Судья Карташова О.А.
Дело № 33-7206/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
судей Симоновой Т.В., Петуховой Е.В.,
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 10 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Шалковской Ирины Васильевны на решение Гайнского районного суда Пермского края от 07.05.2019, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Шалковской Ирины Васильевны к администрации Верхнестарицкого сельского поселения о признании отказа в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий от 09.01.2019 года незаконным, обязании поставить в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения истца Шалковской И.В., представителя ответчика Булатова А.И., действующего на основании доверенности, проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шалковская И.В. обратилась в суд с иском к администрации Верхнестарицкого сельского поселения о признании отказа в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании предоставить жилое помещение на основании договора социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что администрацией Верхнестарицкого сельского поселения ей по договору социального найма было предоставлено жилое помещение, которое требовало капитального ремонта. На основании решения Гайнского районного суда от 2016 года на администрацию поселения была возложена обязанность произвести капитальный ремонт данного жилого помещения. Вместе с тем, работы произведены не надлежащим образом, фундамент печи просел, стены печи из кирпича шатаются, штукатурка стен сырая и разрушается, имеется провис потолка. В связи с тем, что в таких условиях с несовершеннолетними детьми проживать не возможно, она отказалась от данного жилого помещения, расторгнув договор социального найма, тем самым, хотела обязать администрацию Верхнестарицкого сельского поселения предоставить ей другое жилое помещение. В постановке ее в очередь на улучшение жилищных условий, администрация Верхнестарицкого сельского поселения ей отказала, посчитав, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, расторгнув договор социального найма. Просит признать отказ в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать предоставить жилое помещение на основании договора социального найма.
Истец Шалковская И.В. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать незаконным отказ в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий от 09.01.2019, обязать администрацию Верхнестарицкого сельского поселения поставить ее в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Шалковская И.В. просит решение суда отменить, в обоснование доводов указывает, что каких-либо намеренных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий она не совершала. Отказ от договора социального найма предоставленного жилого помещения был связан с непригодностью для постоянного проживания в нем ее и членов ее семьи, в том числе несовершеннолетних детей.
От администрации Верхнестарицкого сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края на апелляционную жалобу поступили возражения, согласно которым просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пунктом 3 статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 31.12.2015 года на основании постановления администрации Верхнестарицкого сельского поселения №79 Шалковской И.В. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: **** (л.д.16).
11.01.2016 года между истцом и администрацией Верхнестарицкого сельского поселения заключен договор социального найма, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: **** (л.д.48-50).
27.12.2016 года договор социального найма с истцом был перезаключен, администрация Верхнестарицкого сельского поселения передала нанимателю и членам ее семьи (сожитель – С1., сын - С2., дочь – С3.) в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: **** (л.д.51).
Решением Гайнского районного суда от 18.11.2016 года на администрацию Верхнестарицкого сельского поселения была возложена обязанность провести капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: ****, в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 09.11.2016, в том числе произвести ремонт печи с устранением сквозной трещины трубы, переборку потолка с заменой прогнивших потолочных балок (л.д.26-27).
Вышеуказанное решение суда исполнено, что подтверждается актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии от 31.05.2017 года, из которых следует, что ремонт печи с устранением сквозной трещины трубы произведен, произведена переборка потолка с заменой прогнивших потолочных балок. Состояние жилого дома удовлетворительное, пригодно для постоянного проживания (л.д. 19-22).
23.05.2018 года заключением межведомственной комиссии администрации Верхнестарицкого сельского поселения также было принято решение о соответствии помещения, расположенного по адресу: ****, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания (л.д.23-24).
На основании заявления Шалковской И.В. от 06.07.2018 (дублировано 06.09.2018) договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу был расторгнут и 05.09.2018 года истец совместно с детьми - С2., С3. были сняты с регистрационного учета по месту жительства (л.д.28-30).
Согласно акту приема-передачи от 06.09.2018 года Шалковская И.В. передала администрации Верхнестарицкого сельского поселения жилое помещение, расположенное по адресу: **** в удовлетворительном состоянии, пригодном для постоянного проживания (л.д. 31).
17.12.2018 года Шалковская И.В. обратилась в администрацию Верхнестарицкого сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий составом семьи из 3 человек (л.д.37).
Решением межведомственной комиссии Верхнестарицкого сельского поселения от 09.01.2019 №1 истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на том основании, что не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ (л.д. 38-39).
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции со ссылками на положения ст.ст. 51, 53 Жилищного кодекса РФ, Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» пришел к выводу, что расторгнув в отношении себя и членов своей семьи договор социального найма жилого помещения по адресу: ****, истец сам самым совершила действия, свидетельствующие об ухудшении жилищных условий, которые влекут правовые последствия в виде невозможности принятия Шалковской И.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ранее установленного ст. 53 Жилищного кодекса РФ срока. Соответственно обжалуемый истцом в настоящее время отказ ответчика является законным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" к действиям, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляемым ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся, в том числе расторжение договора социального найма (найма) по инициативе нанимателей, добровольный отказ от права пользования жилым помещением по договору социального найма.
Из рассматриваемой спорной ситуации следует, что истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что расторжение договора социального найма в отношении ранее предоставленного жилого помещения по адресу: **** имело место по причине, как указывает истец, его неудовлетворительного состояния, которое свидетельствовало бы о непригодности жилого помещения для проживания.
Судом первой инстанции верно указано, что исходя из материалов дела, решение Гайнского районного суда Пермского края от 18.11.2016, которым на администрацию была возложена обязанность отремонтировать занимаемое истцом и членами ее семьи жилое помещение, фактически исполнено. Истцом не оспаривалось, что исполнительное производство по данному факту окончено фактическим исполнением. Вновь по заявлению взыскателя не возобновлялось, а действия судебного пристава-исполнителя в установленном порядке об окончании исполнительного производства не обжаловались.
При этом при расторжении договора социального найма жилого помещения, последнее было передано администрации истцом, согласно акту приема-передачи от 06.09.2018, в удовлетворительном состоянии, пригодном для проживания. Замечаний к акту истцом, утверждающей обратное, не представлено.
Кроме того, непосредственно из самого искового заявления усматривается, что расторжение договора социального найма вызвано необходимостью получения иного жилого помещения взамен непригодного. Однако, как уже указано выше, доказательств наличия последнего обстоятельства, материалы дела не содержат.
С учетом вышеизложенного, принимая также во внимание установленную Постановлением Главы Гайнского муниципального района от 25.11.2009 № 400 учетную норму жилого помещения, определяющую уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, 12 м кв. на члена семьи, с учетом обеспеченности семьи истца жилой площадью на каждого члена семьи 12,25 кв.м (общая площадь жилого помещения по адресу: **** составляет 49 кв.метров), отказ Шалковской И.В. 06.09.2018 от права пользования жилым помещением по данному адресу и передача его наймодателю свидетельствует о совершении ею действий, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", а равно об обоснованности отказа органа местного самоуправления в постановке истца на учет по основаниям ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, поэтому судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
Поскольку по иным основаниям решение суда сторонами настоящего спора не обжалуется, то судебная коллегия в силу требований ст. 327.1 ГПК РФ иным выводам суда правовой оценки не дает.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу Шалковской Ирины Васильевны на решение Гайнского районного суда Пермского края от 07.05.2019 – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: