Решение по делу № 33-21297/2023 от 29.11.2023

УИД 61RS0059-01-2023-00501-70

Судья Стуров С.В. № 33-21297/2023

№ 2-525/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Сеник Ж.Ю.,

судей Портновой И.А., Криволапова Ю.Л.,

при секретаре Ворсиновой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах Аванесовой Гоар Жораевны, Аванесова Армена Михайловича, Аватисяна Тарона Грачовича, Аванесова Давида Арменовича, Аванесова Артура Арменовича к Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области о возложении обязанности обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок, по апелляционной жалобе Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 18 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Портновой И.А., судебная коллегия,

установила:

    прокурор Цимлянского района Ростовской области в интересах Аванесовой Г.Ж., Аванесова А.М., Аватисяна Т.Г., Аванесова Д.А., Аванесова А.А. обратился в суд с иском к Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области о возложении обязанности обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения ответчиком законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками установлено, что предоставленный постановлением администрации Цимлянского городского поселения от 03.02.2022 № 26«О предоставлении земельного участка гражданам в собственность бесплатно» бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в общую долевую собственность, в равных долях по 1/5 доли в праве каждому.

Согласно акту осмотра земельного участка в г. Цимлянске от 27.06.2023, помощником прокурора Цимлянского района Ростовской области совместно с сотрудником Администрации Цимлянского городского поселения, произведен осмотр земельного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В ходе осмотра установлено, что на данном земельном участке отсутствуют инженерные коммуникации: водоснабжение, газоснабжение, водоотведение.

На основании вышеизложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в течение 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Обязать администрацию Цимлянского городского поселения в течение 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 18.10.2023 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Также суд обязал Администрацию Цимлянского городского поселения АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В удовлетворении остальной части иска судом было отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика администрации Цимлянского городского поселения подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора - отказать.

Апеллянт ссылается на то, что действующее законодательство не возлагает обязанности на органы местного самоуправления по организации электроснабжения и газоснабжения на земельном участке, выделенном многодетным семьям.

На апелляционную жалобу Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области подан отзыв, в котором оно просит оспариваемое решение суда отменить, апелляционную жалобу ответчика удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства ЖКХ Ростовской области по доверенности Сафарян Н.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, поданную ответчиком апелляционную жалобу удовлетворить.

Прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Кравець Е.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала, что принятое по делу решение является законным и обоснованным, не подлежит отмене.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела применительно к положениям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ростовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем лица, участвующие в деле, действуя добросовестно, могли ознакомиться и проследить дату рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частями 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В целях реализации данных положений Конституции РФ Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

На территории Ростовской области порядок предоставления бесплатно в собственность отдельным категориям граждан земельных участков регулирует Областной закон Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.

Положениями ч. 1 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС предусмотрено, что находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.

Согласно Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В соответствии с п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением Администрации Цимлянского городского поселения № 26 от 03.02.2022 «О предоставлении земельного участка гражданам в собственность бесплатно» Аванесовой Г.Ж., Аванесову А.М., Аватисяну Т.Г., Аванесову Д.А., Аванесову А.А., в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, в общую долевую собственность, в равных долях по 1/5 доли в праве каждому

Согласно акту осмотра земельного участка в г. Цимлянске от 27.06.2023, помощником прокурора Цимлянского района Ростовской области совместно с сотрудником Администрации Цимлянского городского поселения, произведен осмотр земельного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В ходе осмотра установлено, что на данном земельном участке отсутствуют инженерные коммуникации: водоснабжение, газоснабжение, водоотведение.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что на земельном участке, предоставленном многодетной семье, в интересах которой выступает прокурор, отсутствуют необходимые инженерные сети.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Цимлянского городского поселения, как органом местного самоуправления, не исполнены возложенные на нее законом обязанности по обеспечению земельного участка, предоставленного многодетной семье, газоснабжением, электроснабжением.

Также судом, при разрешении спора, было учтено, что в настоящее время произошел переход обязанностей по обеспечению земельных участков на территории города Цимлянска инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) от Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что в части обеспечения земельного участка сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) данную обязанность подлежит возложению на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, а в части обеспечения земельного участка сетями электроснабжения, газоснабжения – на Администрацию Цимлянского района Ростовской области.

Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными не имеется.

Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и законных оснований к его отмене не имеется.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика сводятся к тому, что на администрация, как орган местного самоуправления, действующим законодательством не возложено прямой обязанности по организации электро- и газо-снабжения на каждом земельном участке, выделяемом многодетным семьям.

Данные доводы судебная коллегия находит необоснованными по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11.11.2003 № 16-П, от 15.05.2006 № 5-П, от 18.05.2011 № 9-П, от 05.07.2017 № 18-П и др.).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

Действующим законодательством, регулирующим вопросы предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков, не определено, на кого возлагается обязанность по обеспечению данных земельных участков объектами инфраструктуры. Вместе с тем, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организация в границах городского округа водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, земельный участок находится на территории Цимлянского городского поселения.

Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены, дело судом рассмотрено в пределах заявленных требований, выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными не имеется.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

    решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 18 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Цимлянского городского поселения Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.12.2023.

18.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее