14RS0035-01-2021-011975-73
Дело № 2а-6529/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 01 июля 2021 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мохначевской Анны Владимировны к Окружной администрации города Якутска, муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, устранении допущенного нарушения,
у с т а н о в и л :
Мохначевская А.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является собственником земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ___, площадью ___ кв.м, расположенного по ул. ___, также является собственником расположенного на нем нежилого помещения – дачного строения общей площадью ___ кв.м. Дачное строение построено из бруса, является капитальным строением, пригодно для проживания, имеется отопление, подведены электрические сети, площадь помещений и высота комнат в помещении соответствуют всем строительным нормам. Право административного истца нарушено отказом административного ответчика в переводе данного дачного строения в жилое, так как она является многодетной матерью, имеет троих несовершеннолетних детей, это является единственным местом проживания, при отсутствии перевода дачного строения на жилое им не представляется возможным зарегистрироваться по месту жительства. При этом имеется вступившее в законную силу решение суда, которым отказ административного ответчика в переводе нежилого помещения в жилое по тем же основаниям был признан незаконным, однако при новом рассмотрении заявления административного истца орган местного самоуправления повторно отказал, ссылаясь на те же основания. Просила признать незаконным уведомление Окружной администрации г. Якутска от ___) об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, обязать административного ответчика устранить нарушенное право путем осуществления действий по переводу нежилого помещения с кадастровым номером ___ в жилое.
В судебное заседание административный истец Мохначевская А.В. не явилась, извещена, направила своего представителя Матвееву С.К., которая требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что просит устранить нарушение прав и законных интересов административного истца именно путем осуществления действий по переводу нежилого помещения в жилое, поскольку при повторном рассмотрении заявления административный ответчик снова отказал по тем же основаниям, которые ранее были судом признаны незаконными.
В судебное заседание представители административных ответчиков Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска, муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» (далее – МКУ ДЖО) не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения представителя административного истца, готовности дела к рассмотрению, непризнания явки представителей административных ответчиков на судебное заседание обязательным, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление административные ответчики с заявленными требованиями не согласны и просили в их удовлетворении отказать в полном объеме. Указано, что в соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), однако материалы дела всех необходимых для разрешения вопроса о возможности перевода нежилого помещения в жилое документов не содержат.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Распоряжением ОА г. Якутска от ___ утвержден протокол заседания Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска от ___
Из уведомления Межведомственной комиссии от ____ г. следует, что в удовлетворении заявления Мохначевской А.В. о переводе нежилого помещения в жилое отказано на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение датировано ____ г., направлено административному истцу уведомлением от ____., а административное исковое заявление поступило в суд ____ г.
Судом установлено, что Мохначевская А.В. является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением многодетной семьи и свидетельствами о рождении детей.
Из материалов дела, в том числе выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что Мохначевской А.В. принадлежат на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ___, общей площадью ___ кв. м, а также земельный участок с кадастровым номером ___ расположенные по адресу: ____
Согласно техническому паспорту от ____ г. и кадастровому паспорту здания от ____ г. данное помещение является дачным строением, расположено на территории ДСК «Островок». Из из данных документов следует, что дачное строение имеет деревянный фундамент, стены из бруса, деревянные двери, окна ПВХ, отопление твердотопливное, канализацию, а также электричество. Согласно приложенным фотографиям имеется благоустроенный санитарный узел, отопление, местная канализация.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. При этом частью 2 данной статьи жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно ч. 3 данной статьи квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Частью 1 ст. 22 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности. В силу ч. 4 данной статьи перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с п. 1 ст. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установлены требования, которым должно соответствовать жилое помещение.
Так, п. 9 данного Положения предусмотрено, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
В силу п. 11 Положения жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.
На основании п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Аналогичные требования к жилым помещениям установлены СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.07.2010 № 17833).
Судом из материалов дела установлено и административным ответчиком не оспаривается, что дачное строение расположено на территории дачно-строительного кооператива «Островок», следовательно, применительно к данному дому допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ____ г., вступившим в законную силу, аналогичный отказ в переводе вышеуказанного нежилого помещения в жилое на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мохначевской А.В. – с учетом выводов, изложенных в данном решении суда.
Данным судебным постановлением установлено, что вышеназванное нежилое помещение административного истца соответствует требованиям, предъявляемым для жилого помещения, и у административного ответчика не имелось достаточных оснований для отказа в переводе.
Между тем административным ответчиком ____. было вынесено такое же как и предыдущее решение, по тем же основаниям, без учета выводов суда, изложенных в вступившем в законную силу решении, которое подлежало исполнению органом местного самоуправления.
Доказательств того, что в данном районе г. Якутска имеется газификация и она доступна административному истцу для подключения, учитывая ее семейное и имущественное положение, МКУ ДЖО и ОА г. Якутска также не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Таким образом, из установленных обстоятельств следует, что у административного ответчика не имелось достаточных оснований для вынесения решения об отказе в переводе нежилого помещения административного истца в жилое.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца. При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца. С учетом того, что при повторном рассмотрении заявления Мохначевской А.В. было вынесено повторное решение об отказе по тем же основаниям, что ранее судом были признаны незаконными, суд приходит к выводу о восстановлении нарушенных прав административного истца путем возложения на административного ответчика обязанности в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки совершить действия по переводу в жилое помещение нежилого помещения, расположенного по адресу: ____
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Мохначевской Анны Владимировны к Окружной администрации города Якутска, муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании незаконным отказа в переводе нежилого помещения в жилое, устранении допущенного нарушения, взыскании судебных расходов – удовлетворить.
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска, оформленного протоколом заседания ___ утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутска от ___ об отказе Мохначевской Анне Владимировне в переводе в жилое помещение нежилого помещения, расположенного по адресу: ____
Обязать Окружную администрацию города Якутска, муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки осуществить действия по переводу в жилое помещение нежилого помещения, расположенного по адресу: ____
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина
Секретарь: Н. К. Лукина
Решение изготовлено в окончательной форме 06 июля 2021 г.