РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года с. Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Сейрановой Е.А.
при секретаре Луценко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее –Управление Роспотребнадзора по <адрес>) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> <адрес>» (далее <адрес>» ) об обязании исполнить требования санитарного законодательства,
установил:
УправлениеРоспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к ГБУЗ СК «<адрес>», в котором просит обязать ответчика выполнять требования санитарного законодательства в части обеспечения обязанности в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) предоставления экстренного извещения в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного инфекционным заболеванием независимо от места его проживания.
Свои требования истец мотивировал тем, что согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
В соответствии с п. 24 санитарных правил и норм СанПиП 3.3686 -21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» - о каждом случае инфекционной болезни, носительства возбудителей инфекционной болезни или подозрении на инфекционную болезнь, а так же в случае смерти от инфекционной болезни медицинские работники обязаны втечение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) предоставить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по местувыявления больного (независимо от места его постоянного пребывания).
В <адрес>, больные граждане с клиникой инфекционного заболевания, обращаются за медицинской помощью ГБУЗ СК «<адрес> больница», которое должно выполнить требования вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил. Однако экстренные извещения о случаях заболевания инфекционными заболеваниями подаются с нарушением установленного законодательством срока представления.
О нарушении сроков подачи экстренных извещений, заболевших инфекционными заболеваниями, в межрайонный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> № поступила информация из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», куда подаются экстренные извещения о случаях инфекционного заболевания.
Согласно данной информации, ГБУЗ СК «<адрес> больница» систематически нарушает данную процедуру, а именно в течение 2 часов не сообщает по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) не предоставляет экстренные извещения о случаях инфекционной заболеваемости в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По информации от № №, № полученной из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес> не удалось принять своевременно меры по обеспечению мероприятий направленных на приостановление распространения инфекционного заболевания у граждан:
ФИО1 проживающего <адрес>(дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ РНК гриппа)- дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час);
ФИО2 проживающей <адрес> (дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ РНК гриппа) - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час);
ФИО3 проживающего <адрес> (дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ/б пневмония) - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час);
ФИО8 проживающей <адрес> (дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ в/б пневмония - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ(более 12 час);
ФИО4 проживающего <адрес> (дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ в/б пневмония- дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час).
По информации от ДД.ММ.ГГГГ вх №, № полученной из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» не удалось принять своевременно меры по обеспечению мероприятий направленных на приостановление распространения инфекционного заболевания у граждан:
ФИО5 проживающего <адрес>, дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ - ветряная оспа - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час);
ФИО6 проживающей <адрес>
дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ - туберкулез органов дыхания (подтвержденный) - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час)
По информации от ДД.ММ.ГГГГ вх № полученной из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» не удалось принять своевременно меры по обеспечению мероприятий направленных на приостановление распространения инфекционного заболевания у граждан:
ФИО7 проживающего <адрес>ата заболевания ДД.ММ.ГГГГ корь-дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час).
Вышеуказанные меры не приняты в связи с несвоевременной подачей экстренных извещений в адрес территориального органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Обязанностью медицинских работников является своевременное предоставление экстренных извещений. Как уже было сказано, это необходимо для своевременного проведения комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, различных для каждого случая инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, исполнения санитарно-эпидемиологических требований в целях предотвращения продолжающегося распространения инфекции.
Фактически ГБУЗ СК «Труновская РБ» предоставляет экстренные извещения с нарушением установленного законодательством срока представления такого рода информации.
Ответственность за данный вид нарушения предусмотрена ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ. В целях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 10.03.2022г. N336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля» (далее - Постановление № 336), которым установлены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Так, согласно п. 9 Постановления № 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения, которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и виде временного запрета деятельности).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры но привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
После принятия Постановления N 336 законодатель Федеральным законом от 14.07. 2022 N 290- ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внес соответствующие изменения в КоАП РФ, а именно в статью 28.1 КоАП РФ внесена часть 3.1. согласно которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела (к которым в том числе относятся сообщения и заявления граждан) может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
К указанным исключениям административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.3 КоАП РФ - не относятся.
Таким образом, в целях исключения привлечения к административной ответственности в обход проведение проверок в п. 9 Постановления № 336 и ч. 3.1 ст. 28.3 КоАП РФ установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках государственного контроля (надзора) и оформления их результатов, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
Ввиду данных обстоятельств, единственно доступным способом прекратить нарушения обязательных требований, является обращение с исковым заявлением в суд.
В судебное заседание представитель истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО11 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ГБУЗ СК «<адрес>» - главный врач ФИО12 в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ Управление Роспотребнадзора по <адрес> вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
На основании ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным юридических лиц.
На основании ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. Указанные правила определяют, в частности санитарно-эпидемиологические требования предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, а также устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания.
В судебном заседании установлено, что больные граждане с клиникой инфекционного заболеванияв <адрес>, обращаются за медицинской помощью в ГБУЗ СК «<адрес>», которое должно выполнить требования вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил. Однако экстренные извещения о случаях заболевания инфекционными заболеваниями подаются с нарушением установленного законодательством срока представления.
В соответствии с п. 24 санитарных правил и норм СанПиП 3.3686 -21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» - о каждом случае инфекционной болезни, носительства возбудителей инфекционной болезни или подозрении на инфекционную болезнь, а так же в случае смерти от инфекционной болезни медицинские работники обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) предоставить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту выявления больного (независимо от места его постоянного пребывания).
ДД.ММ.ГГГГ в межрайонный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> № поступила информация из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», куда подаются экстренные извещения о случаях инфекционного заболевания о нарушении сроков подачи экстренных извещений, заболевших инфекционными заболеваниями.
Так в нарушение сроков предоставления информации не удалось принять своевременно меры по обеспечению мероприятий направленных на приостановление распространения инфекционного заболевания у граждан: ФИО1 проживающего <адрес>(дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ РНК гриппа)-дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ(более 12 час); ФИО2 проживающей <адрес>(дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ РНК гриппа) - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час); ВолковаАлексеяСтепановича проживающего <адрес> (дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ в/б пневмония) - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час); ФИО8 проживающей <адрес> (дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ в/б пневмония - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час); ФИО4 проживающего <адрес> (дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ в/б пневмония - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час); ФИО5 проживающего <адрес> дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ - ветряная оспа - дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час); ФИО6 проживающей <адрес> - дата заболевания ДД.ММ.ГГГГ - туберкулез органов дыхания (подтвержденный)- дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час); ФИО7, проживающего <адрес>ата заболевания ДД.ММ.ГГГГ корь-дата сообщения ДД.ММ.ГГГГ (более 12 час).
Обязанностью медицинских работников является своевременное предоставление экстренных извещений. Как уже было сказано, это необходимо для своевременного проведения комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, различных для каждого случая инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, исполнения санитарно- эпидемиологических требований в целях предотвращения продолжающегося распространения инфекции.
Ответственность за данный вид нарушения предусмотрена ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановление Правительства РФ от 10.03,2022г. N336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля» (далее - Постановление № 336), которым установлены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Так, согласно п. 9 Постановления № 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения, которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и виде временного запрета деятельности).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
После принятия Постановления N 336 законодатель Федеральным законом от 14.07. 2022 № 290- ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внес соответствующие изменения в КоАП РФ, а именно в статью 28.1 КоАП РФ внесена часть 3.1. согласно которой дело об административномправонарушении, выражающемся в несоблюденииобязательныхтребований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора),муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела (к которым в том числе относятся сообщения и заявления граждан) может быть возбуждено только после проведения контрольного(надзорного) мероприятия и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 КоАП РФ. К указанным исключениям административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.3 КоАП РФ - не относятся.
Таким образом, в целях исключения привлечения к административной ответственности в обход проведения проверок в п. 9 Постановления № 336 и ч. 3.1 ст. 28.3 КоАП РФ установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках государственного контроля (надзора) и оформления их результатов, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
ГБУЗ СК «<адрес>» систематически нарушает требования п. 24 санитарных правил и норм СанПиП 3.3686 -21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», а именно в течение 2 часов не сообщает по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) не предоставляет экстренные извещения о случаях инфекционной заболеваемости в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если такие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>, ОГРН №, ИНН №) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> <адрес>» (<адрес>, <адрес>, <адрес>, ОГРН №, ИНН №) об обязании исполнить требования санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать ГБУЗ СК «<адрес>» выполнять требования санитарного законодательства в части обеспечения обязанности в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) предоставления экстренного извещения в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного инфекционным заболеванием независимо от места его проживания.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А.Сейранова