Решение по делу № 2-511/2024 от 03.06.2024

УИД: 71RS0017-01-2024-000624-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июля 2024 года                                                                  рп Арсеньево Тульская область

Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Деркача В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловой Т.В.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Арсеньевского района Тульской области Аникеева Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-511/2024 по иску прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Арсеньевский район о возложении обязанности,

установила:

прокурор Арсеньевского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании бездействия выразившегося в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства – водопроводные сети, расположенные на территориях сельских поселений Арсеньевского района Тульской области, а именно: с. Ивановское, с. Нивны, д. Кудеяровка, д. Корытинка, д. Бандикова, д. Стрикино, п. Мощевский, п. Октябрьский и возложении обязанности принять эти меры в соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Арсеньевский район обязанности по своевременному выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлено, что водопроводные сети, расположенные на территориях сельских поселений Арсеньевского района Тульской области, в частности: с. Ивановское, с. Нивны, д. Кудеяровка, д. Корытинка, д. Бандикова, д. Стрикино, п. Мощевский, п. Октябрьский, имеют признаки бесхозяйных недвижимых вещей, но на кадастровый учет в таком качестве они не поставлены. 24 октября 2023 года прокурором внесено представление об устранении указанных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено, а недостатки не устранены.

Определением суда от 24 июня 2024 года производство по настоящему делу в части требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства – водопроводные сети, расположенные на территориях сельских поселений Арсеньевского района Тульской области, а именно: с. Ивановское, с. Нивны, д. Кудеяровка, д. Корытинка, д. Бандикова, д. Стрикино, п. Мощевский, п. Октябрьский, прекращено в связи с отказом административного истца от этой части иска и в тот же день судом вынесено определение о переходе рассмотрения этого дела в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ.

В итоге истец просит возложить на ответчика обязанность принять меры по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства – водопроводные сети, расположенные на территориях сельских поселений Арсеньевского района Тульской области, а именно: с. Ивановское, с. Нивны, д. Кудеяровка, д. Корытинка, д. Бандикова, д. Стрикино, п. Мощевский, п. Октябрьский, в соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ.

В судебном заседании заместитель прокурора Арсеньевского района Тульской области Аникеев Р.С. полностью поддержал заявленное требование по изложенным в иске основаниям и просил его удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования Арсеньевский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом было определено о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в п.п. 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).

Пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 5 ст. 8 того же закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обязан обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и признание права муниципальной собственности на них.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Согласно п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в п. 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по итогам прокурорской проверки на территории Арсеньевского района Тульской области выявлены водопроводные сети, расположенные в следующих сельских поселениях: с. Ивановское, с. Нивны, д. Кудеяровка, д. Корытинка, д. Бандикова, д. Стрикино, п. Мощевский, п. Октябрьский, которые имеют признаки бесхозяйных недвижимых вещей.

24 октября 2023 года прокурором Арсеньевского района Тульской области в адрес главы администрации муниципального образования Арсеньевский район внесено представление о принятии мер к признанию муниципальной собственностью этих объектов недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 225 ГК РФ.

Письмом администрации муниципального образования Арсеньевский район дан ответ о том, что на территории Арсеньевского района действительно выявлены объекты недвижимости имеющие признаки бесхозяйных в том числе восемь водопроводных сетей, расположенных в следующих населенных пунктах: с. Ивановское, с. Нивны, д. Кудеяровка, д. Корытинка, д. Бандикова, д. Стрикино, п. Мощевский, п. Октябрьский.

Также письмом администрации муниципального образования Арсеньевский район от 27 ноября 2023 года № 07-3159 указано, что ведется работа по подготовке документации для постановки на кадастровый учет этих бесхозяйных водопроводных сетей, а письмом от 20 мая 2024 года также указано, что эти водопроводные сети 27 декабря 2023 года поставлены на кадастровый учет в качестве бесхозяйных, но срок подачи искового заявления увеличен в связи с отсутствием в штате администрации должности юриста. При этом указано, что в срок до 15 июня 2024 года данные иски будут поданы.

Согласно выпискам из ЕГРН, сооружения коммунального хозяйства – водопроводные сети, расположенные в следующих населенных пунктах Арсеньевского района Тульской области: с. Ивановское (1965 года постройки, протяженностью 1 628 м с кадастровым ); д. Кудияровка (1970 года постройки, протяженностью 732 м с кадастровым ); п. Октябрьский (1965 года постройки, протяженностью 2 103 м с кадастровым ) поставлены на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов.

При этом, в производстве Одоевского межрайонного суда Тульской области имеются гражданские дела: № 2-627/2024, № 2-628/2024 и № 2-629/2024, возбужденные по заявлениям администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании прав муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости.

Положениями ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Таким образом, спорные объекты, в отношении которых заявлены требования, являются объектами недвижимости - инженерными сооружениями, прочно связанными с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба невозможно.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 1).

Указанные в ч. 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений ст.ст. 16 и 17 настоящего Федерального закона (п. 2).

Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей (п. 3).

Исходя из изложенного, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на эти бесхозяйные системы.

Непринятие органами местного самоуправления мер по учету указанных объектов не лишает эти объекты признаков бесхозяйных вещей (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

При этом названные меры объективно не могут быть реализованы при неопределенности в вопросе принадлежности этих объектов, а их постановка на кадастровый учет также не делает установленную законодательством обязанность администрации выполненной.

В таких условиях, отсутствие собственника этих объектов неизбежно влечет к отсутствию должного контроля за их техническим состоянием, проведению должным образом профилактических и ремонтных работ, а также обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего возникает риск чрезвычайной ситуации.

Материалами дела подтверждено, что указанные водопроводные сети не являются государственной, муниципальной или иной собственностью, на балансе муниципального образования Арсеньевский район либо другого лица не состоят, их собственник до настоящего времени не определен, они ни за кем не закреплены, никто не следит за их техническим состоянием, т.е. все они являются бесхозяйными.

Доказательств того, что у указанные водопроводные сети имеют собственника, ответчиком не представлено, а наличие в производстве суда гражданских дел о признании права муниципальной собственности на эти объекты не образует достаточных оснований к признанию обязанности администрации выполненной поскольку итогового решения по этим делам в настоящий момент не принято, при этом право собственности на недвижимость возникает только с момента регистрации такого права, чего на сегодняшний день отсутствует.

Таким образом, поскольку водопроводные сети являются объектами коммунальной инфраструктуры, которыми пользуются жители Арсеньевского района, в том числе из числа социальной уязвимой категории граждан, орган местного самоуправления, как орган власти, обязан принять меры, направленные на контроль, содержание и надлежащее их использование. Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, может создать угрозу бесперебойному снабжению водой граждан и других лиц.

Резюмируя, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска, поскольку бездействие ответчика по непринятию своевременных и достаточных мер к признанию муниципальной собственностью указанного бесхозяйного недвижимого имущества может повлечь определенные последствия и нарушить права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При указанных обстоятельствах, учитывая стадию на которой находится оформление прав муниципальной собственности на указанные бесхозяйные водопроводные сети и сроки, предусмотренные в том числе ст. 225 ГК РФ, суд полагает разумным установить срок исполнения настоящего решения в пределах одного года с момента вступления его в законную силу полагая, что этого срока будет достаточно для принятия соответствующих решений и выполнения всех необходимых действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Арсеньевский район о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования Арсеньевский район (ОГРН: 1027103272954, дата присвоения ОГРН: 4 декабря 2002 года, ИНН: 7121001065) обязанность – в течение 1 (одного) года с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства – водопроводные сети, расположенные на территории следующих сельских поселений Арсеньевского района Тульской области: с. Ивановское, с. Нивны, д. Кудеяровка, д. Корытинка, д. Бандикова, д. Стрикино, п. Мощанский, п. Октябрьский и принять иные меры по признанию права муниципальной собственности на них.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционных жалобы, представления через Одоевский межрайонный суд Тульской области.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2024 года

Председательствующий                                                                                        В.В.Деркач

2-511/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Арсеньевского района
Ответчики
администрация МО Арсеньевский район
Суд
Одоевский районный суд Тульской области
Судья
Деркач Виталий Владимирович
Дело на странице суда
odoevsky.tula.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация административного искового заявления
03.06.2024Передача материалов судье
05.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее