Решение по делу № 12-16/2024 от 26.02.2024

К делу №12-16/2024

РЕШЕНИЕ

город Тихорецк 22 апреля 2024 года

Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Караминдов Д.П., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Евгении Александровны на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023 заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район Савельева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Савельева Е.А. обжаловала его в апелляционном порядке, считает оспариваемое постановление необоснованным и противоречащим закону, а выводы о её виновности преждевременными. Полагает, что она, как заместитель главы, не может быть отнесена к субъектам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, что в её действиях отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения, в связи с чем, просит постановление отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании Савельева Е.А. доводы жалобы поддержала и настаивала на её удовлетворении.

Представитель органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения относительно существа жалобы, просит оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу Савельевой Е.А. - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя департамента.

Изучив доводы жалобы и поступивших на жалобу возражений, выслушав заявителя, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему выводу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, несвязан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как усматривается из материалов дела, дело об административном правонарушении возбуждено по факту нарушения администрацией МО Тихорецкий район условий предоставления (расходования) субвенции, предоставленной из бюджета Краснодарского края, выразившегося в неправомерной передаче полномочия по реализации функций заказчика по приобретению, поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», которым произведены расходы на общую сумму 15009317,35 рублей, а также в необеспечении целевого расходования средств краевого бюджета в размере 556899,20 рублей.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №966 утверждена государственная программа Краснодарского края «Развитие здравоохранения» (далее – ГП КК «Развитие здравоохранения»).

Согласно Приложению №2 в состав ГП КК «Развитие здравоохранения» входит подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, Развитие первичной медико-санитарной помощи» (далее – Приложение №2 ГП КК «Развитие здравоохранения»).

Согласно пункту 4 Приложения №2 ГП КК «Развитие здравоохранения» предоставление субвенций бюджетам муниципальных оразований Краснодарскго края для строительства офиса врача общей практики осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (далее – Закон КК №805-КЗ»).

Расходование субвенций осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 №970 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субвенций из краевого бюджета местным бюджетам на исполнение отдельных государственных полномочий в области социальной сферы (далее – Порядок №970).

В соответствии со статьей 1 Закона КК №805-КЗ органы местного самоуправления МО Тихорецкий район наделены, в том числе, государственными полномочиями на строительство зданий, включая проектно-изыскательские работы, для размещения фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, врачебных амбулаторий и офисов врача общей практики, а также строительство иных объектов здравоохранения, начатое до 01.01.2019, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских организациях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и медицинской помощи, оказываемой в специализированных кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях) в Краснодарском крае.

Пунктом 5 Порядка №970 определено, что расходование субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в соответствии с Законом №805-КЗ.

Пунктом 9 того же Порядка установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых отчетных сведений в соответствии с действующим законодательством.

В рамках осуществления указанных отдельных государственных полномочий между министерством здравоохранения Краснодарского края и администрацией МО Тихорецкий район подписаны соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 14.04.2020 №27-С (далее - Соглашение 2020 года №27-C), от 10.02.2021 №15-С (далее - Соглашение №15-С) и от 05.03.2022 №27-С (далее - Соглашение 2022 года №27-С).

На основании Закона №805-КЗ и Закона Краснодарского края от 23.12.2019 №4200-КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» министерство здравоохранения Краснодарского края заключило с администрацией МО Тихорецкий район Соглашение о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 14.04.2020 №27-С.

В соответствии с предметом указанного Соглашения (пункт 1.1) министерство здравоохранения Краснодарского края доводит предельные объемы финансирования на лицевой счет администрации МО Тихорецкий район в 2020 году за счет средств краевого бюджета в форме субвенций в сумме 15 000 000,00 рублей, в том числе на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района.

Завершение строительства офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района осуществлялось в рамках реализации мероприятий, определенных дополнительным соглашением №1 от 26.03.2021 к соглашению о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 10.02.2021 №15-С, по которому на завершение строительства офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района из средств краевого бюджета в форме субвенций в 2021 году доведены предельные объемы финансирования в сумме 12 515 000,00 рублей.

Муниципальное образование в соответствии с пунктом 2.2.4 Соглашения 2020 года №27-С обеспечивает размещение заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; в соответствии с пунктом 2.2.5 - осуществляет целевое и эффективное использование средств краевого бюджета»; в соответствии с пунктом 2.2.7 – осуществляет в рамках своих полномочий контроль за целевым использованием бюджетных средств; в соответствии с пунктом 3.2 - несет ответственность за целевое использование субвенций, полученных в рамках настоящего соглашения, и достоверность предоставляемых отчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное мероприятие муниципальным образованием осуществлялось на основании постановления администрации МО Тихорецкий район от 26.03.2020 №531 «О направлении бюджетных инвестиций из бюджета муниципального образования Тихорецкого района в объекты капитального строительства».

На основании статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и пункта 2.2 Устава МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», утвержденного постановлением администрации МО Тихорецкий район от 11.02.2020 №206, функциями заказчика с правом осуществления оплаты расходов по объекту «Строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района» администрация МО Тихорецкий район наделила МКУ МО ТР «Единая служба заказчика».

Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Тихорецкий район средства краевого бюджета, предоставленные в форме субвенции в сумме 10 782 528,56 рублей, перечислены на лицевой счет муниципального казенного учреждений муниципального образования Тихорецкий район «Единая служба заказчика» (далее - МКУ МО ТР «Единая служба заказчика»), в том числе 13.07.2021, 15.07.2021, 16.07.2021, 05.08.2021, 06.08.2021, 11.08.2021. 13.08.2021, 27.08.2021, 07.09.2021, 08.09.2021, 21.09.2021, 28.10.2021, 10.11.2021, 29.11.2021, 15.12.2021, 27.12.2021.

Во исполнение обязательств, установленных Соглашением 2020 года №27-С и Соглашения № 15-С, а также по результатам аукционов в электронной форме МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» заключило 17 муниципальных контрактов на выполнение работ, приобретение медицинского и офисного оборудования, мебели и инвентаря, по объекту «Строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района».

В соответствии с пунктом 2.1.3 Соглашения 2020 года №27-С непосредственно «на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района» МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» затрачено 13 041 220,86 рублей, на оснащение офиса врача общей практики в поселке Братском израсходовано 1 968 096,49 рублей.

В ходе проверки выполнения администрацией МО Тихорецкий район условий Соглашения 2020 года № 27-С и Соглашения № 15-С установлено следующее.

Частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ, частью 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 15.07.2005 №918-КЗ «О межбюджетных отношениях в Краснодарском крае» (далее – Закон №918-КЗ) определено, что субвенции местным бюджетам из краевого бюджета предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Краснодарского края, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно части 6 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Закона № 805-КЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Согласно пункту 3 Порядка №970 субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на основании соглашений, заключенных между исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и администрациями муниципальных образований.

Согласно пункту 5 Порядка №970 расходование субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в соответствии с Законом № 805-КЗ.

В ходе проверки установлено, что заказчиком и лицом, понесшим фактические расходы по реализации переданных по Соглашению 2020 года №27-С и Соглашению № 15-С государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района, выступило МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», которое согласно пункту 1.3 Устава является некоммерческой организацией и не имеет статуса органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район определены в статье 7 Устава муниципального образования Тихорецкий район. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ, статье 7 Устава МО Тихорецкий район, МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» не отнесено к органам местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район.

Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлено, что закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать, в том числе перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления.

Исчерпывающий перечень прав органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, установленный статьей 8 Закона № 805-КЗ, не предусматривает возможность передачи ими обязанностей, указанных в части 1 статьи 8 Закона № 805-КЗ, иным лицам.

Исходя из вышеизложенного, передача администрацией МО Тихорецкий район отдельных государственных полномочий, переданных ей субъектом Российской Федерации, муниципальному казенному учреждению муниципального образования Тихорецкий район «Единая служба заказчика» полномочий заказчика и полномочий по осуществлению расходов на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района, осуществлено с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края.

Таким образом, администрацией МО Тихорецкий район в связи с ненадлежащим исполнением бюджетных полномочий, предусмотренных статьёй 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 8 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», пункта 5 Положения о порядке предоставления субвенций из краевого бюджета местным бюджетам на исполнение отдельных государственных полномочий в области социальной сферы, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 №970, Соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 14.04.2020 №27-С и Соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 10.02.2021 №15-С, в результате несоблюдения в 2020 – 2021 гг. порядка расходования субвенции, неправомерно переданы полномочия по реализации функций заказчика по приобретению, поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», которым произведены расходы на общую сумму 15 009 317,35 рублей.

Пунктом 1.1 Соглашения на 2020 год №27-С определено, что средства выделяются в объемах, предусмотренных сводным сметным расчетом, в том числе затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, мебели, инвентаря и прочие расходы.

Сводным сметным расчетом и локальными сметами по объекту «строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района» (положительное заключение по проверке достоверности сметной стоимости №23-1-0202-20, выданное ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» 28.01.2020) предусмотрена общая стоимость строительства данного объекта в ценах 2 квартала 2019 года (с учетом НДС 20,0 %) в размере 20 031,81 тыс. рублей.

Пунктом 2.1.3 Соглашения на 2020 год №27-С установлено, что доведение предельных объемов финансирования на лицевой счет, открытый УФК по Краснодарскому краю, бюджету МО Тихорецкий район осуществляется в соответствии с предоставленной заявкой в сумме 15 000 000,00 рублей на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района.

Таким образом, в рамках Соглашения №27-С на 2020 год средства краевого бюджета в форме субвенций были предоставлены администрации МО Тихорецкий район на осуществление государственных полномочий непосредственно на строительство здания для размещения офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района.

МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» приобрело для оснащения офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района медицинского и прочего оборудования, медицинской и офисной мебели, инвентаря, на общую сумму 1 968 096,49 рублей.

Приложением №23 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543н, утвержден «Стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)», который распространяется на оснащение «офиса врача общей практики» (далее – Стандарт №543н).

Сверка приобретенного МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» оборудования, мебели и инвентаря с перечнем наименования оснащения, предусмотренного Приложением №23 Стандарта №543н, выявлены факты приобретения оснащения, не соответствующего требованиям Стандарта №543Н, на общую сумму 556 899,20 рублей.

Расчетно-платежные операции произведены 13.08.2021, 15.07.2021, 27.08.2021.

Приложением №23 к Стандарту № 543н предусмотрено оснащение центра (отделения) общей врачебной практики (ВОП) медицинским холодильниками специального назначения (для хранения медикаментов и для хранения вакцин), а также при наличии дневного стационара: кроватями/кушетками для дневного стационара (пункт 26); стульями для дневного стационара (пункт 28); шкафами для верхней одежды для дневного стационара (пункт 29).

Ввиду того, что в офисе врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района дневной стационар не предусмотрен, приобретение холодильника для бытовых нужд, 12 стульев и 2 шкафов для верхней одежды произведено в нарушение требований Стандарта №543н.

Таким образом, с учетом положений статей 161, 306.4 Бюджетного Кодекса РФ, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса РФ, статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, введенного Федеральным законом от 29.12.2004 №190-ФЗ; пункта 2 и подпункта «д» пункта 6 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468; приложения №23 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543н; пунктов 2.2.5 и 2.2.7 Соглашения 2020 года №27-С, Соглашения №15-С, оплата расходов по приобретению оборудования, мебели и инвентаря, приобретение которых не предусмотрено сводным сметным расчетом, локальными сметными расчетами и приложением №23 Стандарта №543н, являются необоснованными, неправомерными бюджетными расходами и не соответствуют целям их предоставления.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что администрацией МО Тихорецкий район не соблюдены требования пункта 5 Порядка №970, согласно которому расходование субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в соответствии с Законом №805-КЗ, которым определено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Неправомерная передача полномочий на реализацию функций заказчика по приобретению, поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братский Тихорецкого района не позволило администрации МО Тихорецкий район обеспечить целевое использование средств краевого бюджета, чем нарушены нормы действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, а также требования пунктов 2.2.5, 2.2.7 Соглашения 2020 года №27-С и Соглашения №15-С.

Довод заявителя о том, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2019 №434-р «О совершенствовании деятельности структурных подразделений администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края» органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, являющимся получателями субсидий из краевого бюджета на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности, рекомендовано наделить функциями муниципального заказчика единый орган местного самоуправления (единственное подведомственное муниципальное казенное учреждение), несостоятелен, поскольку Соглашением 2020 года №27-С и Соглашением 2021 года №15-С средства краевого бюджета доведены муниципальному образованию в форме субвенций.

Несостоятелен и довод апеллянта о том, что оснащение врачебной амбулатории осуществлялось в соответствии с Приложением №14 к Стандарту №543н, поскольку Приложение №14 к Стандарту № 543н предназначено для оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), средства субвенции предоставлены на строительство офиса врача общей практики. Кроме того, проектная документация разработана под здание офиса врача общей практики с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 9 Приложения №21 Стандарта №543н, а не под фельдшерско-акушерский пункт с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 8 Приложения №15 Стандарта №543н и не под врачебную амбулаторию с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 11 Приложения №12 Стандарта №543н.

Несостоятельным надлежит признать и довод жалобы о том, что затраты на комплектацию здания ВОП были согласованы на стадии разработки проектно-сметной документации, в том числе на основании требования ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ», поскольку из представленных документов, в том числе из письма главного врача ГБУЗ «Тихорецкая ЦРЮ», усматривается обоснование необходимого инвентаря и мебели, исходя из норм Приложения №14 к Стандарту №543н, предназначенного для оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта). Средства субвенции предоставлены на строительство офиса врача общей практики, следовательно, применение Приложения №14 является необоснованным. Кроме того, проектная документация разработана под здание офиса врача общей практики с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 9 Приложения №21 Стандарта №543н, а не под фельдшерско-акушерский пункт и не под врачебную амбулаторию.

Административная ответственность по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к вышеназванной правовой норме под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в том числе, в государственных и муниципальных организациях.

Распоряжением администрации МО Тихорецкий район от 27.12.2019 №334-р «О распределении должностных обязанностей между первым заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район, заместителями главы муниципального образования Тихорецкий район» (далее – Распоряжение №334-р) разделом 3 закреплены должностные обязанности заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи.

В соответствии со структурой администрации МО Тихорецкий район, утвержденной решением Совета МО Тихорецкий район от 21.04.2021 №228, в непосредственном подчинении заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи находится Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Тихорецкий район, в ведомственном подчинении которого находится МКУ МО ТР «Единая служба заказчика». Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО Тихорецкого района является, в том числе, учредителем МКУ МО ТР «Единая служба заказчика».

В пункте 3.2 Распоряжения №334-р закреплено, что заместитель главы МО Тихорецкий район непосредственно координирует и контролирует работу управлений, отделов администрации МО Тихорецкий район: отдела капитального строительства; управления жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципального предприятия, обеспечивающего выполнение задач и функций в курируемых областях.

В пункте 3.4.3 Распоряжения №334-р указано, что заместитель главы МО Тихорецкий район организует и координирует работу по осуществлению полномочий, координируемых и контролируемых управления, отдела администрации МО Тихорецкий район, муниципального предприятия МО Тихорецкий район, предусмотренных в соответствующих правовых актах Российской Федерации, Краснодарского края и МО Тихорецкий район».

Пунктом 3.7 должностной инструкции заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи, утвержденных главой МО Тихорецкий район от 23.10.2020 (далее – Должностная инструкция), определено, что заместитель главы координирует и контролирует работу: управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципальных учреждений (предприятий), обеспечивающих выполнение задач и функций в курируемых областях, обеспечивает выполнение иных полномочий администрации в курируемых сферах (областях) в соответствии с законодательством, Уставом МО Тихорецкий район, муниципальными правовыми актами муниципального образования Тихорецкий район, организует и контролирует выполнение федеральных правовых актов, правовых актов Краснодарского края, управлениями, отделами администрации, муниципальными предприятиями, обеспечивает своевременное принятие соответствующих муниципальных правовых актов, заключение договоров (соглашений), в том числе гражданско-правового характера, по курируемым вопросам.

Распоряжением главы МО Тихорецкий район от 06.02.2020 №31-л/с на должность заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи, назначена Савельева Е.А.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, исходя из правого статуса, определенного вышеперечисленными правовыми нормами и документами, на момент совершения правонарушения Савельева Е.А. являлась должностным лицом, наделенным организационно-распорядительным функциями, а, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения должностным лицом требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях (бездействии) Савельевой Е.А.

Вина Савельевой Е.А. заключается в том, что ею, как должностным лицом, не обеспечено безусловное исполнение требований бюджетного законодательства, а также условий соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта в части координации управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства, муниципальным учреждением, обеспечивающими выполнение задач и функций в курируемых областях повлекшее за собой неправомерную передачу полномочий на реализацию функций заказчика; нецелевое расходование средств краевого бюджета в размере 55899,20 рублей, то есть не обеспечено надлежащее соблюдение требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно устанавливающих порядок и условия предоставления (расходования) средств межбюджетного трансферта.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом плановой выездной проверки, соглашениями о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций, Стандартом оснащения центра (отделения) общей врачебной практики, иными материалами дела.

Таким образом, Савельева Е.А. – заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район обоснованно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о её невиновности в совершении правонарушения опровергаются доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения жалобы.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены место совершения административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Действия Савельевой Е.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению или разрешению дела, не допущено. Порядок, срок и процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено Савельевой Е.А. в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание, что обжалуемое постановление принято с правильным применением норм материального и процессуального права, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, и их устранения, оснований для отмены постановления не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств не свидетельствуют о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, и правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не являются.

Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы о виновности Савельевой Е.А. в совершении вмененного ей правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Поданная жалоба не содержит каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого постановления. Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Савельевой Е.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные, приведенные в жалобе доводы, не влекут отмену постановления должностного лица, несогласие заявителя с оценкой доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1–30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Евгении Александровны на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Савельевой Евгении Александровны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти суток.

Судья Тихорецкого

городского суда Д.П. Караминдов

К делу №12-16/2024

РЕШЕНИЕ

город Тихорецк 22 апреля 2024 года

Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Караминдов Д.П., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Евгении Александровны на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023 заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район Савельева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Савельева Е.А. обжаловала его в апелляционном порядке, считает оспариваемое постановление необоснованным и противоречащим закону, а выводы о её виновности преждевременными. Полагает, что она, как заместитель главы, не может быть отнесена к субъектам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, что в её действиях отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения, в связи с чем, просит постановление отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании Савельева Е.А. доводы жалобы поддержала и настаивала на её удовлетворении.

Представитель органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения относительно существа жалобы, просит оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу Савельевой Е.А. - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя департамента.

Изучив доводы жалобы и поступивших на жалобу возражений, выслушав заявителя, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему выводу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, несвязан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как усматривается из материалов дела, дело об административном правонарушении возбуждено по факту нарушения администрацией МО Тихорецкий район условий предоставления (расходования) субвенции, предоставленной из бюджета Краснодарского края, выразившегося в неправомерной передаче полномочия по реализации функций заказчика по приобретению, поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», которым произведены расходы на общую сумму 15009317,35 рублей, а также в необеспечении целевого расходования средств краевого бюджета в размере 556899,20 рублей.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №966 утверждена государственная программа Краснодарского края «Развитие здравоохранения» (далее – ГП КК «Развитие здравоохранения»).

Согласно Приложению №2 в состав ГП КК «Развитие здравоохранения» входит подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, Развитие первичной медико-санитарной помощи» (далее – Приложение №2 ГП КК «Развитие здравоохранения»).

Согласно пункту 4 Приложения №2 ГП КК «Развитие здравоохранения» предоставление субвенций бюджетам муниципальных оразований Краснодарскго края для строительства офиса врача общей практики осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (далее – Закон КК №805-КЗ»).

Расходование субвенций осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 №970 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субвенций из краевого бюджета местным бюджетам на исполнение отдельных государственных полномочий в области социальной сферы (далее – Порядок №970).

В соответствии со статьей 1 Закона КК №805-КЗ органы местного самоуправления МО Тихорецкий район наделены, в том числе, государственными полномочиями на строительство зданий, включая проектно-изыскательские работы, для размещения фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, врачебных амбулаторий и офисов врача общей практики, а также строительство иных объектов здравоохранения, начатое до 01.01.2019, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских организациях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и медицинской помощи, оказываемой в специализированных кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях) в Краснодарском крае.

Пунктом 5 Порядка №970 определено, что расходование субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в соответствии с Законом №805-КЗ.

Пунктом 9 того же Порядка установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых отчетных сведений в соответствии с действующим законодательством.

В рамках осуществления указанных отдельных государственных полномочий между министерством здравоохранения Краснодарского края и администрацией МО Тихорецкий район подписаны соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 14.04.2020 №27-С (далее - Соглашение 2020 года №27-C), от 10.02.2021 №15-С (далее - Соглашение №15-С) и от 05.03.2022 №27-С (далее - Соглашение 2022 года №27-С).

На основании Закона №805-КЗ и Закона Краснодарского края от 23.12.2019 №4200-КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» министерство здравоохранения Краснодарского края заключило с администрацией МО Тихорецкий район Соглашение о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 14.04.2020 №27-С.

В соответствии с предметом указанного Соглашения (пункт 1.1) министерство здравоохранения Краснодарского края доводит предельные объемы финансирования на лицевой счет администрации МО Тихорецкий район в 2020 году за счет средств краевого бюджета в форме субвенций в сумме 15 000 000,00 рублей, в том числе на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района.

Завершение строительства офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района осуществлялось в рамках реализации мероприятий, определенных дополнительным соглашением №1 от 26.03.2021 к соглашению о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 10.02.2021 №15-С, по которому на завершение строительства офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района из средств краевого бюджета в форме субвенций в 2021 году доведены предельные объемы финансирования в сумме 12 515 000,00 рублей.

Муниципальное образование в соответствии с пунктом 2.2.4 Соглашения 2020 года №27-С обеспечивает размещение заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; в соответствии с пунктом 2.2.5 - осуществляет целевое и эффективное использование средств краевого бюджета»; в соответствии с пунктом 2.2.7 – осуществляет в рамках своих полномочий контроль за целевым использованием бюджетных средств; в соответствии с пунктом 3.2 - несет ответственность за целевое использование субвенций, полученных в рамках настоящего соглашения, и достоверность предоставляемых отчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное мероприятие муниципальным образованием осуществлялось на основании постановления администрации МО Тихорецкий район от 26.03.2020 №531 «О направлении бюджетных инвестиций из бюджета муниципального образования Тихорецкого района в объекты капитального строительства».

На основании статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и пункта 2.2 Устава МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», утвержденного постановлением администрации МО Тихорецкий район от 11.02.2020 №206, функциями заказчика с правом осуществления оплаты расходов по объекту «Строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района» администрация МО Тихорецкий район наделила МКУ МО ТР «Единая служба заказчика».

Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Тихорецкий район средства краевого бюджета, предоставленные в форме субвенции в сумме 10 782 528,56 рублей, перечислены на лицевой счет муниципального казенного учреждений муниципального образования Тихорецкий район «Единая служба заказчика» (далее - МКУ МО ТР «Единая служба заказчика»), в том числе 13.07.2021, 15.07.2021, 16.07.2021, 05.08.2021, 06.08.2021, 11.08.2021. 13.08.2021, 27.08.2021, 07.09.2021, 08.09.2021, 21.09.2021, 28.10.2021, 10.11.2021, 29.11.2021, 15.12.2021, 27.12.2021.

Во исполнение обязательств, установленных Соглашением 2020 года №27-С и Соглашения № 15-С, а также по результатам аукционов в электронной форме МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» заключило 17 муниципальных контрактов на выполнение работ, приобретение медицинского и офисного оборудования, мебели и инвентаря, по объекту «Строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района».

В соответствии с пунктом 2.1.3 Соглашения 2020 года №27-С непосредственно «на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района» МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» затрачено 13 041 220,86 рублей, на оснащение офиса врача общей практики в поселке Братском израсходовано 1 968 096,49 рублей.

В ходе проверки выполнения администрацией МО Тихорецкий район условий Соглашения 2020 года № 27-С и Соглашения № 15-С установлено следующее.

Частью 1 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ, частью 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 15.07.2005 №918-КЗ «О межбюджетных отношениях в Краснодарском крае» (далее – Закон №918-КЗ) определено, что субвенции местным бюджетам из краевого бюджета предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Краснодарского края, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно части 6 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Закона № 805-КЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Согласно пункту 3 Порядка №970 субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на основании соглашений, заключенных между исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и администрациями муниципальных образований.

Согласно пункту 5 Порядка №970 расходование субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в соответствии с Законом № 805-КЗ.

В ходе проверки установлено, что заказчиком и лицом, понесшим фактические расходы по реализации переданных по Соглашению 2020 года №27-С и Соглашению № 15-С государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района, выступило МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», которое согласно пункту 1.3 Устава является некоммерческой организацией и не имеет статуса органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район определены в статье 7 Устава муниципального образования Тихорецкий район. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ, статье 7 Устава МО Тихорецкий район, МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» не отнесено к органам местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район.

Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлено, что закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать, в том числе перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления.

Исчерпывающий перечень прав органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, установленный статьей 8 Закона № 805-КЗ, не предусматривает возможность передачи ими обязанностей, указанных в части 1 статьи 8 Закона № 805-КЗ, иным лицам.

Исходя из вышеизложенного, передача администрацией МО Тихорецкий район отдельных государственных полномочий, переданных ей субъектом Российской Федерации, муниципальному казенному учреждению муниципального образования Тихорецкий район «Единая служба заказчика» полномочий заказчика и полномочий по осуществлению расходов на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района, осуществлено с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края.

Таким образом, администрацией МО Тихорецкий район в связи с ненадлежащим исполнением бюджетных полномочий, предусмотренных статьёй 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 8 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», пункта 5 Положения о порядке предоставления субвенций из краевого бюджета местным бюджетам на исполнение отдельных государственных полномочий в области социальной сферы, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 №970, Соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 14.04.2020 №27-С и Соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций от 10.02.2021 №15-С, в результате несоблюдения в 2020 – 2021 гг. порядка расходования субвенции, неправомерно переданы полномочия по реализации функций заказчика по приобретению, поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района МКУ МО ТР «Единая служба заказчика», которым произведены расходы на общую сумму 15 009 317,35 рублей.

Пунктом 1.1 Соглашения на 2020 год №27-С определено, что средства выделяются в объемах, предусмотренных сводным сметным расчетом, в том числе затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, мебели, инвентаря и прочие расходы.

Сводным сметным расчетом и локальными сметами по объекту «строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района» (положительное заключение по проверке достоверности сметной стоимости №23-1-0202-20, выданное ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» 28.01.2020) предусмотрена общая стоимость строительства данного объекта в ценах 2 квартала 2019 года (с учетом НДС 20,0 %) в размере 20 031,81 тыс. рублей.

Пунктом 2.1.3 Соглашения на 2020 год №27-С установлено, что доведение предельных объемов финансирования на лицевой счет, открытый УФК по Краснодарскому краю, бюджету МО Тихорецкий район осуществляется в соответствии с предоставленной заявкой в сумме 15 000 000,00 рублей на строительство офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района.

Таким образом, в рамках Соглашения №27-С на 2020 год средства краевого бюджета в форме субвенций были предоставлены администрации МО Тихорецкий район на осуществление государственных полномочий непосредственно на строительство здания для размещения офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района.

МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» приобрело для оснащения офиса врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района медицинского и прочего оборудования, медицинской и офисной мебели, инвентаря, на общую сумму 1 968 096,49 рублей.

Приложением №23 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543н, утвержден «Стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)», который распространяется на оснащение «офиса врача общей практики» (далее – Стандарт №543н).

Сверка приобретенного МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» оборудования, мебели и инвентаря с перечнем наименования оснащения, предусмотренного Приложением №23 Стандарта №543н, выявлены факты приобретения оснащения, не соответствующего требованиям Стандарта №543Н, на общую сумму 556 899,20 рублей.

Расчетно-платежные операции произведены 13.08.2021, 15.07.2021, 27.08.2021.

Приложением №23 к Стандарту № 543н предусмотрено оснащение центра (отделения) общей врачебной практики (ВОП) медицинским холодильниками специального назначения (для хранения медикаментов и для хранения вакцин), а также при наличии дневного стационара: кроватями/кушетками для дневного стационара (пункт 26); стульями для дневного стационара (пункт 28); шкафами для верхней одежды для дневного стационара (пункт 29).

Ввиду того, что в офисе врача общей практики в поселке Братском Тихорецкого района дневной стационар не предусмотрен, приобретение холодильника для бытовых нужд, 12 стульев и 2 шкафов для верхней одежды произведено в нарушение требований Стандарта №543н.

Таким образом, с учетом положений статей 161, 306.4 Бюджетного Кодекса РФ, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса РФ, статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, введенного Федеральным законом от 29.12.2004 №190-ФЗ; пункта 2 и подпункта «д» пункта 6 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468; приложения №23 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543н; пунктов 2.2.5 и 2.2.7 Соглашения 2020 года №27-С, Соглашения №15-С, оплата расходов по приобретению оборудования, мебели и инвентаря, приобретение которых не предусмотрено сводным сметным расчетом, локальными сметными расчетами и приложением №23 Стандарта №543н, являются необоснованными, неправомерными бюджетными расходами и не соответствуют целям их предоставления.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что администрацией МО Тихорецкий район не соблюдены требования пункта 5 Порядка №970, согласно которому расходование субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края осуществляется на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в соответствии с Законом №805-КЗ, которым определено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Неправомерная передача полномочий на реализацию функций заказчика по приобретению, поставке товаров, выполнению работ и оказание услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий по строительству офиса врача общей практики в поселке Братский Тихорецкого района не позволило администрации МО Тихорецкий район обеспечить целевое использование средств краевого бюджета, чем нарушены нормы действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, а также требования пунктов 2.2.5, 2.2.7 Соглашения 2020 года №27-С и Соглашения №15-С.

Довод заявителя о том, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2019 №434-р «О совершенствовании деятельности структурных подразделений администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края» органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, являющимся получателями субсидий из краевого бюджета на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности, рекомендовано наделить функциями муниципального заказчика единый орган местного самоуправления (единственное подведомственное муниципальное казенное учреждение), несостоятелен, поскольку Соглашением 2020 года №27-С и Соглашением 2021 года №15-С средства краевого бюджета доведены муниципальному образованию в форме субвенций.

Несостоятелен и довод апеллянта о том, что оснащение врачебной амбулатории осуществлялось в соответствии с Приложением №14 к Стандарту №543н, поскольку Приложение №14 к Стандарту № 543н предназначено для оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), средства субвенции предоставлены на строительство офиса врача общей практики. Кроме того, проектная документация разработана под здание офиса врача общей практики с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 9 Приложения №21 Стандарта №543н, а не под фельдшерско-акушерский пункт с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 8 Приложения №15 Стандарта №543н и не под врачебную амбулаторию с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 11 Приложения №12 Стандарта №543н.

Несостоятельным надлежит признать и довод жалобы о том, что затраты на комплектацию здания ВОП были согласованы на стадии разработки проектно-сметной документации, в том числе на основании требования ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ», поскольку из представленных документов, в том числе из письма главного врача ГБУЗ «Тихорецкая ЦРЮ», усматривается обоснование необходимого инвентаря и мебели, исходя из норм Приложения №14 к Стандарту №543н, предназначенного для оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта). Средства субвенции предоставлены на строительство офиса врача общей практики, следовательно, применение Приложения №14 является необоснованным. Кроме того, проектная документация разработана под здание офиса врача общей практики с помещениями, определенными в соответствии с пунктом 9 Приложения №21 Стандарта №543н, а не под фельдшерско-акушерский пункт и не под врачебную амбулаторию.

Административная ответственность по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к вышеназванной правовой норме под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в том числе, в государственных и муниципальных организациях.

Распоряжением администрации МО Тихорецкий район от 27.12.2019 №334-р «О распределении должностных обязанностей между первым заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район, заместителями главы муниципального образования Тихорецкий район» (далее – Распоряжение №334-р) разделом 3 закреплены должностные обязанности заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи.

В соответствии со структурой администрации МО Тихорецкий район, утвержденной решением Совета МО Тихорецкий район от 21.04.2021 №228, в непосредственном подчинении заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи находится Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Тихорецкий район, в ведомственном подчинении которого находится МКУ МО ТР «Единая служба заказчика». Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО Тихорецкого района является, в том числе, учредителем МКУ МО ТР «Единая служба заказчика».

В пункте 3.2 Распоряжения №334-р закреплено, что заместитель главы МО Тихорецкий район непосредственно координирует и контролирует работу управлений, отделов администрации МО Тихорецкий район: отдела капитального строительства; управления жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципального предприятия, обеспечивающего выполнение задач и функций в курируемых областях.

В пункте 3.4.3 Распоряжения №334-р указано, что заместитель главы МО Тихорецкий район организует и координирует работу по осуществлению полномочий, координируемых и контролируемых управления, отдела администрации МО Тихорецкий район, муниципального предприятия МО Тихорецкий район, предусмотренных в соответствующих правовых актах Российской Федерации, Краснодарского края и МО Тихорецкий район».

Пунктом 3.7 должностной инструкции заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи, утвержденных главой МО Тихорецкий район от 23.10.2020 (далее – Должностная инструкция), определено, что заместитель главы координирует и контролирует работу: управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципальных учреждений (предприятий), обеспечивающих выполнение задач и функций в курируемых областях, обеспечивает выполнение иных полномочий администрации в курируемых сферах (областях) в соответствии с законодательством, Уставом МО Тихорецкий район, муниципальными правовыми актами муниципального образования Тихорецкий район, организует и контролирует выполнение федеральных правовых актов, правовых актов Краснодарского края, управлениями, отделами администрации, муниципальными предприятиями, обеспечивает своевременное принятие соответствующих муниципальных правовых актов, заключение договоров (соглашений), в том числе гражданско-правового характера, по курируемым вопросам.

Распоряжением главы МО Тихорецкий район от 06.02.2020 №31-л/с на должность заместителя главы МО Тихорецкий район по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи, назначена Савельева Е.А.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, исходя из правого статуса, определенного вышеперечисленными правовыми нормами и документами, на момент совершения правонарушения Савельева Е.А. являлась должностным лицом, наделенным организационно-распорядительным функциями, а, следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения должностным лицом требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях (бездействии) Савельевой Е.А.

Вина Савельевой Е.А. заключается в том, что ею, как должностным лицом, не обеспечено безусловное исполнение требований бюджетного законодательства, а также условий соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта в части координации управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства, муниципальным учреждением, обеспечивающими выполнение задач и функций в курируемых областях повлекшее за собой неправомерную передачу полномочий на реализацию функций заказчика; нецелевое расходование средств краевого бюджета в размере 55899,20 рублей, то есть не обеспечено надлежащее соблюдение требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно устанавливающих порядок и условия предоставления (расходования) средств межбюджетного трансферта.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом плановой выездной проверки, соглашениями о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций, Стандартом оснащения центра (отделения) общей врачебной практики, иными материалами дела.

Таким образом, Савельева Е.А. – заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район обоснованно привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о её невиновности в совершении правонарушения опровергаются доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения жалобы.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены место совершения административного правонарушения, наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Действия Савельевой Е.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению или разрешению дела, не допущено. Порядок, срок и процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено Савельевой Е.А. в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание, что обжалуемое постановление принято с правильным применением норм материального и процессуального права, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, и их устранения, оснований для отмены постановления не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств не свидетельствуют о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, и правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не являются.

Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы о виновности Савельевой Е.А. в совершении вмененного ей правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Поданная жалоба не содержит каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого постановления. Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Савельевой Е.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные, приведенные в жалобе доводы, не влекут отмену постановления должностного лица, несогласие заявителя с оценкой доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1–30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район Савельевой Евгении Александровны на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. №23-015/ДЛ/8 от 03.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Савельевой Евгении Александровны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение десяти суток.

Судья Тихорецкого

городского суда Д.П. Караминдов

12-16/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Савельева Евгения Александровна
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
tixoreck-gor.krd.sudrf.ru
26.02.2024Материалы переданы в производство судье
14.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее