РЎСѓРґСЊСЏ – < Р¤.Р.Рћ. >14 Дело в„– 12-2837/2019
РЕШЕНРР•4 сентября 2019 Рі. Рі. Краснодар
РЎСѓРґСЊСЏ Краснодарского краевого СЃСѓРґР° Санникова РЎ.Рђ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании дело РѕР± административном правонарушении РїРѕ жалобе представителя администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >2 РЅР° решение СЃСѓРґСЊРё Первомайского районного СЃСѓРґР° Рі. Краснодара РѕС‚ 18 РёСЋРЅСЏ 2019 Рі.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектор Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по делу об административном правонарушении <...> от 22 апреля 2019 г. юридическое лицо – администрация муниципального образования город Краснодара признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
РќРµ согласившись СЃ вышеуказанным постановлением, представитель администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >2 обратился СЃ жалобой РІ СЃСѓРґ.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от
18 РёСЋРЅСЏ 2019 Рі. постановление административного органа <...> РѕС‚ 22 апреля 2019 Рі. оставлено без изменения, жалоба представителя администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >2 без удовлетворения.
Р’ жалобе, поданной РІ Краснодарский краевой СЃСѓРґ, представитель администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >2 РїСЂРѕСЃРёС‚ постановление административного органа <...> РѕС‚ 22 апреля 2019 Рі. Рё решение Первомайского районного СЃСѓРґР° Рі. Краснодара РѕС‚ 18 РёСЋРЅСЏ 2019 Рі. отменить, прекратить производство РїРѕ делу, ссылаясь РЅР° то, что решение РЅРµ соответствуют обстоятельствам дела, вынесено СЃ нарушением РЅРѕСЂРј процессуального права.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ жалобе, выслушав представителя администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >3, представителя Межрегионального управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования (Росприроднадзора) РїРѕ Краснодарскому краю Рё Республике Адыгея РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >4, СЃСѓРґСЊСЏ вышестоящей РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Как следует из материалов дела, <...> в <...> установлено, что администрацией муниципального образования город Краснодар на территории муниципального образования город Краснодар от выпуска с территории «Лесопарк Краснодарский» (координаты точки сброса: <...>) в сторону водного объекта - <...>, совершено нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - <...>.
<...> в <...> установлено, что администрацией муниципального образования г. Краснодар на территории муниципального образования город Краснодар от выпуска в районе <...> в сторону водного объекта - <...>, совершено нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - <...>.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в период с 4 февраля 2019 г. по
1 апреля 2019 Рі., РїРѕ согласованию СЃ прокуратурой Краснодарского края, проведена внеплановая выездная проверка деятельности администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар, как органа местного самоуправления, РЅР° основании массовых обращений граждан (обращение РіСЂ.< Р¤.Р.Рћ. >5 (РІС…. РѕС‚ <...> в„– РћРџ-445) РїРѕРІРѕРїСЂРѕСЃСѓ СЃР±СЂРѕСЃР° неочищенных сточных РІРѕРґ РІ <...> (затон Старица) РЅР° территории муниципального образования Рі. Краснодар, информации РёР· Министерства природных ресурсов Краснодарского края (РІС…. РѕС‚ <...> <...>) РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ СЃР±СЂРѕСЃР° неочищенных сточных РІРѕРґ РІ <...> РЅР° территории муниципального образования Рі. Краснодар РїРѕРґ Тургеневским мостом, обращение РіСЂ. < Р¤.Р.Рћ. >6 (РІС…. РѕС‚ <...> <...>) РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ СЃР±СЂРѕСЃР° неочищенных сточных РІРѕРґ РІ <...> РЅР° территории муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РЅР° территории «Лесопарк Краснодарский», обращение РіСЂ. < Р¤.Р.Рћ. >7, поступившее РёР· Министерства природных ресурсов Краснодарского края (РІС…. РѕС‚ <...>Рі. в„– РћРџ-1065) РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ СЃР±СЂРѕСЃР° неочищенных сточных РІРѕРґ РІ <...> РЅР° территории муниципального образования Рі. Краснодар РІ районе Р–Рљ Радонеж (речной РїРѕСЂС‚, песчаная РіРѕСЂР°), обращение РіСЂ. < Р¤.Р.Рћ. >8, поступившее РёР· Министерства природных ресурсов Краснодарского края (РІС…. РѕС‚ <...>Рі. в„– РћРџ-1216) РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ СЃР±СЂРѕСЃР° неочищенных сточных РІРѕРґ РІ <...> РЅР° территории муниципального образования <...> РІ районе СѓР». РёРј. Клары Лучко, обращение РіСЂ. < Р¤.Р.Рћ. >9 поступившее РѕС‚ депутата законодательного собрания Краснодарского края < Р¤.Р.Рћ. >10 (РІС…. РѕС‚ <...>Рі. в„– РћРџ-23) РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ СЃР±СЂРѕСЃР° неочищенных сточных РІРѕРґ РІ <...> РЅР° территории муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РІ районе Тургеневского моста, Рё РґСЂСѓРіРёС… обращений, поступающих РІ Управление РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ загрязнения <...> Рё СЃР±СЂРѕСЃР° сточных РІРѕРґ РІ <...>, Р° также РїРѕ фактам нарушений законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, влекущим СѓРіСЂРѕР·Сѓ возникновения чрезвычайной ситуаций РІ части загрязнения поверхностного РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта - <...>, как РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· основных компонентов окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды, вследствие неконтролируемых СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ неочищенных сточных РІРѕРґ СЃ территории муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар РІ поверхностный водный объект - <...>, которые РјРѕРіСѓС‚ повлечь Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ невосполнимый вред окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среде, Р° также массовые нарушения прав граждан РЅР° благоприятную окружающую среду.
Р’ рамках контрольно-надзорных выездных мероприятий 7 февраля 2019 Рі., 11 февраля 2019 Рі., РІ присутствии представителя администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар - главного специалиста отдела строительного контроля РїРѕ объектам содержания уличной РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети РњРљРЈ РњРћ Рі. Краснодар «ЦМДДТ» < Р¤.Р.Рћ. >11, ведущего инженера отдела биотестирования филиала ФГБУ «ЦЛАТРпо ЮФО» - ЦЛАТРпо Краснодарскому краю < Р¤.Р.Рћ. >12, установлены факты захламления прибрежной защитной полосы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта <...> (подтверждается фотоматериалами) РЅР° территории муниципального образования <...>, выкорчеванными деревьями (отходы корчевания пней - РєРѕРґ РїРѕ <...>), колотыми бетонными трубами (лом бетонных изделий, отходы бетона РІ РєСѓСЃРєРѕРІРѕР№ форме - РєРѕРґ РїРѕ <...>) РІ следующих точках: РѕС‚ выпуска РІ районе <...>) РІ сторону РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта - <...>. РћС‚ выпуска СЃ территории «Лесопарк Краснодарский» (координаты точки СЃР±СЂРѕСЃР°: <...>) РІ сторону РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта - <...>.
Таким образом, в нарушение требований законодательства, администрацией муниципального образования город Краснодар допущено накопление отходов производства и потребления (отходы корчевания пней - код по <...>, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме - код по ФККО: 8 22 201 01 21 5) в границах водоохраной зоны прибрежной защитной полосы поверхностного водного объекта - <...> (от выпуска в районе ул. им. Клары Лучко (координаты точки сброса: шир. 45,0380, долг. 38,9079) в сторону водного объекта - <...>, от выпуска с территории «Лесопарк Краснодарский» (координаты точки сброса: 44°59"24,7" С.Ш., 39°04"43,2" В.Д.) в сторону водного объекта - <...>), а также не обеспечено оборудование сооружений для сбора отходов производства и потребления, предусмотренных для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и поверхностный водный объект - <...>.
Согласно части 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Оставляя без изменения постановление старшего государственного инспектор Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по делу об административном правонарушении <...> от 22 апреля 2019 г. о привлечении к административной ответственности администрации муниципального образования город Краснодар по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, судья исходил из того, что фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Однако указанные выводы судьи районного суда являются ошибочными по следующим основаниям.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу системного толкования части 1 и 2 статьи 26.2, а также части 2 статьи 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом, подробное описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами особенной части КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Согласно положениям статьи 1.5, части 1 статьи 2.1 и статьи 26.2 КоАП РФ, государство, предоставляя суду и административному органу право на ведение дел о привлечении к административной ответственности, на установление состава административного правонарушения с одной стороны, с другой стороны возлагает на суд и административный орган обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности. Сбор доказательств входит в обязанности контролирующего органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу. В связи, с чем законность постановления о привлечении к административной ответственности проверяется, исходя из собранных в рамках производства по административному делу доказательств. Надлежащими доказательствами являются материалы административного дела. Суд не вправе подменять по данной категории дел надзирающие и контролирующие органы.
Статья 8.42 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением правовых режимов: специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта; ограничения хозяйственной и иной деятельности при использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта.
Объективную сторону правонарушения составляют действия, выражающиеся в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (часть 1 статьи 8.42 КоАП РФ).
Субъектами предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, использующие прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Судом первой инстанции указано, что администрация муниципального образования город Краснодар действует на основании Устава муниципального образования г. Краснодар, которым возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования город Краснодар.
Между тем, административный орган не доказал, что данный земельный участок состоит (не состоит) на государственном кадастровом учете, а также проходил (не проходил) соответствующую государственную регистрацию права.
Согласно пункту 36 Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22 августа 2013г. <...>, на территории муниципального образования город Краснодар запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории в соответствии с пунктом 30 раздела IV Правил.
Пунктом 30 Правил установлено, что организацию уборки территорий общего пользования, в том числе земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами, другими объектами, осуществляют администрация муниципального образования город Краснодар, территориальные органы администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с Положением об администрации Западного внутригородского округа города Краснодара, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 28 января 2010 г. <...> п.12, администрация Западного внутригородского округа города Краснодара является территориальным органом администрации муниципального образования город Краснодар. К основным функциям администрации Западного внутригородского округа города Краснодара относится в том числе, организация санитарного содержания территорий общего пользования, расположенных в пределах округа, и содействует уполномоченным органам в проведении на территории округа гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Аналогичные функции предусмотрены у администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара в Положении об администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара, утвержденном решением городской Думы Краснодара от 28 января 2010г. <...> <...>.
РР· изложенного следует, что обязанности РїРѕ осуществлению санитарного содержания территорий общего пользования, Р° именно осуществлению работ РїРѕ СѓР±РѕСЂРєРµ Рё благоустройству, возлагаются РЅР° указанные администрации внутригородских РѕРєСЂСѓРіРѕРІ РіРѕСЂРѕРґР° Краснодара.
Согласно распоряжению (приказу) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки от 29 января 2019 г. <...> проверка проводилась с целью проверки фактов, изложенных в поступивших обращениях по вопросу сброса неочищенных сточных вод в <...>, предметом является проведение мероприятий по предотвращению причинению вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объект проверки - не установлен.
Протокол Росприроднадзора от 11 апреля 2019 г. <...>-Н составлен на основании выявления факта нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта в отсутствие надлежащего распоряжения и фактического проведения новой внеплановой проверки на предмет выявления новых нарушений.
Кроме этого, в заявлении о согласовании органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой проверки юридического лица указано на осуществление администрацией муниципального образования город Краснодар деятельности по выпуску центральной ливневой канализации, сточных вод, а не на установление накопления отходов производства и потребления на прибрежной полосе водного объекта <...>. В обращениях граждан, инициировавших контрольно-надзорные мероприятия, отсутствуют жалобы на размещение отходов производства и потребления в полосе водного объекта <...>.
Таким образом, проведение внеплановой проверки в названной части надлежаще не согласовано с прокуратурой Краснодарского края и, соответственно, данными действиями Росприроднадзора нарушен порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При таких материалах дела об административном правонарушении и вышеизложенных обстоятельствах, судья краевого суда приходит к выводу о том, что районным судом должным образом не выяснились значимые по делу обстоятельства, не исследованы и не дана оценка собранным по делу доказательствами на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от
18 июня 2019 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в районный суд в ином составе суда.
Судья Краснодарского краевого суда