РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2023 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Жуковой А.Н.,
при секретаре Сорокиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1691/2023 (УИД № 71RS0027-01-2023-001615-17) по иску Токаревой Е.А. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки,
установил:
Токарева Е.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (ГУ ТО УСЗН Тульской области) об обязании предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, однако получила отказ по причине недостижения возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Просила суд обязать ГУ ТО УСЗН Тульской области назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату как ветерану труда со дня получения удостоверения «Ветеран труда» (ДД.ММ.ГГГГ), выдать справку на единый льготный проездной билет.
В судебное заседание истец Токарева Е.А. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.
Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Токарева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение серии №.
Из сообщения ГУ ТО УСЗН Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Токарева Е.А. является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.
Из сообщения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Токарева Е.А. получателем пенсии (иных выплат) по линии органов ОСФР по Тульской области не значится.
Токарева Е.А. обратилась в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.
Решением отдела социальной защиты населения по г. Туле - филиала ГУ ТО УСЗН Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Токаревой Е.А. в назначении мер социальной поддержки отказано, поскольку она не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию или возраста 55 лет независимо от прекращения трудовой деятельности.
Не согласившись с данным отказом истец обратилась в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьями 10, 13, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.
Во исполнение данных положений 24 декабря 2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в статье 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
В силу статьи 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом, в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, в том числе, наличие определенного возраста или получение какого-либо вида пенсии, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда».
Как установлено по делу, истцу, обратившейся в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, было отказано со ссылкой на тот факт, что она не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, или возраста 55 лет для женщин независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (статья 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 н. № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению его прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца об обязании назначить ей ежемесячную денежную выплату подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Постановление правительства Тульской области от 28 сентября 2020 г. N 598 «Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области» право на денежную выплату имеют, в том числе, ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом денежная выплата назначается заявителю со дня подачи заявления и документов, в том числе в электронном виде, в учреждение (МФЦ), но не ранее возникновения права на указанную денежную выплату.
Таким образом, поскольку Токарева Е.А., имеющая удостоверение «Ветеран труда», обратилась в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по статье 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что заявленные требования об обязании ответчика назначить Токаревой Е.А., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, подлежат удовлетворению с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования истца об обязании ответчика выдать справку на приобретение единого льготного билета, судом установлено следующее.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции, действующей на дату обращения) предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета, который исполняется в виде электронной карты с неограниченным количеством транзакций (социальная транспортная карта, банковская транспортная карта или универсальная электронная карта) для отдельных категорий жителей Тульской области, в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, на проезд на муниципальных маршрутах и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам городского и пригородного сообщения.
Социальная транспортная карта, выданная ветеранам труда, действительна при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки, государственную социальную помощь, и документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Дополнительного условия в виде достижения ветераном труда общеустановленного возраста выхода на пенсию постановление администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 не содержит.
С 1 декабря 2021 года на территории Тульской области действует административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление льготного (бесплатного) проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Тульской области», утвержденный Приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 26 ноября 2021 г. N 715-осн, согласно которого результатом предоставления государственной услуги является принятие решения об отнесении гражданина к льготной категории (пункт 49 Административного регламента).
При принятии решения о предоставлении государственной услуги выдается решение об отнесении гражданина к льготной категории для предоставления права льготного проезда по форме согласно приложению N 1 к административному регламенту (подпункт «а» пункта 50 Административного регламента); при принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги об отнесении гражданина к льготной категории для предоставления права льготного проезда направляется ответ по форме согласно приложению N 2 к административному регламенту (подпункт «б» пункта 50 Административного регламента).
В случае принятия решения о предоставлении государственной услуги заявитель на основании данного решения может оформить социальную транспортную карту в любом отделении МФЦ по Тульской области (пункт 51 Административного регламента).
Вместе с тем, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено доказательств, которые подтверждают факт обращения Токаревой Е.А. в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении ей социальной услуги – льготного транспортного обслуживания.
Представителем ответчика также обращено внимание на данное обстоятельство.
Суд отмечает, что назначение мер социальной поддержки носит заявительный характер. Поскольку суду не представлено доказательств тому, что истцу органом социальной защиты было отказано в отнесении к льготной категории для предоставления права льготного проезда, требования в данной части не подлежат удовлетворению, так как судебной защите подлежит нарушенное право.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7107521785) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ №), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2004 ░░░░ № 493-░░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░