Решение по делу № 2-282/2021 от 28.01.2021

Дело № 2-282/21

                    РЕШЕНИЕ (заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Гагарин                                                       10 марта 2021 года

Гагаринский районный суд Смоленской области в составе

председательствующего судьи    Сысоевой Н.В.

при секретаре            Мироненковой А.Б.

с участие прокурора         Британовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,

установил:

    Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области об обязании привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную около дома 74 по ул.Красноармейская в г.Гагарине Смоленской области (№3 по реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов МО Гагаринского городского поселения Смоленской области), а именно: основание площадки забетонировать или заасфальтировать, ограничить по периметру бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками), оборудовать твердым покрытием подъездной путь для автотранспорта и обязании содержать данную площадку за счет средств бюджета.

В обоснование иска указано, что орган местного самоуправления, то есть Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области, в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», ст. 36 ЖК РФ устранилась от своих обязанностей по содержанию и обустройству включенной в реестр муниципальной собственности площадки накопления твердых коммунальных отходов, что порождает многочисленные жалобы жильцов данного микрорайона, на которые ответчик не реагирует.

В судебном заседании прокурор Британова Н.Н. заявленные требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в суд не явился, ранее иск не признал, указав, что обязанность обустроить требуемую площадку лежит на управляющей организации, а также собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание. Кроме того, обратил внимание на то, что исполнение обязанности по приведению места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в надлежащее состояние, а также содержание указанной площадки за счет средств местного бюджета приведет к увеличению расходной части бюджета.

Представитель третьего лица – ООО «Гагаринское ЖЭУ» - Сельденкова Т.Н., поддерживая иск прокурора, сослался на то, что в силу ст.36 ЖК РФ, управляющая компания и собственники не обязаны вкладывать денежные средства в оборудование и содержание данной площадки и просила обязать администрацию МО «Гагаринский район» привести в соответствие с требованиями место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу.

Представитель третьего лица – управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст.155 ЖК РФ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к числу коммунальных услуг.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов, в том числе ТКО, определены в ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В этой связи отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 42-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия и способы сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания предусматриваться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с которыми накопление ТКО допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно­эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (ст.3 главы II «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений»).

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы, связанные с созданием и содержанием мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случает, когда такая обязанность лежит на других лицах».

Согласно реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования Гагаринского городского поселения Смоленской области, место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенное около дома 74 по ул.Красноармейская в г.Гагарине Смоленской области находится на земельном участке, который является муниципальной собственностью (л.д.9-13).

Таким образом, в силу положений статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, земельный участок с расположенным на нём местом (площадкой) накопления твёрдых коммунальных отходов, не является общим имуществом собственников помещений дома 74 по ул.Красноармейская в г.Гагарине Смоленской области. На этом же основании в отношении места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке, принадлежащем органам местного самоуправления, не применимы положения пункта 26 (1) «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290. Пунктом «в» статьи 15 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, однозначно определено, что «в состав услуг и работ по содержанию общего имущества не входит уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Следовательно, оборудование и содержание контейнерных площадок должен осуществлять собственник земельного участка - орган местного самоуправления, то есть Администрация муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области. Данный вывод подтверждается положениями статьи 132 Конституции РФ, в соответствии с которой «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью», и положениями статьи 210 ГК РФ, в соответствии с которой «собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества».

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли. При этом возложение обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании Федерального закона, либо на основании договора.

Постановлением    Администрации    муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области от 31.12.2019 №2130 (в редакции Постановления от 09.12.2020 №1533) утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов МО Гагаринского городского поселения Смоленской области, в соответствии с которым собственником мест (площадок) накопления ТКО является МО Гагаринское городское поселение.

Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области, к которой на основании решения Совета депутатов г. Гагарина Смоленской области от 09.07.2015 № 82 с 14.09.2015 перешли полномочия администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области, по сути, признает необходимость надлежащего обустройства существующей и включенной в реестр мест (площадок) накопления твердых отходов, что следует из реестра, однако никаких активных мер к обустройству спорного объекта не принимает.

В силу положений ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» (в редакции от 26.07.2019) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Поскольку включенная в Реестр спорная площадка накопления твердых отходов не отвечает требованиям, предъявляемым к ее содержанию, а также требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, право граждан не может быть поставлено в зависимость от наличия у Администрации МО «Гагаринский район» достаточных средств бюджетного финансирования.

Руководствуясь ст. ст. 235, 237 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу:

- привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного около дома 74 по ул.Красноармейская в г.Гагарине Смоленской области, а именно: основание площадки забетонировать или заасфальтировать, ограничить по периметру бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками), оборудовать твердым покрытием подъездной путь для автотранспорта.

Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области содержать данную площадку за счет средств местного бюджета.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                        Н.В.Сысоева

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2021 года.

2-282/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гагаринская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МО "Гагаринский район" смоленской области
Другие
Управление ЖКХ и С Администрации МО "Гагаринский район"
ООО "Стройизоляция"
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Сысоева Нина Виссарионовна
Дело на странице суда
gagarin.sml.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2021Передача материалов судье
02.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.02.2021Предварительное судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
15.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
17.05.2021Дело оформлено
31.05.2021Дело передано в архив
10.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее