№ 2-2664/2022
УИД 04RS0021-01-2022-004004-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре судебного заседания Занданове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Киселевой Оксаны Валерьевны к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными действий, взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Киселевой О.В., просил признать незаконными действия ответчику ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», выразившиеся во включении при начислении заработной платы Киселевой О.В. в состав минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) повышающего коэффициента за работу в особых климатических условиях премии, установленного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., взыскать с ответчика в пользу Киселевой О.В. задолженность по заработной плате за в размере
В обоснование требований указано, что по заявлению Киселевой О.В. Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, а именно: заработная плата выплачивалась Киселевой О.В. ниже МРОТ, в состав заработной платы включалась премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации ... от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». ФИО1 работает в должности юрисконсульта Управления войсковой части .... Финансовое обеспечение, том числе начисление и выплату вознаграждения в связи с трудовой деятельностью гражданскому персоналу войсковой части 47130 осуществляет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю». Премия, выплачиваемая гражданскому персоналу в... на основании приказа МО РФ ..., обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала в/ч 47130 не является, а носит характер дополнительного материального стимулирования, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть менее МРОТ, установленного в РФ.
Киселевой О.В. в апреле-мае 2022 года не доплачена заработная плата, поскольку при ее начислении подлежащие выплате суммы премии, выплачиваемой на основании приказа МО РФ № 1010 от 26.07.2010, включены ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в состав МРОТ.
Судом в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен командир войсковой части 47130.
В судебное заседание истец Киселева О.В. не явилась, извещена надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В судебном заседании представитель процессуального истца Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Семашка А.П., действующий на основании доверенности, требования поддержал.
В судебное заседание представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю» не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. От представителя по доверенности Шиндяевой Н.Н. поступили письменные возражения, в которых просила в иске отказать, указав, что выплаты стимулирующего характера, производимые за счет средств экономии фонда оплаты труда, являются составной частью стимулирующих выплат в системе оплаты труда гражданского персонала, при этом в расчет фонда оплаты труда гражданского персонала не включаются, Приказами Министра обороны РФ ... и ... не установлено, что предусмотренные этими приказами выплаты стимулирующего характера должны начисляться и выплачиваться работнику только после доначисления ему заработной платы до размера МРОТ либо не подлежат учету при производстве доплаты до указанного размера, за период апрель – май 2022г. Киселевой О.В. начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ, тем самым не допущено нарушений положений ч. 3 ст. 133 ТК РФ и прав Киселевой О.В., указано на пропуск предусмотренного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны РФ не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, представителем Мирошниковой С.Б., действующей на основании доверенности, направлено письменное возражение, в котором ссылаясь на необоснованность требований, просила в иске отказать, указав, что при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, начисленные в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей, Киселевой О.В. начислена и выплачена заработная плата в размере не ниже установленного в РФ размера МРОТ.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора командира войсковой части 47130 не явился, извещены надлежаще.
Дело рассмотрено судом при данной явке по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд в интересах гражадан закреплено в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, предусматривающей, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если заявление прокурора основано на обращении к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
В силу ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ МРОТ составляет 12 792,00 руб.
Согласно ст. 1 регионального соглашения между Правительством Республики Бурятия, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия" и союзами работодателей Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 01.08-010-45/1 "О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия" установлена минимальная месячная заработная плата на территории Республики Бурятия для работников, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), в размере, равном минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом, увеличенному на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ч.2 ст.146, ст. 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... командиры воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между командиром войсковой части ... и Киселевой О.В. заключен трудовой договор ..., согласно которому она с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность юрисконсульта Управления войсковой части с испытательным сроком 3 месяца, продолжительность рабочего дня (смены) установлена 8 часов.
Согласно п. 13 трудового договора Киселевой О.В. установлен должностной оклад в размере 8107,00 руб. в месяц, районный коэффициент – 30%, за работу в местности. Приравненной к районам Крайнего Севера и со сложными климатическими условиями в зависимости от стажа работы и возраста до 30%, за выслугу лет в МО РФ от 5% до 40%, (в соответствии с Приказом МО РФ ...)
Согласно договору на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» и войсковой частью 47130 учреждение обязуется осуществлять финансово – экономическое обеспечение войсковой части 47130 в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, которое включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, в также ведение учета и составление отчетности и интересах заказчика по начислению и своевременному обеспечению личного состава заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Как следует из представленных расчетных листков, за апрель и май 2022 года Киселевой О.В. начислялись: премиальные выплаты по итогам работы за месяц, премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ ....
Командиром войсковой части 47130 в апреле и мае 2022 года ежемесячно издавались приказы о премировании гражданского персонала войсковой части 47130 по итогам работы за каждый месяц, в размерах, согласно приложению к приказу.
Указанные приказы изданы в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 Киселевой О.В. начислена премия:
При этом в апреле и мае 2022 г. Киселевой О.В. за отработанные дни выплачена заработная плата, при начислении которой в состав МРОТ ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» включена ежемесячная премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010.
Доводы прокурора о нарушении трудовых прав Киселевой О.В. при начислении ей заработной платы, выразившемся на незаконном включении премии (по приказу в МО РФ от 26.07.2010 №1010) в МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях ( районный коэффициент и северный коэффициент) суд находит обоснованными и удовлетворению, исходя из следующего.
Дополнительная выплата, установленная Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010, осуществляется за счет экономии бюджетных средств, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и не может быть включена в состав средней заработной платы работника.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1.
Поскольку премия, выплачиваемая на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 осуществляется за счет экономии бюджетных средств, она не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда и не может быть включена состав заработной платы, которая в соответствии с установленными законодательством требованиями должна быть не менее установленного в РФ минимального размера оплаты труда.
Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил РФ (далее - Порядок).
В п. 2 Приказа от 26.07.2010 N 1010 предусмотрена выплата дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Из материалов дела следует, что премия, установленная Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., была включена ответчиком в состав МРОТ при начислении Киселевой О.В. заработной платы за апрель и май 2022г., следовательно, в полном объеме заработная плата не выплачена, что повлекло нарушение трудовых прав Киселевой О.В
На основании изложенного, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о признании незаконными действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», при начислении Киселевой О.В. заработной платы за апрель-май 2022 года и взыскании задолженности по заработной плате.
Определяя размер задолженности по заработной плате, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд исходит из следующего.
С учетом вышеприведенных норм закона в апреле 2022 г. за отработанное время Киселевой О.В. должна быть начислена заработная плата в размере
В мае 2022 года за отработанное время должна быть начислена заработная плата в размере
Всего за период апрель-май 2022 года истцу не выплачена заработная плата в размере
Таким образом, в пользу Киселевой О.В. с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата в размере ., из которой подлежит удержанию налог на доходы физических лиц в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Доводы, изложенные в письменных возражениях представителей ответчиков, о том, что приказами Министра обороны РФ ... и ..., ... не установлено, что предусмотренные этими приказами выплаты стимулирующего характера должны начисляться и выплачиваться работнику только после доначисления ему заработной платы до размера МРОТ, либо не подлежат учету при производстве доплаты до указанного размера, подлежат отклонению судом как несостоятельные.
В Постановлениях Конституционного Суда РФ в от 27.11.2008 N 11-П, от 07.12.2017 N 38-П и определениях от 01.10.2009 N 1160-О-О и от 17.12.2009 N 1557-О-О сформулированы правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 Трудового кодекса РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Заработная плата гражданского персонала войсковой части, с учетом всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда, должна быть не меньше предусмотренного в Российской Федерации МРОТ с повышающими коэффициентами в связи с работой в особых климатических условиях. Соответственно, премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, не может быть учтена при исчислении размера минимальной заработной платы работника.
Обсуждая ходатайство ответчика о пропуске срока для обращения за судебной защитой и проверяя соблюдение указанного срока, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Исковое заявление направлено почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ, в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, спорный период задолженности по заработной плате с таким образом, иск предъявлен в пределах годичного срока для защиты права, срок не пропущен.
Согласно ст. 211 ГПК РФ решение суда о выплате работнику заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Учитывая изложенное, решение суда в части взыскания заработной платы в сумме 7254,22 руб. подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Киселевой Оксаны Валерьевны удовлетворить.
Признать незаконными действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении Киселевой Оксане Валерьевне заработной платы за в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии, установленной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ....
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Киселевой Оксаны Валерьевны задолженность по заработной плате
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Решение в окончательной форме принято 30.09.2022.
Судья: Власова И.К.