Дело № 2-3909/2024
УИД 65RS0001-01-2024-002381-39
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2024 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Ли Э.В.,
при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,
с участием истца ФИО, представителя ответчика ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Управлению делами Губернатора и Правительства Сахалинской области о признании недействительным заключения служебной проверки от 28 ноября 2023 года, признании незаконным распоряжения от 30 ноября 2023 года № о привлечении к дисциплинарной ответственности и его отмене, возложении обязанности выплатить премии по итогам работы за 2023, 2024 годы и компенсацию морального вреда,
у с т а н о в и л:
05 марта 2024 года истец ФИО обратилась в суд с данным исковым заявлением к ответчику Управлению делами Губернатора и Правительства Сахалинской области (далее – Управление), указав следующие обстоятельства. Истец с 21 февраля 2020 года замещает должность государственной гражданской службы начальника управления отчетности и исполнения бюджетной сметы – главного бухгалтера на основании распоряжения от 21 февраля 2020 года №. Распоряжением от 30 ноября 2023 года № на основании заключения служебной проверки от 28 ноября 2023 года привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей предусмотренных пунктами 3.2.5., 3.2.11., 3.2.16., 3.2.17 раздела 3 должностного регламента, выразившееся в проведении финансовой проверки, подготовке и утверждении заключения о результатах финансовой проверки отчета о расходовании средств гранта, предоставленных региональной общественной организации «Сахалинская федерация волейбола» (далее – РОО «СФВ») в форме субсидии из бюджета Сахалинской области по соглашению от 02 августа 2022 года № в сумме 2 999 200 рублей, не соответствующего условиям предоставления гранта, повлекшее неправомерное принятие указанного отчета к бухгалтерскому учету, что повлекло нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Положения о конкурсе социальных проектов на предоставление грантов в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 01 декабря 2017 года №, устанавливающего условия, цели и порядок предоставления грантов. С данным распоряжением истец не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку служебная проверка проведена с нарушениями требований действующего законодательства. Так, служебная проверка инициирована на основании служебной записки ФИО, которая просила провести проверку конкретно в отношении истца, тогда как надлежало установить обстоятельства выявленных нарушений с целью установления виновных лиц. Это же лицо входило в состав комиссии, что свидетельствует о его заинтересованности в исходе проверки. Член комиссии – ведущий аналитик ФИО также заинтересована в исходе проверки, поскольку в ее обязанности входит проведение плановых аудиторских мероприятий, в том числе, по проверке соблюдения условий и порядка предоставления грантов, а именно при проверке отчета РОО «СФВ» в 2022 года нарушений ею не выявлено. Кроме того, в период с 24 ноября 2023 года по 25 декабря 2023 года ФИО направлена в управление отчетности для исполнения бюджетной сметы для проведения планового аудиторского мероприятия. При проведении проверки комиссия ограничилась одним объяснением истца, не опрошены и не отобраны объяснительные у других лиц, в том числе заинтересованных, тем самым фактические обстоятельства произошедшего в полном объеме не установлены, вина какими-либо доказательствами не подтверждена, как и причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, не учтена тяжесть проступка, предшествующее поведение с учетом отсутствия фактов привлечения к дисциплинарной ответственности, не мотивированы выводы и строгость избранный меры наказания. При проведении проверки не приняты во внимание доводы объяснительной. Так, по акту Контрольно-счетной палаты Сахалинской области (далее – КСП Сахалинской области) от 17 октября 2023 года выявлено неэффективное использование бюджетных средств РОО «СФВ» при исполнении бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств в сумме 2 819 200 рублей в результате получения грантополучателем от поставщиков приобретенных товаров и материалов после проведения областного фестиваля пляжного волейбола «Под Сахалинским небом», прошедшего в рамках реализации социального проекта 24-25 сентября 2022 года, а именно: наградной атрибутики, баннеров, песка кварцевого, отмечено, что использование бюджетных средств в данной ситуации следовало соотносить с результативностью и эффективностью, в том числе, на этапе рассмотрения заявок. При этом в акте указание на неправомерное расходование средств областного бюджета отсутствует, дебиторская задолженность у Управления не числится. Организатором конкурса в ходе выездной проверки к месту проведения мероприятия при завершении реализации проекта нарушении РОО «СФВ» условий, целей и порядка предоставления грантов, а также оснований для возврата денежных средств гранта в бюджет Сахалинской области не выявлено, как и не установлено неэффективного использования бюджетных средств, учитывая, что при недостижении результатов эффективности, не могут быть достигнуты показатели результативности. Документы по отчетности РОО «СФВ» приняты истцом в бумажной виде от специалиста организатора конкурса ФИО за подписью руководителя ФИО, согласовавшего данный отчет. При проверке отчета факты нецелевого расходования средств гранта отсутствовали, расходы осуществлены не ранее сроков предоставления гранта (август 2022 года) и не позднее сроков предоставления отчетности (31 октября 2022 года). Руководителем РОО «СФВ» ФИО даны устные пояснения о том, что наградная атрибутика и баннеры получены от ООО «Гравер» до проведения мероприятия, а товарная накладная оформлена позже – 28 сентября 2022 года. Также предоставлены документы о приобретении кварцевого песка до начала мероприятия – счет от 21 сентября 2022 года № ТДУТ-2230, товарная накладная от 21 сентября 2022 года № УТ-1929 и договор поставки от 26 августа 2022 года №, платежное поручение от 29 сентября 2022 года №, бухгалтерская справка об уточнении назначения платежа. При этом на мероприятии присутствовала ФИО, размещена информация о событии в СМИ, имеются фотографии. Не установлено фактов распределения отдельных расходов на реализацию проекта в размере более 10% от общей суммы гранта, не меняя наименование и (или) привлеченных средств, фактов незаконности и недостоверности совершенных хозяйственных операций и процессов при реализации проектов. Не имелось основания для возврата денежных средств гранта. С учетом чего заключение о результатах финансовой проверки составлено и подписано истцом 14 декабря 2022 года. Далее заключение передано непосредственному руководителю – заместителю управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области ФИО, курирующей управление отчетности и исполнение бюджетной сметы, для его рассмотрения и согласования. После согласования заключение передано первому заместителю управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области ФИО, который осуществляет координацию работы и контроль за деятельностью по соблюдению финансовой и учетной дисциплины, на тот момент был уполномочен подписывать и утверждать финансовые документы главного распорядителю бюджетных средств (далее – ГРБС). Отчет утвержден ФИО и принят в качестве фактических расходов средств грантов к бюджетному учету. С учетом того, что все зависящие условия исполнения законодательства осуществлены в полном объеме с учетом установленных требований, ФИО просит суд признать недействительным заключение служебной проверки от 28 ноября 2023 года, признать незаконным распоряжение от 30 ноября 2023 года №-к о привлечении к дисциплинарной ответственности, отменив данное распоряжение, а также возложить обязанность на ответчика выплатить все причитающиеся премии по итогам работы за 2023, 2024 годы и компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей за подорванную деловую репутацию и авторитет, ухудшение состояния здоровья в виде нарушений функции правой руки, вследствие чего обращалась за медицинской помощью к хирургу и психиатру.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала по изложенным в заявлении и дополнениях к нему основаниям, пояснила, что Департаментом общественных коммуникаций Правительства Сахалинской области проводится оценка результативности и эффективности проекта, затраченных средств, наблюдают за ходом проведения мероприятия, затем руководитель согласовывает отчет грантополучателя, Управление проверяет целевое использование денежных средств. При проверке документов РОО «СФВ» нецелевое использование не установлено. По доводам о заинтересованности ФИО указала, что ею инициирована проверка, поэтому входить в состав комиссии она не могла. ФИО проверяет гранты, поэтому ее упущения имеются, соответственно, также усматривается заинтересованность. Приложенные к исковому заявлению документы получены от руководителя грантополучателя ФИО после встречной проверки в ходе финансовой проверки отчета. При этом какими-либо документами сроки составления первичных документов не предусмотрены. По представлениям ответчика о размере премии за 1 и 2 квартал 2024 года возражала, указав, что с данными документами работодатель ее не ознакомил. В связи с чем, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, по исковым требованиям возражала по доводам, изложенным в отзыве с дополнениями, пояснила, что истцом приложены к исковому заявлению документы, которые при проверке КСП Сахалинской области не предоставлялись. По доводу о заинтересованности указала на занимаемую должность заместителя управляющего делами, начальника управления правовой работы и координации деятельности подведомственных организаций, в силу которой обязана состоять в комиссии. Управляющий ФИО указал на приятие мер реагирования и осуществления проверки по должностному лицу, ответственному за проведение проверки финансовых документов, вследствие чего была составлена служебная записка и инициирована служебная проверка. Довод истца о заинтересованности ФИО является необоснованным, поскольку данное лицо включено для объективности служебной проверки. По неисполнению обязанности по опросу иных лиц указала, что такая необходимость отсутствовала с учетом акта КСП Сахалинской области. Таким образом, сроки и порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности работодателем соблюдены. Определение меры дисциплинарного взыскания является прерогативой работодателя, которым учтена тяжесть проступка, вынесение Арбитражным судом Сахалинской области решения о наличии оснований для возврата РОО «СФВ» денежных средств, предыдущее исполнение истцом возложенных функций, в частности по заключению служебной проверки от 11 марта 2023 года выявили некачественную финансовую проверку грантов, которые впоследствии дорабатывались, к дисциплинарной ответственности не привлекали ввиду истечения срока. По требованию истца о взыскании премий пояснила, что истец лишена премии по итогам работы за 4 квартал 2023 года, 1, 2 квартал 2024 года с учетом привлечения к дисциплинарной ответственности, размер премии не предусмотрен, установлены критерии оценки, непосредственные руководители готовят представления в процентном соотношении от каждого показателя, расчет производится пропорционально отработанному количеству времени. По существу указала, что на Департамент общественных коммуникаций Правительства Сахалинской области возложена обязанность по организации конкурса и оценки эффективности расходования бюджетных средств, тогда как он не осуществляет финансовую проверку документов. ООО «СФВ» израсходованы бюджетные денежные средства за пределами даты проведения мероприятия, о чем указано в акте проверки КСП Сахалинской области со ссылкой на необходимость принятия мер, поэтому выставили требование РОО «СФВ», те просили рассрочку на 10 лет. В отсутствие полномочий по рассрочке Управление обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением о взыскании с РОО «СФВ» денежных средств, с требованиями ответчик согласился, вынесено решение о частичном удовлетворении требований в связи с возвратом части заявленных ко взысканию денежных средств. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»), настоящим законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.56 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Согласно ст.57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» регламентирован порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания:
Так, в силу ч.1 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч.2 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
В соответствии с ч.3 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Согласно ч.4 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч.5 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
На основании частей 6,7 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Положениями ч.1 ст.59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
Согласно ч.2 ст.59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч.6 ст.59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Из материалов дела следует, что 30 октября 2019 года заключен служебный контракт № между Аппаратом Губернатора и Правительства Сахалинской области и ФИО о принятии на должность начальника отдела отчетности и исполнения бюджетной сметы – главного бухгалтера финансово-экономического департамента Правительства Сахалинской области (далее – служебный контракт).
В этот же день вынесено распоряжение № о назначении истца на должность.
Дополнительным соглашением от 21 февраля 2020 года № в служебный контракт внесены изменения в части наименования работодателя и занимаемой истцом должности на Управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области и начальника управления отчетности и исполнения бюджетной сметы, главного бухгалтера управления соответственно.
С учетом неоднократных изменений, дополнительным соглашением от 28 декабря 2023 года № в служебный контракт внесены изменения в части размера месячного оклада истца, составляющего 20 660 рублей.
19 октября 2023 года КСП Сахалинской области в адрес Управления направлен акт проверки от 17 октября 2023 года.
27 октября 2023 года из КСП Сахалинской области в адрес Управления поступило информационное письмо о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Совершенствование системы государственного управления» за 2021, 2022 года и истекший период 2023 года», указано, в числе прочего, на предоставление РОО «СФВ» документов к отчету с нарушением постановления Правительства Сахалинской области от 01 декабря 2017 года № на общую сумму 2 819 200 рублей, указывающие, что приобретение товаров и материалов осуществлено после реализации социального проекта. Предлагается в пределах компетенции принять меры направленные на устранение нарушений, о результатах рассмотрения письма и принятых мерах проинформировать в срок до 01 декабря 2023 года.
16 ноября 2023 года заместителем управляющего делами, начальника управления правовой работы и координации деятельности подведомственных организаций ФИО составлена служебная записка о проведении служебной проверки в отношении ФИО по вопросу выявленных КСП Сахалинской области нарушений соблюдения условий предоставления грантов по соглашениям от 29 марта 2022 года № и от 22 августа 2022 года № в части нецелесообразности произведенных расходов и принятия средств гранта к бухгалтерскому учету.
Первым заместителем управляющего делами ФИО согласовано проведение проверки.
16 ноября 2023 года вынесено распоряжение № о проведении служебной проверки в отношении ФИО по фактам принятия отчетов о расходовании средств гранта, предоставленных РОО «СФВ» в форме субсидий по соглашениям от 29 марта 2022 года № и от 22 августа 2022 года №, в которых КСП Сахалинской области в ходе контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Совершенствование системы государственного управления» за 2021, 2022 года и истекший период 2023 года» от 17 октября 2023 года установлены нарушения соблюдения условий предоставления грантов в форме субсидий (письмо КСП Сахалинской области от 19 октября 2023 года №).
Одновременно предложено истцу предоставить письменные объяснения по указанным фактам.
В состав комиссии включены первый заместитель управляющего делами ФИО, заместитель управляющего делами, начальник управления правовой работы и координации деятельности подведомственных организаций ФИО, заместитель управляющего делами ФИО и ведущий советник департамента кадровой политики министерства государственного управления Сахалинской области, он же секретарь комиссии ФИО
17 ноября 2023 года истцом предоставлены объяснения, в которых указано, что по акту Контрольно-счетной палаты Сахалинской области (далее – КСП Сахалинской области) от 17 октября 2023 года выявлено неэффективное использование бюджетных средств РОО «СФВ» при исполнении бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств в сумме 2 819 200 рублей в результате получения грантополучателем от поставщиков приобретенных товаров и материалов после проведения областного фестиваля пляжного волейбола «Под Сахалинским небом», прошедшего в рамках реализации социального проекта 24-25 сентября 2022 года, а именно: наградной атрибутики, баннеры, песок кварцевый, отмечено, что использование бюджетных средств в данной ситуации следовало соотносить с результативностью и эффективностью, в том числе, на этапе рассмотрения заявок. Организатором конкурса в ходе выездной проверки к месту проведения мероприятия при завершении реализации проекта нарушении РОО «СФВ» условий, целей и порядка предоставления грантов, а также оснований для возврата денежных средств гранта в бюджет Сахалинской области не выявлено, как и не установлено неэффективного использования бюджетных средств. Документы по отчетности РОО «СФВ» приняты с отметкой о согласовании руководителем ФИО При проверке отчета факты нецелевого расходования средств гранта отсутствовали, расходы осуществлены не ранее сроков предоставления гранта (август 2022 года) и не позднее сроков предоставления отчетности (31 октября 2022 года). Заключение передано непосредственному руководителю – заместителю управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области ФИО, курирующей управление отчетности и исполнение бюджетной сметы, для его рассмотрения и согласования. После согласования заключение передано первому заместителю управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области ФИО, который осуществляет координацию работы и контроль за деятельностью по соблюдению финансовой и учетной дисциплины, уполномоченному подписывать и утверждать финансовые документы ГРБС. Отчет утвержден ФИО и принят в качестве фактических расходов средств грантов к бюджетному учету. В отсутствие действий, свидетельствующих о нарушении должностного регламента, служебного контракта, правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных актов, указанные в служебной записке факты не имеют правовых оснований для проведения служебной проверки.
Распоряжением от 17 ноября 2023 года №-к в распоряжение от 16 ноября 2023 года № внесены изменения в части даты соглашения от 22 августа 2022 года № на дату «02 августа 2022 года»
Распоряжением от 21 ноября 2023 года №-к на основании заявления ФИО от 20 ноября 2023 года последний выведен из состава комиссии, включена ведущий аналитик ФИО
Согласно заключению комиссии по результатам проверки в отношении истца от 28 ноября 2023 года ФИО нарушены пункты 3.2.5, 3.2.11, 3.2.16, 3.2.17 должностного регламента, которые выразились в проведении финансовой проверки, подготовке и утверждении заключения о результатах финансовой проверки отчета о расходовании средств гранта, предоставленных региональной в форме субсидии из бюджета Сахалинской области по соглашению №, не соответствующего условиям предоставления гранта, повлекшее неправомерное принятие указанного отчета к бухгалтерскому учету, что повлекло нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Положения о конкурсе социальных проектов на предоставление грантов в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 01 декабря 2017 года №, устанавливающего условия, цели и порядок предоставления грантов. В связи с чем, комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ФИО дисциплинарного проступка. Рекомендовано применить к истцу за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей дисциплинарное взыскание. Заместителю управляющего делами Губернатора и правительства Сахалинской области ФИО провести разъяснительную работу о необходимости соблюдения бюджетного законодательства, правовых актов, устанавливающих условия, цели и порядок предоставления грантов, усилить внутренний финансовый контроль за ведением бухгалтерского (бюджетного) учета и проверкой финансовой отчетности по грантам Правительства Сахалинской области, а также разработать и принять порядок осуществления управлением отчетности и исполнения бюджетной сметы управления делами контроля за соблюдением порядка и условий предоставления грантов.
Распоряжением от 30 ноября 2023 года № на ФИО наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 3.2.5, 3.2.11, 3.2.16, 3.2.17 должностного регламента, которое выразилось в проведении ФИО финансовой проверки, подготовке и утверждении ею заключения о результатах финансовой проверки отчета о расходовании средств гранта, предоставленных региональной в форме субсидии из бюджета Сахалинской области по соглашению от 02 августа 2022 года №, заключенному Управлением делами Губернатора и Правительства Сахалинской области с РОО «СФВ» на сумму 2 999 200 рублей, не соответствующего условиям предоставления гранта, повлекшее неправомерное принятие указанного отчета к бухгалтерскому учету, что повлекло нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Положения о конкурсе социальных проектов на предоставление грантов в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 01 декабря 2017 года №, устанавливающего условия, цели и порядок предоставления грантов.
Анализируя сроки и порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, суд приходит к выводу о том, что данный порядок работодателем осуществлен в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной гражданской службы РФ».
Ссылка истца о недействительности заключения ввиду личной заинтересованности ФИО и ФИО судом отклоняются, поскольку каких-либо доказательств и обстоятельств личной заинтересованности данных лиц в результатах проверки истцом не приведено.
Факт составления служебной записки ФИО, явившейся основанием для инициирования служебной проверки, о наличии оснований для признания служебной проверки недействительной, не свидетельствует, поскольку ФИО в силу занимаемой должности не только вправе, но и обязана выявлять факт совершения гражданскими служащими действий, имеющих признаки дисциплинарного проступка.
Таким образом, служебная проверка проведена с соблюдением установленных требований и сроков.
По существу вменяемого истцу факта совершения дисциплинарного проступка, судом установлено следующее.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 01 декабря 2017 года № 561 «О конкурсе социальных проектов на предоставление грантов в форме субсидии» в целях осуществления государственной поддержки социально значимой деятельности некоммерческих организаций, инициативных граждан Сахалинской области, их вовлечения в реализацию программ социально-экономического развития Сахалинской области, укрепления сотрудничества органов государственной власти и институтов гражданского общества Правительство Сахалинской области утверждено Положение о конкурсе социальных проектов на предоставление грантов в форме субсидии (далее – Положение о конкурсе).
В пункте 1.2 Положения о конкурсе раскрыты следующие понятия:
- грант – средства областного бюджета Сахалинской области, Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества, предоставляемые в виде субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе на конкурсной основе победителю конкурса на условиях софинансирования целевых расходов с обязательным последующим отчетом о реализации социального проекта и об использовании предоставленных средств;
- организатор конкурса – структурное подразделение Правительства Сахалинской области, уполномоченное на организационное и техническое обеспечение конкурса, подготовку проектов соглашений о предоставлении грантов, сбор отчетности и проведение оценки эффективности реализации социальных проектов;
- грантополучатель (получатель гранта) – участник конкурса, признанный победителем конкурса и заключивший Соглашение с главным распорядителем бюджетных средств;
На основании п.1.4. Положения о конкурсе предоставление грантов осуществляется управлением делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения, на соответствующий финансовый год лимиты бюджетных обязательств.
Положениями п. 3.1.1 Порядка о конкурсе предусмотрено, что средства гранта не могут быть направлены на:
- расходы, непосредственно не связанные с реализацией представленного на конкурс социального проекта;
- приобретение недвижимого имущества (включая земельные участки), капитальное строительство новых зданий, капитальный ремонт зданий (сооружений);
- приобретение алкогольной и табачной продукции, а также товаров, являющихся предметами роскоши;
- расходы, предусматривающие финансирование политических партий, кампаний и акций, подготовку и проведение митингов, демонстраций, пикетирований;
- приобретение грантополучателем иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления грантов;
- погашение задолженности грантополучателя, в том числе по кредитам, займам, налогам и иным обязательным платежам, в бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
- выплату заработной платы, оплату услуг по договорам гражданско-правового характера, превышающую 30 процентов от суммы гранта (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);
- оказание материальной помощи;
- расходы, понесенные грантополучателем до подписания Соглашения сторонами;
- научно-исследовательскую деятельность, публикацию монографий.
Отчеты об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета Сахалинской области, средства Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества, о достижении значений результата предоставления гранта и характеристик (далее - отчеты) представляются на бумажном носителе Организатору конкурса ежеквартально не позднее 15 числа третьего месяца текущего квартала, но не ранее 3-х месяцев с момента получения гранта (п. 4.1 Положения о конкурсе).
В соответствии с п. 4.2. Положения о конкурсе обязательным приложением к отчетам являются, в числе прочего, оригиналы (заверенные копии) документов, подтверждающих факт целевого расходования средств гранта, а также собственных или привлеченных средств грантополучателя, связанных с реализацией социального проекта, в размере, установленном в Соглашении.
На основании пунктов 4.3., 4.4. Положения о конкурсе организатор конкурса не позднее 2 (двух) дней со дня получения отчетов передает их ГРБС для проведения проверки. Представленная грантополучателем отчетность подлежит утверждению ГРБС. Утверждение отчетности осуществляется после проведения ГРБС финансовой проверки и согласования отчетности руководителем организатора конкурса.
Пунктом 5.2. Положения о конкурсе предусмотрено, что проверка соблюдения условий и порядка предоставления гранта получателем гранта, в том числе в части достижения результатов предоставления гранта, осуществляется ГРБС. Проверки органами государственного финансового контроля Сахалинской области за соблюдением получателем гранта условий и порядка предоставления гранта осуществляются в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании п.5.2. Положения о конкурсе грантополучатель несет ответственность за недостоверность представленных отчетов, прилагаемых к отчетам документов, нецелевое расходование средств гранта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п.5.3. Положения о конкурсе оценка достижения результата осуществляется организатором конкурса на основании сравнения установленных Соглашением значений характеристик и фактически достигнутых по итогам реализации социального проекта.
В случае выявления, в том числе по фактам проверок, проведенных ГРБС как получателем бюджетных средств, нарушений целей, условий, порядка предоставления гранта, а также в случае недостижения результата, характеристик, непредставления отчетов ГРБС в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента установления факта нарушения направляет требование о возврате бюджетных средств (п.5.4. Положения о конкурсе).
Из материалов дела следует, что 02 августа 2022 года между Управлением делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, как ГРБС, и РОО «СФВ», как грантополучателем, заключено соглашение № о предоставлении из областного бюджета Сахалинской области в 2022 году гранта в форме субсидии в размере 2 999 200 рублей на охрану здоровья граждан, пропаганду здорового образа жизни в рамках реализации социального проекта «ПОД САХАЛИНСКИМ НЕБОМ» - фестиваль пляжного волейбола. Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № к соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения (пункты 1.1., 1.2., 2.1. соглашения).
Пунктами 4.3.5.2, 4.3.5.3. Соглашения предусмотрено, что организация обязуется представлять ГРБС ежеквартально отчеты за IV квартал до 31 октября 2022 года:
- отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант;
- отчет о достижении значений результатов предоставления гранта;
- дополнительного отчета об использовании предоставления средств гранта;
- информационный отчет о проделанной работе.
К числу обязательных приложений к отчетам относятся оригиналы (заверенные копии) документов, подтверждающих факт целевого расходования организацией средств гранта, а также собственных или привлеченных средств организации, связанных с реализацией социального проекта.
В приложении № к Соглашению в перечень затрат в части суммы гранта включены: песок кварцевый, транспортные расходы по его доставке (2 685 600 рублей), оплата услуг по подготовке волейбольной площадки (150 000 рублей), скамейки (30 000 рублей), наградная атрибутика (грамота, кубок, вымпел – 33 600 рублей), баннер (100 000 рублей).
Согласно приложению № к Соглашению организация и проведение фестиваля пляжного волейбола – сентябрь 2022 года, подготовка отчетной документации до 31 октября 2022 года.
По состоянию на 31 октября 2022 года РОО «СФВ» предоставлены отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, и отчет о достижении значений результатов предоставления гранта, дополнительный отчет об использовании предоставления средств гранта.
К отчету приложены, в том числе:
- платежное поручение от 29 сентября 2022 года № по перечислению РОО «СФВ» оплаты по счету ООО «ТДРК» за песок кварцевый в размере 2 685 600 рублей;
- счет ООО «ТДРК» от 26 сентября 2022 года № ТДУТ-2230 на песок кварцевый, стоимостью 2 685 600 рублей;
- товарная накладная ООО «ТДРК» от 21 октября 2022 года № УТ-1929 на песок кварцевый, стоимостью 2 685 600 рублей;
- договор поставки №, заключенный 26 сентября 2022 года между РОО «СФВ» и ООО «ТДРК», по приобретению согласно спецификации № песка кварцевого, стоимостью 2 685 600 рублей;
- платежное поручение от 19 октября 2022 года № по перечислению РОО «СФВ» оплаты по счету ООО «Гравер» за наградную атрибутику и баннеры в размере 133 600 рублей;
- счет ООО «Гравер» от 07 сентября 2022 года № на наградную атрибутику и баннеры, стоимостью 133 600 рублей;
- товарная накладная ООО «Гравер» от 28 сентября 2022 года № на наградную атрибутику и баннеры, стоимостью 133 600 рублей;
- договор поставки номер счета 589, заключенный 07 сентября 2022 года между РОО «СФВ» и ООО «Гравер», по приобретению согласно приложения № наградной атрибутики и баннеров, стоимостью 133 600 рублей.
14 декабря 2022 года истцом проведена финансовая проверка отчета РОО «СФВ» о расходовании средств грантов, предоставленных в форме субсидии из бюджета Сахалинской области за IV квартал 2022 года, по соглашению от 02 августа 2022 года №. При осуществлении проверки нарушений и недостатков не выявлено. В результате осуществления финансовой проверки установлено, что целесообразность произведенных расходов средств гранта подтверждена документально и подлежит принятию к бухгалтерскому учету в сумме 2 999 200 рублей.
14 декабря 2022 года ФИО утверждено заключение о результатах финансовой проверки, 26 декабря 2022 года данное заключение согласовано заместителем управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области ФИО
17 октября 2023 года КСП Сахалинской области составлен акт по результатам контрольного мероприятия, в котором указано, в частности, что к отчету РОО «СФВ» предоставлены документы об использовании средств гранта на проведение социального проекта, который прошел 24-25 сентября 2022 года, на общую сумму 2 819 200 рублей с нарушением п.3.1.1. Постановления Правительства Сахалинской области №.
Привлекая истца к дисциплинарной ответственности, работодателем указано на нарушение ФИО пунктов 3.2.11., 3.2.16., 3.2.17 раздела 3 должностного регламента.
Так, согласно пунктам 3.2.11., 3.2.16., 3.2.17 раздела 3 должностного регламента начальника управления отчетности и исполнения бюджетной сметы, главного бухгалтера, утвержденного 21 февраля 2020 года, работник обязан:
- составлять достоверную бухгалтерскую (бюджетную) отчетность на основе первичных документов и бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета, представлять ее в установленные сроки соответствующим органам;
- осуществлять финансовую проверку отчетов грантов Правительства Сахалинской области;
- осуществлять внутренний финансовый контроль при организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
Возражая по исковым требованиям, ФИО указывает на отсутствие в своих действиях фактов ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, правомерности утверждения ответа РОО «СФВ», в подтверждение приложены следующие документы, отличные от представленных ответчиком документов:
- счет ООО «ТДРК» от 21 сентября 2022 года № на песок кварцевый, стоимостью 2 685 600 рублей;
- товарная накладная ООО «ТДРК» от 21 сентября 2022 года № на песок кварцевый, стоимостью 2 685 600 рублей;
- договор поставки №, заключенный 26 августа 2022 года между РОО «СФВ» и ООО «ТДРК», по приобретению согласно спецификации № песка кварцевого, стоимостью 2 685 600 рублей.
В ходе рассмотрения дела ответчик факт предоставления данных документов при проверке КСП Сахалинской области отрицал.
С целью установления значимых по делу обстоятельств судом в качестве свидетелей допрошены заместитель директора РОО «СФВ» ФИО, главный инспектор КСП Сахалинской области ФИО и аудитор КСП Сахалинской области ФИО
Свидетель ФИО показал, что песок кварцевый доставили после проведения мероприятия к мероприятию взяли песок в долг, поэтому впоследствии завезенный песок стоял в мешках нераспакованный. При осмотре КСП Сахалинской области указало на нарушение в части размещения песка в упаковочном материале. Счет ООО «ТДРК» от 21 сентября 2022 года № ТДУТ-223, товарную накладную ООО «ТДРК» от 21 сентября 2022 года № УТ-1929 и договор поставки № от 26 августа 2022 года предоставили после звонка сотрудника бухгалтерии Управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, принес их сотрудник школы в октябре 2023 года, поскольку боялись возложение обязанности по возврату средств гранта.
Свидетель ФИО показала, что проводила проверку гранта, выявила, что мероприятие проводилось 24-25 сентября 2022 года, а договор на поставку песка заключен РОО «СФВ» позже даты проведения мероприятия, поэтому представленные договор с платежными документами не подтверждают приобретение песка конкретно на это мероприятие. При выездной проверке вопрос о дате заключения договора был задан представителю РОО «СФВ», на что указали, что выяснят данное обстоятельство, позднее оказалось, что есть другой договор. Однако, по условиям договора поставка товара осуществляется после 100% оплаты, тогда как по платежному поручению оплата осуществлена после мероприятия 29 сентября 2022 года. Указала, что все документы должны соответствовать дате проведения мероприятия, нарушением является неэффективное использование бюджетных средств, несоответствие условиям гранта.
Свидетель ФИО показала, что непосредственное участие в проверочных мероприятиях не принимает, однако, встал вопрос о выявленном нарушении в части приобретения песка после проведения мероприятия. Дополнительные документы от грантополучателя в ходе проверки не получались и не запрашивались, инспектор указала на предоставление РОО «СФВ» второго пакета документов, который поставили под сомнение с учетом оплаты 29 сентября 2022 года, данные товарной накладной также вызвали сомнения, дата приемки отсутствовала, поэтому документы не приняли к рассмотрению. Атрибутика также была доставлена позже. В этой связи указали ГРБС на нарушение условий и порядка предоставления гранта – приобретение имущества, которое не использовано на мероприятии, приобретение объема песка, не соответствующего площади места проведения мероприятия. При выявлении обстоятельств нецелевого расходования средств гранта назначается встречная проверка, в ходе которой РОО «СФВ» и был предоставлен второй пакет документов, который оценили и не приняли во внимание, при этом первый пакет документов предоставлялся при проверке в ГРБС. Впоследствии с учетом минимального количества нарушений КСП Сахалинской области в коллегиальном порядке принято решение о направлении в адрес Управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области информационного письма с указанием о необходимости принятия мер, которое ГРБС рассматривает и принимает решение, например, о выставлении требования, о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Анализируя представленные суду доказательства и показания свидетелей, суд приходит к выводу о том, что грантополучателем РОО «СФВ» предоставлены в Управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области отчеты с приложением документов, не подтверждающих факт целевого расходования средств гранта, в частности кварцевого песка в сумме 2 685 600 рублей и наградной атрибутики с баннерами, стоимостью 133 600 рублей, всего на сумму 2 819 200 рублей, что расценено КСП Сахалинской области, как нарушение условий и порядка предоставления гранта – несение грантополучателем расходов, непосредственно не связанных с реализацией представленного на конкурс социального проекта.
Мероприятие проведено 24-25 сентября 2022 года, а оплата кварцевого песка и наградной атрибутики с баннерами осуществлена 29 сентября 2022 года и 19 октября 2022 года соответственно, что исключало возможность получения РОО «СФВ» данных товаров к моменту проведения мероприятия, учитывая пункт 2.1. договора поставка №, определяющего, что поставка товара осуществляется после подписания сторонами спецификации и получения поставщиком от покупателя полной 100% оплаты стоимости партии товара, и пункт 2.6. договора поставки номер счета 589, предусматривающего, что поставка товара осуществляется поставщиком в течение трех рабочих дней с момента оплаты покупателем счета.
Представленные истцом документы, датированные до даты проведения мероприятия, целевое расходование средств гранта не подтверждают с учетом даты оплаты стоимости товаров, напротив, опровергаются показаниями свидетелей, указавших на предоставление второго пакета документов в октябре 2023 года, то есть после дачи истцом заключения про результатам финансовой проверки отчета РОО «СФВ» по состоянию на 31 октября 2022 года.
Ссылка истца на фактическое наличие кварцевого песка, атрибутики и баннеров, проведение мероприятия, правового значения для дела не имеет, поскольку приложенные к отчету документы свидетельствуют о поставке товаров после проведения мероприятия, что противоречит целям предоставления субсидии.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО, как должностным лицом, непосредственно осуществляющим финансовую проверку отчетов грантов Правительства Сахалинской области, ненадлежащим образом исполнены должностные обязанности, выразившиеся в проведении финансовой проверки, подготовке и утверждении заключения о результатах финансовой проверки отчета о расходовании средств гранта, предоставленных РОО «СФВ» в форме субсидии из бюджета Сахалинской области по соглашению от 02 августа 2022 года № в сумме 2 999 200 рублей, не соответствующего условиям предоставления гранта, что повлекло неправомерное принятие указанного отчета к бухгалтерскому учету.
Ссылка истца на полномочия организатора конкурса является несостоятельной, поскольку в соответствии с Положением о конкурсе Департамент общественных коммуникаций Правительства Сахалинской области проводит оценку достижения результата и согласование отчета грантополучателя, тогда как проверка соблюдения условий и порядка предоставления гранта получателем гранта, в том числе, достижение результатов предоставления гранта, осуществляется Управлением делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, в частности, истцом, поэтому финансовая проверка входит в непосредственные должностные обязанности ФИО
При таких обстоятельствах, оснований для признания заключения служебной проверки от 28 ноября 2023 года недействительным не имеется.
В свою очередь, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершал дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п.53 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2).
Судом учитывается суровость примененного к истцу дисциплинарного наказания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
В обоснование доводов о соразмерности примененного дисциплинарного взыскания, ответчик указал на проведение в марте 2023 года в отношении истца служебной проверки по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по грантам, а также неправомерное расходование денежных средств.
В данной ситуации, суд считает, что работодателем не выполнены положения статей 192, 193 ТК РФ, обязывающие его учесть обстоятельства, при которых совершен проступок и его тяжесть с учетом отсутствия фактов привлечения истца к дисциплинарной ответственности, согласования отчета ФИО и утверждения ФИО, без подписи которых отчет не подлежал принятию к бухгалтерскому учету, что исключало в последующем неправомерное расходование денежных средств.
При таких данных, условий полагать, что работодателем при издании распоряжения от 30 ноября 2023 года № соблюдено установленное ч.5 ст.192 ТК РФ предписание, не имеется.
Доказательств невозможности применения ответчиком к истцу иного, менее строгого вида дисциплинарного взыскания, исходя из таких принципов юридической ответственности, как справедливость, соразмерность, гуманизм, обоснованности применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения, работодателем суду не представлено.
С учетом обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, учитывая отсутствие доказательств невозможности применения к работнику более мягкого дисциплинарного взыскания, суд полагает, что применение меры взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии является чрезмерным, не соответствует тяжести вменяемого дисциплинарного проступка, поэтому распоряжение от 30 ноября 2023 года № является незаконным.
Вместе с тем, в удовлетворении требования ФИО о возложении обязанности на ответчика отменить распоряжение от 30 ноября 2023 года № суд отказывает, поскольку нарушенные трудовые права истца восстановлены путем признания обжалуемого распоряжения незаконным, тогда как в полномочия суда входит разрешение трудового спора, а издание и отмена распоряжения относится к исключительной компетенции работодателя.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика всех причитающихся премий по итогам работы за 2023, 2024 годы.
В соответствии с ч.1 ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
На основании пункта 4 ч.5 ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» к дополнительным выплатам относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Согласно п.1. служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит, в том числе, из дополнительных выплат в виде премии за выполнение особо важных и сложных задач в порядке, определенном представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента – без ограничения максимального размера.
12 сентября 2022 года утверждено Положение о порядке осуществления дополнительных и иных выплат государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в Управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области (далее – Положение о дополнительных выплатах.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2. Положения о дополнительных выплатах премирование гражданских служащих производится в виде премии по итогам работы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Премия по итогам работы устанавливается в целях повышения качества выполнения задач и функций, возложенных на управление делами, поощрения за достигнутые результаты профессиональной деятельности и эффективность исполнения должностных обязанностей и осуществления по итогам оценки результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. Премия выплачивается по итогам работы в отчетном периоде (квартал) пропорционально отработанному времени.
На основании п. 3.2.2. Положения о дополнительных выплатах размер премии по итогам работы гражданского служащего определяется по результатам его профессиональной служебной деятельности с учетом обеспечения задач и функций управления делами, исполнения должностного регламента.
В силу п. 3.2.3. Положения о дополнительных выплатах критерием для установления конкретных размеров премии по итогам работы является достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в том числе, установленных должностным регламентом гражданского служащего:
- личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на управление делами;
- качественное и своевременное исполнение должностных обязанностей и поручений руководителей;
- выполняемый объем работы;
- профессиональная компетентность;
- способность четко организовать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать служебное время, расставлять приоритеты;
- соблюдение установленных сроков подготовки, исполнения, представления информации, документов, отчетов;
- соблюдение служебной дисциплины.
Решение об установлении конкретного размера премии по итогам работы принимается управляющим делами на основании представлений о премировании и оформляется распоряжением управления делами (п. 3.2.4. Положения о дополнительных выплатах).
Пунктом 3.2.5. Положения о дополнительных выплатах определено, что представление о премировании по итогам работы, содержащее оценку результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, вносится на имя управляющего делами:
- в отношении гражданского служащего – руководителем соответствующего структурного подразделения по согласованию с курирующим заместителем управляющего делами и первым заместителем управляющего делами;
- в отношении руководителя структурного подразделения – курирующим заместителем управляющего делами по согласованию с первым заместителем управляющего делами;
- в отношении заместителя управляющего делами – первым заместителем управляющего делами.
В силу п. 3.4. Положения о дополнительных выплатах выплата премии по итогам работы, премии за выполнение особо важных и сложных задач осуществляется при условии отсутствия дисциплинарного взыскания.
На основании п. 3.5. Положения о дополнительных выплатах премия по итогам работы, премия за выполнение особо важных и сложных задач максимальными размерами не ограничивается, к ним применятся районный коэффициент за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством РФ и законодательством Сахалинской области.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика указала о лишении истца премии по итогам работы за четвертый квартал 2023 года, первый и второй квартал 2024 года со ссылкой на п.3.4. Положения о дополнительных выплатах ввиду наличия неснятого дисциплинарного взыскания.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Верховный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что по смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, что предполагает определение ее размера, условий и периодичности выплаты (премирования) в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, то есть премия, которая входит в систему оплаты труда и начисляется регулярно за выполнение заранее утвержденных работодателем показателей, является гарантированной выплатой, и работник имеет право требовать ее выплаты в установленном локальном нормативном акте, коллективном договоре размере при условии надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей (ст.135 ТК РФ).
В отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная частью первой ст.191 ТК РФ, исходя из буквального толкования этой нормы, является одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя. Такая премия не является гарантированной выплатой (гарантированным доходом) работника, выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя, который определяет порядок и периодичность ее выплаты, размер, критерии оценки работодателем выполняемых работником трудовых обязанностей и иные условия, влияющие как на выплату премии, так и на ее размер, в том числе результаты экономической деятельности самой организации (работодателя).
Следовательно, при разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.
Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем.
Анализируя служебный контракт истца, Положение о дополнительных выплатах, премия по итогам работы является одной из составных частей денежного содержания и зависит о качества выполняемой гражданским служащим работы, выплачивается за счет фонда оплаты труда, поэтому не относится к стимулирующей выплате, устанавливаемой работодателем в порядке ч.1 ст.191 ТК РФ.
Учитывая, что распоряжение от 30 ноября 2023 года № признано судом незаконным, лишение истца премии в оспариваемый период также является незаконным, поскольку единственным основанием для лишения премии являлся факт привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
В свою очередь, ответчиком предоставлены суду представления заместителя управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области ФИО, согласованные первым заместителем управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области о размере премии истца:
- за 4 квартал 2023 года – 100% с указанием на наличие дисциплинарного взыскания;
- за 1 квартал 2024 года – 70% с указанием на наличие дисциплинарного взыскания;
- за 2 квартал 2024 года – 50% с указанием на наличие дисциплинарного взыскания.
Принимая решение о лишении истца премии, курирующим заместителем управляющего делами по согласованию с первым заместителем управляющего делами в спорный период вносились в отношении истца представления, отражающие оценку результатов профессиональной служебной деятельности, тогда как в последующим истец лишена премии с учетом факта привлечения истца к дисциплинарной ответственности, совершенного в ноябре 2023 года, что не является законным.
Данный вывод подтверждается постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 15 июня 2023 года № 32-П по делу о проверке конституционности ч.2 ст.135 и ч.1 ст.193 ТК РФ в связи с жалобой гражданки ФИО (далее – постановление Конституционного суда РФ от 15 июня 2023 года № 32-П), где в п. 4.2. разъяснено, что совершенный работником дисциплинарный проступок если и оказывает негативное влияние на индивидуальные либо коллективные результаты труда, то лишь в то время, когда он совершен. Сказанное предполагает, что размер премиальных выплат в период действия дисциплинарного взыскания - вплоть до момента его погашения в связи с истечением установленного срока его действия либо до момента его досрочного снятия работодателем (статья 194 Трудового кодекса Российской Федерации) - должен определяться на основе объективных, заранее предусмотренных критериев оценки результатов труда работника, а сам факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может препятствовать возникновению права на получение в полном объеме лишь тех установленных по результатам работы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.
В то же время факт применения к работнику дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание (п.6 постановления Конституционного суда РФ от 15 июня 2023 года № 32-П).
С учетом изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца премию по итогам работы за 4 квартал 2023 года, 1 и 2 квартал 2024 года в размерах, установленных представлениями, которые отражают оценку результатов профессиональной служебной деятельности истца, и не могут быть не приняты во внимание судом с учетом субъективной оценки со стороны работодателя службы истца.
По расчетам обеих сторон количество фактически отработанных дней, размеры окладов, суммы экономии и фонда оплаты труда совпадают, в этой связи суд соглашается с расчетом ответчика, и взыскивает с Управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области в пользу ФИО премию по итогам работы за 4 квартал 2023 года в размере 36 358 рублей 84 копейки, за 1 квартал 2024 года в размере 19 713 рублей 99 копеек и за второй квартал 2024 года в размере 21 693 рубля.
Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд с учетом требования разумности и справедливости, учитывая характер допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истца, вменение истцу дисциплинарного взыскания, установления факта совершения истцом дисциплинарного проступка, полагает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в размере 10 000 рублей, тогда как заявленный размер в сумме 500 000 рублей является явно завышенным.
В соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ, учитывая, что обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, государственная пошлины взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО к Управлению делами Губернатора и Правительства Сахалинской области о признании недействительным заключения служебной проверки от 28 ноября 2023 года, признании незаконным распоряжения от 30 ноября 2023 года № о привлечении к дисциплинарной ответственности и его отмене, возложении обязанности выплатить премии по итогам работы за 2023, 2024 годы и компенсацию морального вреда – удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области от 30 ноября 2023 года № о привлечении ФИО к дисциплинарной ответственности.
Возложить обязанность на Управление делами Губернатора и Правительства Сахалинской области (№) выплатить ФИО (№) премию по итогам работы за 4 квартал 2023 года в размере 36 358 рублей 84 копейки, за 1 квартал 2024 года в размере 19 713 рублей 99 копеек и за второй квартал 2024 года в размере 21 693 рубля, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, всего 87 765 рублей 83 копейки.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Э.В. Ли
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Э.В. Ли