена <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г., в количестве <данные изъяты> штуки; <данные изъяты> в тубе в количестве не менее <данные изъяты> мл, в количестве <данные изъяты> штуки; <данные изъяты> во флаконе в количестве не менее <данные изъяты> мл в количестве <данные изъяты> штук; <данные изъяты> в тубе не менее <данные изъяты> г, в количестве <данные изъяты> штуки.
Согласно сведениям, предоставленным ответчиком, в настоящее время нет действующего контракта на защитную пленку по причине непредставления предложений от поставщиков.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком размещен запрос коммерческих предложений на поставку инвалидам защитной пленки. На дату окончания подачи коммерческих предложений (ДД.ММ.ГГГГ) заявок от потенциальных поставщиков на защитную пленку в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия не поступило.
П. 15(1) Правил предусмотрено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Судом установлено, сторонами по делу не оспаривалось, что в настоящее время истец обеспечен техническими средствами реабилитации путем выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в форме салфеток, что подтверждается пояснениями стороны истца в судебном заседании.
Установив, что в настоящее время истцом избран один из способов обеспечения техническими средствами реабилитации (выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства), которым Полякова Н.А. воспользовалась, учитывая, что в силу положений ч.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 № 81-ФЗ правовые основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период отсутствуют, принимая во внимание, что защите подлежат только нарушенное право, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика обеспечить Полякову Н.А. <данные изъяты> в количестве не менее <данные изъяты> штук.
Согласно ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Действительно, на основании части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага.
Вместе с тем, следует определять правовую природу спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав и учитывать, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
При таких обстоятельствах, установив, что Полякова Н.А., состоящая на учете с ДД.ММ.ГГГГ в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия по обеспечению специальными средствами реабилитации, не была своевременно обеспечена ответчиком техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд приходит к выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд исходит из принципа разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, учитывает длительность не обеспечения истца техническими средствами реабилитации в части обеспечения <данные изъяты> в количестве не менее <данные изъяты> штук в месяц (с ДД.ММ.ГГГГ), состояние здоровье истца, на которое не могло не повлиять нарушение в непрерывном обеспечении средствами реабилитации, возникшие в связи с этим чувство обиды и незащищенности, принимая во внимание индивидуальные особенности личности истца и данные о его личности и тяжесть перенесенных истцом страданий.
С учетом изложенного, исходя из конституционного принципа социального обеспечения в случае инвалидности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в качестве возмещения морального вреда 50000 руб.
Отсутствие достаточного финансирования вышеуказанных целей и заключенных государственных контрактов само по себе не является основанием для несоблюдения прав инвалидов в части обеспечения их предусмотренным действующим законодательством техническими средствами реабилитации.
Иные доводы ответчика суд также не принимает во внимание, полагая их ошибочными и не основанными на законе.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ИНН <данные изъяты>) в пользу Поляковой Н. А. (паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С. Ермишина
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2023.