Судья Коваленко О.П. Гражданское дело № 33 – 229/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2018 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Салдушкиной С.А.,
судей Плешачковой О.В., Занкиной Е.П.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Самарского районного суда г. Самары от 20 октября 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Б.С.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на выплату денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения - удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Б.С.В. в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации вынести решение о выплате Б.С.В., военнослужащему, участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Плешачковой О.В., объяснения представителя 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ Ю.В.В. в поддержание апелляционной жалобы, возражения представителя Б.С.В.- Т.А.Л. на жалобу, изучив материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.С.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на выплату денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения.
В обоснование иска указала, что она проходила службу в учебной авиационной базе (2 разряда г. Сызрань) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-научная академия». Приказом начальника учебной авиационной базы от ДД.ММ.ГГГГ № она уволена с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. С ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава части. Выслуга лет в календарном исчислении на момент исключения из списков личного состава составляет 13 лет 04 месяца 01 день. С ДД.ММ.ГГГГ истец является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В марте 2017 года истец обратилась к начальнику учебной авиационной базы с рапортом о выплате ей как участнику НИС денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения, так как она имела выслугу лет более 10 лет, но менее 20 лет. Весь необходимый пакет истец направила в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ. Однако решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 23.05.2017 года № 14/1-2345 истцу отказано в выплате денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения военнослужащих.
Полагая отказ незаконным и необоснованным, нарушающим ее права на получение денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения военнослужащих, истец просила суд признать решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» от 23.05.2017 года № 14/1-2345 незаконным, признать за ней право на выплату денежных средств, дополняющих накопления участника НИС за счет средств Министерства обороны РФ, обязать начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать ответчика принять решение о выплате Б.С.В. денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения военнослужащих.
Судом постановлено решение, которое представитель 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» в апелляционной жалобе просит отменить, поскольку суд неправильно истолковал нормы материального права, неверно установил обстоятельства дела и ненадлежащим образом оценил представленные доказательства, истец реализовала свои жилищные права по линии Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета, а повторное обеспечение бесплатным жильем в таком же порядке законом не предусмотрено.
В заседании судебной коллегии представитель 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» - Ю.В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Б.С.В.- Т.А.Л. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, поскольку считает решение суда законным и обоснованным и просит судебную коллегию оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" предусматривает, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с данным Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила выплаты), пункт 7 которых предусматривает, что заявление (рапорт) о выплате денежных средств участник накопительно-ипотечной системы подает до его исключения из списков личного состава воинской части.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б.С.В. проходила службу в учебной авиационной базе (2 разряда г. Сызрань) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-научная академия».
Приказом начальника учебной авиационной базы (2 разряда г. Сызрань) Военного учебно-научного центра Военно-Воздушных сил «Военно-научная академия» от ДД.ММ.ГГГГ № уволена с военной службы с зачислением в запас на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
С ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава приказом начальника учебной авиационной базы (2 разряда г. Сызрань) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-научная академия» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслуга лет в календарном исчислении на момент исключения из списков личного состава составляет 13 лет 04 месяца 01 день, что подтверждается послужным списком истца (л.д. 57-77).
С ДД.ММ.ГГГГ истец является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (л.д. 11).
В марте 2017 года истец обратилась к начальнику учебной авиационной базы (2 разряда г. Сызрань) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-научная академия» с рапортом о выплате ей как участнику НИС денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения, так как она имела выслугу лет более 10 лет, но менее 20. Весь необходимый пакет истец направила в 1 отдел г. Самара ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ.
Однако решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в выплате денежных средств, дополняющих накопления жилищного обеспечения военнослужащих, мотивируя тем, что истец в 2000 году в составе семьи ее супруга Б.А.Н. обеспечена жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в связи с чем, в соответствии со ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» она не имеет право на повторное обеспечение ее дополнительными денежными средствами от Министерства обороны РФ (л.д. 25-27).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные отношения, пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска Б.С.В.
Из материалов дела следует, что в 2000 году Б.А.Н. на состав семьи из трех человек, в том числе на истца, Министерством обороны РФ предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании договора № на передачу жилого помещения, заключенного с муниципальным образованием г.о. Сызрань, в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано в собственность Б.С.В. (л.д. 79).
Из письма заместителя руководителя департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основания для включения военнослужащих в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (далее НИС) и категории военнослужащих, имеющих право на участие в НИС, определены положениями Федерального закона от 20.08.2004 года № 117–ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». При этом включение военнослужащих в НИС не требует признания их нуждающимися в жилых помещениях и постановки на жилищный учет, а определяется датами заключения контракта о прохождении военной службы, присвоения первого воинского звания офицера или написания рапорта о включении в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (л.д. 82).
Таким образом, при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, военнослужащие, обеспеченные жильем от Министерства обороны РФ в качестве членов семьи военнослужащих, признанных нуждающимися в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» подлежат включению в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 9 Федерального закона от 20.08.2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
Однако обеспечение жилым помещением в составе семьи супруга за счет муниципального образования не исключает право военнослужащего на приобретение им жилого помещения посредством участия в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Ссылка в жалобе ответчика на однократность обеспечения жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ ошибочна, поскольку истец была обеспечена жильем на основании договора заключенного с муниципальным образованием г.о. Сызрань, что не является основанием для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Как следует из материалов дела, истец из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в установленном порядке не исключалась, ее именной накопительный счет не закрыт, как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих представила все необходимые документы в жилищный орган через орган военного управления, доказательства недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, материалы дела не содержат, ДД.ММ.ГГГГ истцу частично произведена выплата в размере 621983.38 рублей, в связи с чем, оснований для отказа в выплате дополнительных денежных средств истцу у ответчика не имелось, что правильно установил суд и с чем судебная коллегия соглашается полностью.
Таким образом, участие военнослужащего в данной системе не исключает возможность его обеспечения жилым помещением иным способом за счет средств федерального бюджета, что является основанием для исключения военнослужащего из реестра участников данной системы, если жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 20.08.2004 года № 117-ФЗ «О накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» выплаты денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производятся федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты.
Таким образом, решение ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, является незаконным, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопреки доводам жалобы материалы дела содержат достаточную для его правильного разрешения совокупность доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Остальные доводы жалобы отражают раскрытую суду первой инстанции субъективную оценку ее автора обстоятельствам дела, надлежащим образом оценены судом и потому выводы суда не опровергают.
В связи с чем, требования истца основаны на законе, подтверждаются материалами дела и потому правильно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы, в своей совокупности противоречат материалам дела и представленным доказательствам, не находят объективного подтверждения и потому подлежат отклонению, так как о незаконности или необоснованности решения суда не свидетельствуют.
В свете чего судебная коллегия считает такие доводы ошибочными, основанными на неверном понимании норм права и противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении иска Б.С.В. является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе представителя учреждения доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 20 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий -
Судьи: