Решение от 22.06.2021 по делу № 2-1758/2021 от 22.03.2021

УИД: 59RS0004-01-2021-001863-81                            <данные изъяты>

Дело № 2-1758/2021    

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года        г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Вшивковой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Пьянковой Валентины Александровны к администрации г. Перми о взыскании компенсации за не произведенный капитальный ремонт,

у с т а н о в и л:

Пьянкова В.А. обратилась в суд с иском к администрации города Перми о взыскании компенсации в размере 460 400,00 руб. за непроизведенный капитальный ремонт жилого помещения – квартиры общей площадью 33,3 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежало помещение по вышеуказанному адресу. Между истцом и муниципальным образованием город Пермь было заключено соглашение о предоставлении социальной выплаты взамен аварийного жилого помещения в размере 1 681 816,00 руб. При заключении соглашения от 16.06.2020 стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не определялась, в размер социальной выплаты не включалась, однако капитальный ремонт в доме никогда не проводился. Вместе с тем, обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома сохраняется за бывшим наймодателем до исполнения обязательства, что предусмотрено ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать причиненные убытки. Размер компенсации определен согласно отчету об оценке №<данные изъяты> от 26.02.2021.

Истец и её представитель в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца в предварительном судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Регулярная Т.А. также направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Ранее в предварительном судебном заседании просила в иске отказать, поскольку истцом не исполнены условия соглашения, жилое помещение в муниципальную собственность не передано. Пояснила, что не возражает против определения судом размера компенсации в соответствии с заключением судебной экспертизы.

Суд, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.

В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Положениями части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно положениям части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утв. постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-П, предусматривает в том числе возможность предоставления социальных выплат собственникам аварийных жилых помещений.В судебном заседании установлено, что между муниципальным образованием город Пермь, с одной стороны, и Пьянковой В.А. заключено Соглашение № о предоставлении социальной выплаты от 16.06.2020, в соответствии с которым предметом Соглашения является предоставление социальной выплаты Пьянковой В.А. с целью приобретения жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-П (л.д. 5). Размер социальной выплаты определен <данные изъяты> руб.

Пунктом 4.2 Соглашения установлено, что оно вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения обязательств сторонами. При этом п. 2.2.3 Соглашения предусмотрена обязанность Пьянковой В.А. предоставить в администрацию г. Перми договор купли-продажи жилого помещения в течение 2 месяцев со дня заключения соглашения о предоставлении социальной выплаты, но не позднее 1 сентября текущего года, а п. 2.2.7 обязанность передать аварийное жилое помещение в муниципальную собственность.

Сведений о фактическом получении социальной выплаты в связи с приобретением иного жилого помещения истцом в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств, что аварийное жилое помещение передано в муниципальную собственность.

Вместе с тем судом также не установлен и факт расторжения соглашения о предоставлении социальной выплаты, сторонами данное соглашение в судебном порядке не оспорено, при рассмотрении настоящего дела какие-либо требования сторонами относительно указанного соглашения не заявлены.

Таким образом суд исходит из того, что в настоящее время соглашение является действующим, поскольку обязательства сторонами по нему в полном объеме не исполнены.

Из содержания данного соглашения усматривается, что вопрос о выплате Пьянковой В.А. компенсации за непроизведенный капитальный ремонт сторонами не разрешался.

На момент заключения Соглашения действовало Постановление Правительства Пермского края от 30.05.2018 №286-п «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2017 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2017 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которым при определении размера социальной выплаты иные убытки, компенсации, в том числе за непроизведенный капитальный ремонт, в расчет не принимаются (раздел II Порядка).

Право на получение социальной выплаты имеют как собственники помещений, так и граждане, занимающие жилое помещение на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что право собственности Пьянковой В.А. возникло на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 19.05.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2015.

Согласно копии технического паспорта на домовладение (л.д. 48), имеющемуся в отчете об оценке, год постройки здания 1924 (1 и 2 этаж), надстройка 3 и 4 этажей произведена в 1954 году. Сведения о проведении капитального ремонта в техническом паспорте отсутствуют, ответчиком доказательств проведения капитального ремонта не представлено.

Заключением межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми от 30.09.2014 были выявлены основания о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продлении процедуры оценки.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 04.03.2019 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, меры по отселению граждан, проживающих в доме, необходимо принять в срок до 31.12.2020.

Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 18.12.2019 изъят для муниципальных нужд земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <Адрес>.

Указанные распоряжения не отменены и являются действующими.

Факт необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме в период его эксплуатации ответчиком не оспаривался, в связи с чем обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя до приватизации жилых помещений в доме, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, в связи с чем суд приходит к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размер возмещения за изымаемое жилое помещение даже при выплате собственнику социальной выплаты.

Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.

Право требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не зависит от основания приобретения права собственности на жилое помещение, ставшее впоследствии аварийным, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств по возмещению стоимости непроизведенного капитального ремонта предыдущему собственнику такого жилого помещения.

Поскольку жилой дом в результате ненадлежащего содержания пришел в аварийное состояние, в том числе по причине не проведения своевременных капитальных ремонтов, при изъятии такого помещения истцу подлежит выплате компенсация за непроизведенный капитальный ремонт.

При определении размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт суд полагает необходимым принять во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы, выполненной экспертом ООО «<данные изъяты>» ФИО4 (л.д. 92-177). Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, сторонами возражений относительно заключения судебного эксперта суду не представлено.

Расчет экспертом произведен в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации. Оснований не доверять заключению судебного эксперта у суда не имеется.

Представленный стороной истца отчет об оценке права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт (л.д. 8-56) судом отклоняется, поскольку расчет стоимости произведен без учета видов работ, подлежащих включению в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, суд считает возможным определить возмещение за непроизведенный капитальный ремонт в пользу Пьянковой Валентины Александровны, пропорционально площади помещения общей площадью 33,3 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, подлежащий взысканию с администрации г. Перми в пользу ФИО1, в размере 250 000,00 руб. на основании заключения судебной экспертизы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250 000,00 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░        <░░░░░░ ░░░░░░>        ░.░. ░░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1758/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пьянкова Валентина Александровна
Ответчики
Муниципальное образование "Город Пермь" в лице Администрации города Перми
Другие
АППК Зотов Сергей Вячеславович
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Оплетина Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
lenin.perm.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2021Предварительное судебное заседание
24.05.2021Производство по делу возобновлено
24.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.06.2021Предварительное судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее