дело 2-110/2021
72RS0013-01-2020-005026-56
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 января 2021 года г. Тюмень
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Зарецкой О.Ф.
при секретаре Сошиной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО3 к ФИО4 об установлении смежной границы между земельными участками,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО4 об установлении смежной границы между земельными участками, мотивируя требования тем, что истец ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, ответчик ФИО4 является смежным землепользователем, собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В мае 2020 года кадастровым инженером ФИО7 проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка истца, составлен межевой план. При согласовании границ земельного участка один из смежных землепользователей – ответчик отказался согласовывать смежную границу. Возражения ответчика являются необоснованными, так как местоположение границ земельного участка устанавливалось по фактически существующим границам, закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен кадастровый инженер ФИО7 (л.д. 117).
В судебном заседании истец ФИО3 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, третье лицо кадастровый инженер ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования ФИО3 подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Истец ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, ответчик ФИО4 является смежным землепользователем, собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (л.д. 6, 42-52, 128).
На основании государственного акта на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТЮ № в соответствии с решением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 0,0617 га в Садоводческом товариществе «Весна» участок № (л.д. 67-69).
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продала ФИО2 земельный участок № площадью 617 кв.м с кадастровым номером № в садоводческом товариществе <адрес> (л.д. 60-64).
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 продала ФИО3 земельный участок № площадью 617 кв.м с кадастровым номером № в садоводческом товариществе «Весна» по <адрес> (л.д. 87-91).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, уточненной площадью 617 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство и огородничество, для иного использования поставлен на кадастровый учет декларативно ДД.ММ.ГГГГ, на основании государственного акта на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТЮ №, решения Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения кадастрового инженера ФИО7, содержащегося в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что местоположение границ земельного участка установлено на основании картографического материала и посредством инструментального определения координат фактически существующих границ земельного участка, закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения (границы земельного участка: от т. Н1 до т. Н3 – закреплены металлической трубой в поворотных точках и штакетником, от т. Н 3 до т. Н 4 закреплены металлической трубой в поворотных точках и сеткой рабица, от т. Н 4 до т. Н 5 закреплены металлической трубой в поворотных точках и металлическим забором, от т. Н 5 до т. Н 7 закреплены металлической трубой в поворотных точках и сеткой рабица, от т. Н 7 до т. Н 1 закреплены металлической трубой в поворотных точках (л.д. 8-27).
Из акта согласования местоположения границы земельного участка следует, что отсутствует подпись сособственника земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> ФИО4, межевой план содержит возражение ФИО4 относительно согласования смежной границы (л.д. 18, 23).
На основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТЮ № в соответствии с решением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 предоставлен земельный участок площадью 0,06 га в садоводческом товариществе «Весна» участок № (л.д. 132-135).
Границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства и огородничества, для жилищного строительства, собственником которого является ФИО4, поставлена на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно выводов судебной землеустроительной экспертизы ООО «НПФ «Сфера-Т» № от ДД.ММ.ГГГГ фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № 616 кв.м, площадь согласно правоустанавливающим документам 617 кв.м, что соответствует с учетом допустимой погрешности. <адрес> земельного участка с кадастровым номером № составляет 576 кв.м, площадь согласно правоустанавливающего документа 600 кв.м, что не соответствует, с учетом допустимой погрешности. Смежная граница между земельными участками с кадастровыми номерами № и № была изменена в период с 1994 по 1999 годы. В период с 1999 года и по дату проведения геодезических измерений, для производства настоящих исследований, изменения смежной границы не производились (л.д. 173-229).
Суд принимает в качестве допустимого доказательства заключение судебной землеустроительной экспертизы, поскольку оно составлено квалифицированным экспертом, в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства и правоустанавливающим документам на земельные участки, ответчиком не оспорено.
Таким образом, судом установлено, что с момента возникновения права собственности истца ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером № (в 2009 году) фактическое местоположение смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами № и № не изменялось, заключение судебной землеустроительной экспертизы отражает сложившееся землепользование и фактическую смежную границу.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в силу Федерального закона N 361-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" претерпел ряд существенных изменений, начиная с изменения наименования закона (Федеральный закон "О кадастровой деятельности") и заканчивая предметом его регулирования (из его сферы полностью были исключены отношения, возникающие в сфере кадастрового учета).
С ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (глава 3).
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего в настоящее время, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 3 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 10 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заключением судебной землеустроительной экспертизы координаты поворотных точек смежной границы между земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> установлены в соответствии положениями пункта 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", прав ответчика не нарушают.
Таким образом, смежная граница между земельными участками сторон подлежит установлению в соответствии с координатами поворотных точек на основании заключения судебной землеустроительной экспертизы, следовательно, исковые требования ФИО3 подлежат частичному удовлетворению.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основе анализа вышеприведенных норм права и их толкования суд делает вывод о том, что возникший между сторонами спор относительно местоположения смежной границы между земельными участками подлежит разрешению в судебном порядке, обязательный досудебный порядок урегулирования данного спора действующим законодательством не предусмотрен. Наличие спора обусловлено отсутствием подписей всех смежных землепользователей в Акте согласования местоположения границы земельного участка.
В силу нормы п. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика ФИО4 в пользу истца ФИО3 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 6, 60 Земельного Кодекса РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», ст.ст. 14, 56, 67, 98, 197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО3 к ФИО4 об установлении смежной границы между земельными участками удовлетворить частично.
Установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в следующих координатах:
№точки | Х | Y |
1 | 342275.41 | 1460757.18 |
2 | 342275.77 | 1460756.95 |
3 | 342280.06 | 1460754.18 |
4 | 342287.28 | 1460749.45 |
5 | 342293.0 | 1460745.56 |
6 | 342295.36 | 1460744.17 |
7 | 342299.85 | 1460741.18 |
8 | 342300.82 | 1460740.69 |
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО4 в пользу ФИО3 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья О.Ф. Зарецкая
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья О.Ф. Зарецкая