Решение по делу № 12-102/2018 от 24.09.2018

Дело № 12-102/2018

РЕШЕНИЕ

1 ноября 2018 года, город Верещагино, Пермского края

Судья Верещагинского районного суда Файзрахманова Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Заворохиной Д.С., с участием: представителя главы администрации Верещагинского муниципального района Мосягина С.В., действующего на основании доверенности,

представителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю - Союстовой А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев жалобу представителя главы администрации Верещагинского муниципального района Пермского края Кондратьева С.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 11.09.2018 № 06-01/85-Д по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ),

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Юдиной Е.В. от (дата) (номер) глава администрация Верещагинского муниципального района Пермского края Кондратьев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель должностного лица - главы администрации Верещагинского муниципального района Пермского края обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить и производство по делу прекратить.

Мотивируя тем, что в рамках производства по делу об административном правонарушении не было установлено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ в окружающей среде при анализе проб почвы, соответственно не наступает ответственность.

Кроме этого, отбор проб проведен с нарушением ГОСТ 17.4.3.01-2017 «Охрана почвы. Почвы. Общие требования к отбору проб».

Земельный участок, на котором расположена свалка и прилегающие земельные участки, являются земельными участками государственная собственность которых, не разграничена. Федеральным законодательством на органы местного самоуправления полномочия по защите земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по защите земель не возлагается.

Установление вины главы администрации за то что, отсутствовал контроль за исполнением муниципального контракта от (дата) (номер), который должен был состоять в проверке качества, объемов и сроков выполнения работ, просит признать необоснованным. Муниципальный контракт выполняется надлежащим образом, за пределами свалки мусора не имеется, а глава не ответственен за него, поскольку Администрация не является стороной контракта.

В судебное заседание представлены дополнения к жалобе, согласно которым представитель должностного лица указывает, что глава администрации не может нести ответственность за неисполнение контракта (дата) (номер), поскольку осуществление контроля за его исполнением не допускается действующим законодательством.

Вменение в вину должностного лица действий (бездействий), в результате чего произошло загрязнение почвы, ухудшение качества состояния прилегающих к свалке земель, негативное воздействие на окружающую среду не относятся к составу правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ, данные обстоятельства подлежат доказываю в рамках производства по статье 8.2 КоАП РФ. Должностным лицом в постановлении о привлечении к административной ответственности указана норма права, которая в настоящее время претерпела изменения.

В судебном заседании представитель должностного лица, главы администрации Верещагинского муниципального района на удовлетворении жалобы, дополнений к жалобе настаивал, доводы, изложенные в них, полностью подтвердил. Просил отменить постановление, производство по делу прекратить. Также заявил о возможности применения положений о назначении наказания ниже низшего предела санкции статьи, в случае несогласия с доводами об отсутствии состава административного правонарушения в действиях (бездействиях) должностного лица главы администрации Верещагинского муниципального района Пермского края.

Представитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы представителя должностного лица, полагала вину в совершении вмененного ему правонарушения доказанной.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю (дата) проведена рейдовая проверка земельных участков: с кадастровым номером (номер) (разрешенное использование - под свалку), расположенного вблизи с <адрес>, с кадастровым номером (номер) (разрешенное использование - под свалку), расположенного вблизи д.Кирпичики Верещагинского района Пермского края, в ходе которой было установлено, что на данных участках образованы свалки твердых бытовых отходов, на которых отсутствуют ограждения либо иные сооружения, ограничивающие свободный доступ, отсутствует обвал.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю должностного лица - главы Администрации муниципального района Кондратьева С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения должностным лицом администрации Верещагинского муниципального района Пермского края вменяемого административного правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела, в их числе акт обследования территории от (дата) (номер), фототаблица к акту обследования, протокол об административном правонарушении от (дата).

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают.

При таких обстоятельствах должностное лицо Управления Росприроднадзора по Пермскому краю пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Кондратьева С.В. - главы администрации Верещагинского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Всем представленным доказательствам должностным лицом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований для переоценки не имеется.

Вопреки доводам заявителя, принимая решение по делу, судья приходит к выводу о том, что должностное лицо - глава администрация является субъектом административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Должностному лицу вменено, что в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, он не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающие качественное состояние земель, не осуществил контроль за исполнением контракта от (дата) (номер) путем проверки качества, объемов и сроков выполнения работ.

Решением Земского Собрания Верещагинского муниципального района от 21.04.2016г. № 10/132 «Об избрании главы муниципального района - главы администрации Верещагинского муниципального района» с 22 апреля 2016 года Кондратьев С.В. назначен на должность главы муниципального района - главы администрации Верещагинского муниципального района.

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (п. 2 ст. 13 указанного Закона).

В примечании к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения" определено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Аналогичные положения содержаться в ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Анализ приведенного выше федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления, в целях соблюдения требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ по использованию и охране земель, обязаны организовать регулярную очистку территории муниципального образования от захламления в целях исключения формирования на землях общего пользования несанкционированных свалок, а в случаях их образования орган местного самоуправления, как собственник отходов, обязан принимать меры по их ликвидации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34).

Частями 7, 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Территориальные подразделения относятся к органам местного самоуправления муниципального образования при наличии одновременно четырех признаков: если создание такого подразделения предусмотрено уставом муниципального образования; если такое подразделение создано представительным органом муниципального образования; если такое подразделение наделено собственными полномочиями в соответствии с уставом или положением о нем; если такое подразделение имеет статус самостоятельного юридического лица.

Из системного толкования пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ можно сделать вывод о том, что на органы местного самоуправления муниципальных районов возможно возложение обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов наделены соответствующими государственными полномочиями.

Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом Верещагинского муниципального района Пермского края полномочиями по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.

Изложенное свидетельствует о закреплении за администрацией муниципального района полномочий по вопросам местного значения, в частности, по участию в организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в границах территории района, неисполнение которых влечет нарушение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земель населенного пункта.

Свалка находится на территории Верещагинского муниципального района, в соответствии с муниципальным контрактом от (дата) (номер) МУП «Верещагинский комбинат благоустройства» по поручению Управления имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского муниципального района Пермского края выполняет работы по захоронению, приему и учету отходов на санкционированных свалках Верещагинского муниципального района.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, на которых выполнение указанных требований и мероприятий возложено законом.

Исходя из вышеуказанных норм права на Кондратьева С.В., как руководителя муниципального района - главы администрации муниципального района, возложена обязанность выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Бездействие главы администрации Верещагинского муниципального района образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является правомерным.

Доводы жалобы, что в связи с отсутствием право собственности на земельный участок за администрацией, где находится свалка, не могут служить основаниями для освобождения от обязанностей содержать природный объект в надлежащем состоянии. При этом доказательств того, что у данного земельного участка имеется другой собственник или арендатор материалы дела не содержат.

Доводы заявителя об отборе проб с нарушениями ГОСТ 17.4.3.01-2017 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб» не состоятельны, поскольку отбор проб почвы и количественный химический анализ проб почвы проводился силами и средствами Федерального государственного бюджетного учреждения филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Пермскому краю» в соответствии с действующим законодательством, при отборе проб участвовали должностные лица администрации, замечаний не имелось.

Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в статьей 26.11 КоАП РФ.

Порядок и срок давности к административной ответственности не нарушены.

При назначении наказания главе администрации Верещагинского муниципального района, старший государственный инспектор РФ в области окружающей среды по Пермскому краю, в соответствии с требованиями статьи 4.1. КоАП РФ учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность и назначил наказание в минимальном размере.

Нарушений норм процессуального права при вынесении оспариваемого постановления не допущено.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, следует полагать, что глава Верещагинского муниципального района правомерно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Вместе с тем, принимая во внимание данные о личности Кондратьева С.В. и его имущественном положении, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей может повлечь избыточное ограничение прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

На основании частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ об административных правонарушениях и с учетом конкретных обстоятельств дела штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, - до 25000 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи. 30.7 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от (дата) (номер) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Кондратьева Сергея Владимировича. изменить, уменьшить размер назначенного административного штрафа до 25 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения.

Судья      Л.А.Файзрахманова                                    

12-102/2018

Категория:
Административные
Суд
Верещагинский районный суд Пермского края
Судья
Файзрахманова Л.А.
Дело на странице суда
veresh.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее