Решение по делу № 2а-2324/2019 от 16.05.2019

Дело № 2а-2324/2019

Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Поповой Е.Л.

при секретаре Кожевниковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июня 2019 года в городе Рыбинске Ярославской области дело по административному исковому заявлению Белякова Александра Вячеславовича к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение,

    СѓСЃС‚ановил:

Беляков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области, просил признать незаконным отказ от 12 октября 2018 года в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложить на административного ответчика обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указано, что Беляков А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

Земельный участок имеет разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, категорию земель: земли населенных пунктов.

4 октября 2018 года Беляков А.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке.

Уведомлением от 12 октября 2018 года за № Департамент отказал Белякову А.В. в выдаче разрешения на строительство в связи с расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятия АО «Рыбинский мясокомбинат».

С данным отказом Беляков А.В. не согласен, считает его незаконным. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок имеет разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, категорию: земли населенных пунктов. Какие-либо ограничения (обременения) в отношении земельного участка не зарегистрированы.

Из письма АО «Рыбинский мясокомбинат» следует, что проект санитарно-защитной зоны для общества не разрабатывался и не утверждался.

        Р’ судебном заседании административный истец Беляков Рђ.Р’., его представитель РїРѕ устному ходатайству Ткаченко Рќ.Рђ. административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление поддержали РїРѕ основаниям, изложенным РІ заявлении. Беляков Рђ.Р’. РїРѕСЏСЃРЅРёР», что является собственником земельного участка РїРѕ адресу: <адрес>. Участок предназначен для эксплуатации жилого РґРѕРјР°. Раньше РЅР° данном земельном участке располагался жилой РґРѕРј, РЅРѕ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ветхостью его снесли Рё сняли СЃ кадастрового учета. Р’ настоящее время участок подготовлен для строительства, которому препятствует обжалуемый отказ. Беляков Рђ.Р’. обращался РІ РђРћ «Рыбинский мясокомбинат, РіРґРµ истцу пояснили, что РІ районе его земельного участка предприятие деятельности РЅРµ ведет, санитарно-защитная Р·РѕРЅР° РЅРµ установлена. Несмотря РЅР° это, ответчик отказывает РІ выдаче разрешения РЅР° строительство индивидуального жилого РґРѕРјР°.

        РђРґРјРёРЅРёСЃС‚ративный ответчик Департамент архитектуры Рё градостроительства администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рі. Рыбинск Ярославской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ дате, времени Рё месте рассмотрения дела извещался СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ отсутствие своего представителя.

        РџСЂРµРґСЃС‚авители заинтересованных лиц РђРћ «Рыбинский мясокомбинат», Управление Роспотребнадзора РїРѕ Ярославской области РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ дате, времени Рё месте рассмотрения дела извещались СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом.

Выслушав административного истца Белякова А.В., его представителя по устному ходатайству Ткаченко Н.А., исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №, оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу закона оспариваемое решение, действие (бездействие) может быть признано незаконным, если оно не соответствует закону и нарушает права и свободы заявителя.

Порядок уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома регламентирован положениями статьи 51.1 ГрК РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Согласно части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2).

В силу части 13 статьи 51.1 ГрК РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с положениями статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (часть 4).

Согласно части 3 статьи 4 ГрК РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, порядок подготовки и утверждения которых регламентируется градостроительным законодательством.

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1).При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: для промышленных объектов и производств третьего класса - 300 м.

Из приведенных СанПиНов следует, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункт 3.1).

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (пункт 3.10).

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пп. 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2).

Согласно положениям 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Как видно из дела Беляков А.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес> площадью 660 кв.м.

Основание возникновения права собственности: договор купли-продажи от 15 декабря 2017 года, заключенный с ФИО1

Право собственности Белякова А.В. на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.

По сведениям ЕГРН земельный участок по адресу: <адрес> стоит на кадастровом учете с 5 сентября 2005 года, имеет кадастровый №, категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Граница земельного участка описана.

Постановлением администрации городского округа г. Рыбинск № 2789 от 21 сентября 2018 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, подготовленный Департаментом архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск.

4 октября 2018 года Беляков А.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым №.

По результатам рассмотрения уведомления Белякова А.В. Департаментом 12 октября 2018 года вынесено уведомление № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Основанием для указанного вывода послужило расположение земельного участка Белякова А.В. в санитарно-защитной зоне предприятия, в которой не допускается размещать жилую застройку.

Как следует из представленной в материалы дела карты зон, входящей в Правила землепользования и застройки городского округа г. Рыбинск, утв. Решением Муниципального совета городского округа г. Рыбинск от 29 июля 2010 года № 40, земельный участок по адресу: <адрес> включен в территорию санитарно-защитной зоны производственного объекта АО «Рыбинский мясокомбинат».

Вместе с тем, по сообщению АО «Рыбинский мясокомбинат» от 21 февраля 2019 года проект санитарно-защитной зоны общества в установленном законом порядке не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны не выдавалось, решение Главного государственного санитарного врача по Ярославской области об установлении санитарно-защитной зоны для общества не выносилось. В настоящее время АО «Рыбинский мясокомбинат» не изготавливает мясную продукцию, производственные помещения переданы в аренду.

Обращение Белякова А.В. к административному ответчику об изменении санитарно-защитной зоны АО «Рыбинский мясокомбинат» оставлено без удовлетворения, о чем представлен ответ от 14 марта 2019 года.

Из информации Управления Роспотребнадзора по Ярославской области следует, что Управлением не рассматривались материалы по установлению санитарно-защитной зоны ОАО «Рыбинский мясокомбинат», не выдавалось заключение по проекту санитарно-защитной зоны, не выносилось решение Главного государственного санитарного врача по Ярославской области об установлении санитарно-защитной зоны для АО «Рыбинский мясокомбинат». В соответствии с санитарной классификацией СанПиН ОАО «Мясокомбинат» относится к объектам III класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300 м.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения названных норм, суд считает, что вопрос установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесен к полномочиям органа местного самоуправления. Отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат лишь те зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены с соблюдением требований законодательства о градостроительной деятельности и санитарном благополучии населения.

Применительно к рассматриваемому спору, суд полагает, что санитарно-защитная зона АО «Рыбинский мясокомбинат» установлена в документах территориального планирования города Рыбинска с нарушением установленного законом порядка.

Указание в Правилах землепользования и застройки городского округа г. Рыбинск Ярославской области санитарно-защитной зоны АО «Рыбинский мясокомбинат», не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.

Таким образом, оспариваемое уведомление Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск от 12 октября 2018 года № по тем основаниям, которые указаны в уведомлении, не соответствовало требованиям закона и нарушало права и законные интересы Белякова А.В.

В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ на Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск следует возложить обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Белякова А.В. от 4 октября 2018 года, зарегистрированное 5 октября 2018 года №, о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в этот же срок сообщить Белякову А.В. и в Рыбинский городской суд Ярославской области об исполнении настоящего решения.

    Р СѓРєРѕРІРѕРґСЃС‚РІСѓСЏСЃСЊ статьями 175-180 РљРђРЎ Р Р¤,

решил:

административное исковое заявление Белякова Александра Вячеславовича удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области от 12 октября 2018 года № о недопустимости размещения Беляковым Александром Вячеславовичем объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

Возложить на Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Белякова Александра Вячеславовича от 4 октября 2018 года, зарегистрированное 5 октября 2018 года №, о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в этот же срок сообщить Белякову Александру Вячеславовичу и в Рыбинский городской суд Ярославской области об исполнении настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ     Р•.Р›.РџРѕРїРѕРІР°

2а-2324/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Рыбинск
Управление Роспотребнадзора по Ярославской области
АО "Рыбинский мясокомбинат"
Беляков А.В.
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Дело на сайте суда
rybinskygor.jrs.sudrf.ru
16.05.2019Регистрация административного искового заявления
17.05.2019Передача материалов судье
20.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2019Судебное заседание
17.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2019Дело оформлено
19.07.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее