ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-1048/2023 Судья-докладчик суда первой инстанции Корпачева Л.В.
Дело № 33-6662/2023
УИД 91RS0024-01-2022-005678-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Чистяковой Т.И.,
судей – Крапко В.В., Копаева А.А.,
при секретаре – Романюк И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Мосиной И.Н. к Администрации города Ялта Республики Крым, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, третье лицо: Мосин И.А., о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2022 года Мосина И.Н. обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просила:
- признать незаконным отказ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (исх.№ от 08.07.2022г) в признании молодой семьи в составе Мосиной И.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Мосина И.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г №;
-обязать Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым признать молодую семью в составе Мосиной И.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Мосина И.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г №;
- обязать Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым включить в список молодых семей, участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г № молодую семью в составе Мосиной И.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения и Мосина И.А. 20.02.1990г рождения.
Исковые требования мотивированы тем, что Мосина И.Н. и Мосин И.А. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ супруги заключили с банком кредитный договор, по условиям которого ими был получен кредит на приобретение квартиры. ДД.ММ.ГГГГ Мосин И.А. приобрёл в собственность квартиру с кадастровым номером №. Цена квартиры составила 6 400 000 руб., при этом часть средств в размере 5 440 000 руб. подлежала оплате за счёт полученного кредита. ДД.ММ.ГГГГ сведения о праве собственности Мосина И.А. на квартиру внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Мосина И.Н. обратилась в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении социальной выплаты в рамках реализации мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Постановлениями Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п и от ДД.ММ.ГГГГ №-п семья Мосиной И.Н. признана нуждающейся в жилом помещении с целью внесения в списки граждан, имеющих право на приобретение жилого помещения в рамках реализации ведомственной целевой программы, и включена в состав участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 г.
Между тем, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым пришло к выводу, что в связи с заключением семьёй Мосиной И.Н. кредитного договора и договора купли- продажи квартиры до момента признания её нуждающейся в жилом помещении основания для признания семьи участником ведомственной целевой программы отсутствуют.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с иском.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 10.01.2023г., к участию в деле в качестве соответчика, привлечено Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым. (л.д. 62а)
В судебном заседании Мосина И.Н. и Мосин И.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Куцова К.В. против иска возражала, просила в удовлетворении отказать.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 марта 2023 года иск Мосиной И.Н. удовлетворен частично.
Суд признал незаконным отказ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в признании молодой семьи в составе Мосиной И.Н. и Мосина И.А. участником мероприятия по обеспечению жильём молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд обязал Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым признать молодую семью в составе Мосиной И.Н. и Мосина И.А. участником мероприятия по обеспечению жильём молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд обязал Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым включить в сводный список молодых семей, участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № молодую семью в составе Мосиной И.Н. и Мосина И.А..
В остальной части исковых требований отказано.
Суд взыскал с Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в пользу Мосиной И.Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
Информация о назначении судебного заседания на 01.08.2023 на 13.00 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 28.07.2023 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями ч.2.1. ст.113 ГПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Мосин И.А. и Мосина (Михайлова) И.Н. зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.14)
Адрес регистрации истца Мосиной И.Н. по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ – <адрес>. Мосин И.А. значится зарегистрированным по месту пребывания в жилом помещении по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, значится зарегистрированным по месту жительства – <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.54)
ДД.ММ.ГГГГ Мосина И.Н. и Мосин И.А. заключили с публичным акционерным обществом «Сбербанк России» кредитный договор №, согласно которому банк взял на себя обязательство предоставить созаёмщикам кредит на приобретение квартиры, расположенной по адресу: Республика Крым, <адрес>, в размере 5 440 000 руб.( л.д.19-24)
ДД.ММ.ГГГГ Мосин И.А. заключил с ООО «Сан Плаза» договор купли – продажи недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Стоимость объекта составляет 6 400 000 рублей. Часть стоимости объекта в сумме 5 440 000 рублей оплачивается за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных Мосину И.А. в соответствии с кредитным договором № от ДД.ММ.ГГГГг. ( л.д.15-18)
ДД.ММ.ГГГГ сведения о переходе к Мосину И.А. права собственности на квартиру и об обременении квартиры ипотекой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.( л.д.47-51)
Иного жилья семья Мосиной И.Н. в собственности или пользовании не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Мосина И.Н. обратилась в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о признании её и супруга молодой семьёй, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением отраслевого органа Администрации города Ялта Республики Крым в сфере жилищных отношений, утверждённым первым заместителем главы Администрации города Ялта ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ, семья Мосиной И.Н. применительно к требованиям ведомственной целевой программы признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.( л.д.10, 11)
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п молодая семья Мосиной И.Н. в составе двух человек (Мосина И.Н. - заявитель, Мосин И.А. - муж заявителя) признана нуждающейся в жилых помещениях с целью включения в списки граждан, имеющих право на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации ведомственной целевой программы.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п молодая семья Мосиной И.Н. признана участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом 2023году по муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым и включена в состав участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2023 г.( л.д.12)
По результатам рассмотрения учётного дела семьи Мосиной И.Н., Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым установило, что в нарушение требований пункта 7 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, являющихся Приложением № к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г №1050, у молодой семьи Мосиной И.Н. на момент вынесения постановления о признании указанной молодой семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий нуждаемость отсутствовала, так как ими приобретено жилое помещение. Соответственно, указанная молодая семья обеспечена жилыми помещениями выше учетной нормы, в связи с чем основания для признания молодой семьи Мосиной И.Н. участником мероприятия и внесения их в сводный список отсутствуют.(л.д.61, 62)
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в Жилищном кодексе Российской Федерации, Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, правильно определив круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья и нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат и субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство (пункт 2 статьи 2).
Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также - Правила).
Впоследствии постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", наименование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" изложено в новой редакции "Основное мероприятие "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Таким образом, оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы путем предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г №1710.
Предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации мероприятия осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г №1050.
Пункт 2 указанных Правил содержит перечень целей, в каких могут использоваться социальные выплаты, в том числе:
- для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита ( подпункт «е»);
-для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита). (подпункт «и»).
Согласно заявлению от 04.04.2022г молодая семья Мосиной И.А. намеревалась использовать социальную выплату в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (абзац второй пункта 7 Правил).
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (абзац 3 пункта 7 Правил).
Пунктом 9 данных Правил закреплено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. Участие в мероприятии ведомственной целевой программы является добровольным.
Пункт 22 Правил устанавливает основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, к числу которых относятся:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Иных ограничений и требований к участникам основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 не содержит.
В соответствии с пунктами 24 - 27 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы. После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы. В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм в их совокупности исключение из списков участников подпрограммы допускается в тех случаях, когда молодая семья перестала соответствовать требованиям пункта 6 Правил, в частности, когда возраст хотя бы одного из супругов в молодой семье превысил 35 лет; когда отпали основания, в силу которых молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении; когда установлена недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, послуживших основанием для признания молодой семьи участницей подпрограммы; а также тогда, когда установлен факт того, что кто-либо из членов молодой семьи ранее реализовал право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых установлен пунктом 19 Правил.
Согласно подпункту «з» п.19 Правил, молодая семья подает, в том числе, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на день заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте "е" настоящего пункта;
Таким образом, подпункт "з" пункта 19 Правил устанавливает необходимость подачи в орган местного самоуправления, для получения социальной выплаты, справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, но не возлагает обязанность на гражданина получить указанную справку до заключения кредитного договора.
Мотивом исключения семьи истца из числа участников вышеуказанной ведомственной целевой программы послужило то, что на момент заключения кредитного договора от 14 мая 2021г семья Мосиных не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с требованиями подпункта "з" пункта 19 Правил, следовательно, она не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам Программы. Однако такого основания для исключения молодой семьи из числа участников Программы приведенными выше нормативными актами не предусмотрено.
Приобретение семьей Мосиных жилого помещения в собственность по договору купли – продажи квартиры, с указанием в п 2.2.3 договора об оплате части стоимости квартиры в размере 5 440 000 рублей за счет кредитных средств, само по себе не могло являться основанием к исключению семьи из числа претендующих на получение социальной выплаты участников Программы.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о необоснованности решения суда первой инстанции, ввиду отсутствия документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита, не основаны на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нуждаемости семьи истца и об ошибочном включении в список очередности граждан также не основан на нормах действующего законодательства, поскольку при расчете суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и пользовании молодой семьи, в силу пункта 7 Правил не учитывается общая площадь жилого помещения, приобретенного за счет заемных средств.
При разрешении спора судом правомерно учтены правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации, который неоднократно указывал на недопустимость формального подхода при рассмотрении судами дел, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
Отказывая молодой семье Мосиных быть участниками мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым не учитывались в полной мере все конкретные обстоятельства, относящиеся к наличию у истца оснований для включения ее семьи в указанную выше программу и отсутствия со стороны молодой семьи фактов каких-либо явных злоупотреблений или неправомерного поведения, наличие которых давало бы указанному ответчику право в соответствии с поименованными выше Правилами принять решение об исключении их из названной программы.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с указанными выше выводами суда, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения им спора, указывали бы на незаконность или необоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом решении суда.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 марта 2023 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым оставить без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 02.08.2023г.
Председательствующий – Чистякова Т.И.
Судьи – Копаев А.А.
Крапко В.В.