Дело № 2-757/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре Запрудновой Н.А.,
с участием истца Алексеевой Т.Ю.,
представителя ответчика Бурцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Алексеевой Т.Ю. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж, и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Алексеева Т.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР), в обоснование которого указала, что решением ОПФР от 08.11.2021 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью не были включены период работы с 05.04.1994 года по 31.10.1997 года, с 04.11.1997 года по 16.05.1998 года. С данным решением ответчика истец не согласна, полагала, что на момент обращения к ответчику она имела необходимый специальный стаж.
Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, истец просила суд включить в специальный стаж исключенные ответчиком периоды работы в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев):
- с 05.04.1994 года по 31.12.1996 года в должности дежурной акушерки в послеродовом отделении «Владимирской областной больницы № 1» (с 01.07.1994 года – «Владимирской областной клинической больницы»);
-с 01.01.1997 года по 31.10.1997 года в должности дежурной акушерки в акушерском послеродовом отделении «Владимирской областной клинической больницы»;
- с 04.11.1997 года по 16.05.1998 года в должности акушерки палатной в МУЗ «Объединение родильного дома № 1 г. Владимира»;
- обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Определением судьи от 05.04.2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» и ГБУЗ ВО «Областной перинатальный центр» (л.д.81).
В судебном заседании истец Алексеева Т.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (л.д.88), представил отзыв на исковое заявление Алексеевой Т.Ю., просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 97-99).
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Областной перинатальный центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (л.д.96), представил отзыв на исковое заявление Алексеевой Т.Ю., просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.89-94).
Представитель ответчика Бурцева О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в решении ОПФР.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Вместе с тем, пунктом 20 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 названной статьи установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Часть 2 вышеуказанной статьи содержит положения о том, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее – Правила № 1015).
Согласно п. 11 Правил № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
- Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781, Список № 781);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 3 Постановления № 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516), а также Правил № 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=378779&dst=100028&field=134&date=13.06.2022" «н» пункта 1 настоящего постановления применяется постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Постановление № 464).
В судебном заседании установлено, что решением ОПФР № 196890/21 от 08.11.2021 года (л.д. 12-14) истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии. В частности, указанным решением не включены в специальный стаж истца периоды:
- с 05.04.1994 года по 31.12.1996 года в должности дежурной акушерки в послеродовом отделении «Владимирской областной больницы № 1» (с 01.07.1994 года – «Владимирской областной клинической больницы») и с 01.01.1997 года по 31.10.1997 года в должности дежурной акушерки в акушерском послеродовом отделении «Владимирской областной клинической больницы», поскольку такая должность как «дежурная акушерка» не поименована разделом «Наименование должностей» Списка № 781. Кроме того, такое отделение, как «послеродовое отделение», «акушерское послеродовое отделение» не поименованы в перечне отделений хирургического профиля. Кроме того, в период с 03.08.1996 года по 30.10.1997 года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. Период 31.10.1997 года не включен в специальный стаж, поскольку за данный период не начислялась заработная плата, а по графику сменности не было предусмотрено рабочих часов.
- с 04.11.1997 года по 16.05.1998 года в должности акушерки палатной в МУЗ «Объединение родильного дома № 1 г. Владимира», поскольку такое наименование учреждения как «Объединение родильного дома» не поименовано разделом «Наименование учреждений» Списка № 781. Кроме того, такая должность как «акушерка палатная» не поименованы разделом «Наименование должностей» Списка № 781.
Согласно записям в трудовой книжке Алексеевой Т.Ю. (л.д. 14-17), в спорные периоды последняя работала:
- с 05.04.1994 года в должности акушерки в послеродовом отделении «Владимирской областной больницы № 1» (с 01.07.1994 года – «Владимирской областной клинической больницы»);
- 31.10.1997 года уволена в порядке перевода во Владимирский роддом № 1;
- с 01.11.1997 года принята в порядке перевода на должность акушерки во Владимирский роддом № 1;
- 19.05.1998 года уволена по собственному желанию.
Уточняющей справкой ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» от 14.12.2017 года, подтвержден период работы истца в должности акушерки с 05.04.1994 года по 31.10.1997 года в послеродовом отделении на полную ставку (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 03.08.1996 года по 30.10.1997 года), а также отсутствия заработной платы за период 31.10.1997 года вследствие отсутствия рабочих часов (л.д.18, 44, 45)
Уточняющей справкой ГБУЗ ВО «Областной перинатальный центр» от 20.04.2018 года подтвержден период работы истца с 04.11.1997 года по 16.05.1998 года в должности акушерки палатной в акушерско-физиологическом отделении в МУЗ Объединения родильного дома № 1 г. Владимира, а также указано на ошибочные записи в трудовой книжке в части даты принятия на работу и увольнения (л.д. 19, 56-59).
Помимо трудовой книжки и уточняющих справок работодателей спорные периоды работы истца подтверждаются копиями приказов по личному составу, личных карточек формы Т-2, штатными расписаниями (л.д. 40-43, 46-55, 60-67, 92-94).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца, последняя зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 05.11.1998 года (л.д. 68-80).
Таким образом, спорные периоды работы имели место в период действия Списка № 464, Постановления № 464 и до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу п. 1 Списка № 464, право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось для врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 Постановления № 464 устанавливалось, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Приказом Минздрава СССР от 29.12.1983 года №1495 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций», действующим в период осуществления истцом работы, должности акушерок предусматривались: в акушерском обсервационном отделении (палатах) для обслуживания женщин в смотровой, предродовой, родовой и послеродовых палатах - из расчета 1 круглосуточный пост на 15 коек, но не менее 1 круглосуточного поста.
Приказом Минздрава СССР от 09.01.1986 г. № 55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» было предусмотрено, что стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах (самостоятельных) или родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей. Стационар родильного дома (отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделение новорожденных. В данных методических указаниях изложены конкретные рекомендации по организации работы послеродового физиологического отделения.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 29.01.1999 года № 28, утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических у учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям.
В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» указало, что в спорный период работы истца в состав областной клинической больницы входил акушерский корпус, то есть структурное подразделение хирургического профиля лечебно-профилактического учреждения, предназначенное для оказания родовспоможения. Акушерский стационар включал в себя отделение невынашивания беременности, отделения экстрагенитальной патологии, послеродовое отделение, обсервационное, отделение новорожденных. Истец в спорный период в ходе работ выполняя хирургические манипуляции, входящие в трудовую функцию акушерки послеродового отделения: осуществление ухода за внутривенным, мочевым катетерами, за дренажами, проведения качественной и своевременной подготовки пациенток к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, консультациям, оказанием помощи врачу при различных манипуляциях, операциях и тд. (л.д. 97-98).
Из отзыва на исковое заявление третьего лица ГБУЗ ВО «Областной перинатальный центр» следует, что Алексеева Т.Ю. в спорный период работала в должности акушерки палатной в акушерском физиологическом отделении, которое являлось структурным подразделением учреждения, и отнесено к категории хирургических отделений стационаров (л.д.89-91).
На этом основании суд приходит к выводу, что исковые требования Алексеевой Т.Ю. в части включения спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) являются обоснованными.
Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании, в период с 03.08.1996 года по 20.10.1997 года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Указанный период имел место после 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), в связи с чем он не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Также, работодателем ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» период работы 31.10.1997 года указан без оплаты труда в связи с отсутствием рабочих часов в этот день, вследствие чего указанный периода также не подлежит включению в специальный стаж истца.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Алексеевой Т.Ю. подлежат удовлетворению частично, в части включения в специальный стаж периодов с 05 апреля 1994 года по 02 августа 1996 года в должности дежурной акушерки в послеродовом отделении Владимирской областной клинической больницы в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) и с 04 ноября 1997 года по 16 мая 1998 года в должности акушерки палатной в МУЗ «Объединение родильного дома № 1» в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев).
Приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ определено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году указанная пенсия не может быть назначена не ранее чем через 24 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Вместе с тем, статье 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, учитывая все периоды работы, признанные судом необоснованно исключенными ответчиком из специального стажа истца при оценке его пенсионных прав, суд приходит к выводу, что по состоянию на 21.07.2020 года истцом был выработан необходимый 30-тилетний стаж лечебной деятельности, и с 22.01.2022 года у истца возникло право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с действующим законодательством, что также подтверждается расчетом стажа истца, представленным ответчиком (л.д. 36-39).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Алексеевой Т.Ю. подлежат удовлетворению частично.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алексеевой Т.Ю. – удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Алексеевой Т.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды:
- с 05 апреля 1994 года по 02 августа 1996 года в должности дежурной акушерки в послеродовом отделении Владимирской областной клинической больницы в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев);
- с 04 ноября 1997 года по 16 мая 1998 года в должности акушерки палатной в МУЗ «Объединение родильного дома № 1» в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев).
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить Алексеевой Т.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с 22 января 2022 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в пользу Алексеевой Т.Ю. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 03 июня 2022 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин