Решение по делу № 2-243/2018 от 08.12.2017

                  Дело №2-243/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2018 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Редченковой М.А., Насировой М.Н.,

С участием истца Осиповой Н.В., представителя истцов Ефимовича А.В. (ордер от ДД.ММ.ГГГГг.), представителя Администрации г. Смоленска Трегубовой М.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГг.),

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Н.В., Осипова В.Н., Осиповой С.В., Ивановой Е.В. к Администрации города Смоленска о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Осипова Н.В., Осипов В.Н., Осипова С.В., Иванова Е.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на следующие основания.

Истцы зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма в трехкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой - <данные изъяты>., расположенной по адресу: <адрес>.

Решением городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. многоквартирный дом по <адрес>, с учетом физического износа в <данные изъяты>% и повреждений, полученных в результате пожара, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. -адм дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

По мнению истцов, Администрацией г. Смоленска нарушены положения ст. ст. 85,86 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку до настоящего времени из занимаемой в аварийном доме квартиры они не выселены, а их жизни и здоровье подвергаются опасности. В сообщении и. о. начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. было отражено, что переселение граждан из данного жилого дома планируется в 2020г. Однако, по мнению истцов, исходя из положений жилищного законодательства, жилое помещение по договору социального найма должно было быть им предоставлено незамедлительно после возникновения у них соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

По указанным основаниям истцы просят обязать Администрацию г. Смоленска предоставить им вне очереди по договору социального найма в черте г. Смоленска благоустроенную, пригодную для постоянного проживания квартиру, общей площадью не менее <данные изъяты>., состоящую не менее чем из трех комнат, а также взыскать с ответчика в пользу Осиповой Н.В. понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (л. д. 2-4).

Истцы Осипов В.Н., Осипова С.В., Иванова Е.В. в судебное заседание не явились. Представитель истцов Ефимович А.В., а также истец Осипова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме. В дополнение к доводам, изложенным в иске, суду также пояснили, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при Администрации г. Смоленска истцы не состоят, малоимущими гражданами не признавались. В <данные изъяты>. Администрация г. Смоленска предложила им для переселения из аварийного жилья жилые помещения маневренного жилищного фонда. Однако истцы были отказаться от переселения в указанное жилье ввиду его несоответствия требованиям санитарных норм и правил. Намерений повторно обращаться к ответчику с заявлениями о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда истцы не имеют, поскольку в силу приведенных норм жилищного законодательства полагают, что ответчик обязан незамедлительно обеспечить их благоустроенным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Представитель ответчика, Администрации г. Смоленска, Трегубова М.Ю. требования истцов не признала, сославшись на отсутствие у них права на обеспечение жильем во внеочередном порядке, поскольку истцы, как малоимущие граждане, на учете нуждающихся в жилых помещениях при Администрации г. Смоленска не состоят. Одно лишь признание жилого помещения непригодным для проживания не является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Также Трегубова М.Ю. пояснила, что Администрация г. Смоленска готова вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении истцам жилого помещения маневренного жилищного фонда для их переселения из аварийного жилья. Однако с таким заявлением истцы в Администрацию г. Смоленска не обращались.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (подп. 3).

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В судебном заседании установлено, что на основании ордера , выданного Осипову В.Н. ДД.ММ.ГГГГг., истцы зарегистрированы и проживают в квартире в <адрес> на условиях договора социального найма (л. д. 6-12).

В справках Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», а также в поэтажном плане отражено, что указанное жилое помещение не приватизировано, имеет общую площадь <данные изъяты>, в том числе жилую - <данные изъяты>, состоит из трех комнат (л. д. 13-15).

Из справки Отдела надзорной деятельности г. Смоленска УНД и ПР ГУ МЧС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что ДД.ММ.ГГГГг. в жилом доме по <адрес> произошел пожар (л. д. 19).

Заключением городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. многоквартирный дом по <адрес>, с учетом физического износа, составляющего 67%, повреждений, полученных в результате пожара, аварийного состояния несущих и ограждающих конструкций, признан аварийным и подлежащим сносу (л. д. 22-23).

На основании постановления Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. -адм «О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Смоленска» многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Одновременно принято решение о переселении граждан из аварийных и подлежащих сносу домов в 2020г. за счет средств бюджета г. Смоленска (л. д. 21).

Из содержания иска, пояснений истца и представителя истцов, данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что в связи с произошедшим в жилом доме пожаром и признанием строения аварийным и непригодным для постоянного проживания, Администрацией г. Смоленска было предложено жилое помещение маневренного фонда. Поскольку названное жилье не соответствовало требованиям СанПиН, от заключения договора найма жилого помещения маневренного фонда истцы отказались. С повторным заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда истцы обращаться не желают, поскольку полагают, что ответчик обязан вне очереди обеспечить их благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.

В сообщении прокуратуры Заднепровского района г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. указано, что предложенные истцам жилые помещения маневренного фонда г. Смоленска в коммунальной квартире в <адрес> и квартира в <адрес> не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. По указанным основаниям прокурором внесено представление в адрес Жилищного управления Администрации г. Смоленска (л. д. 48,53).

Согласно сообщению УЖКХ Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. решение о признании жилого помещения в многоквартирном доме по <адрес> непригодным для проживания Городская межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда г. Смоленска не принимала (л. д. 58).

ДД.ММ.ГГГГг. Администрацией г. Смоленска в адрес Осиповой Н.В. направлено уведомление о возможности возвращения к рассмотрению вопроса о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда (л. д. 59).

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В силу статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Согласно статье 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Законом Смоленской области от 13 марта 2006г. №5-з «О порядке определения в Смоленской области размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и о порядке признания в Смоленской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для признания граждан малоимущими» в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Смоленской области.

Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях договора социального найма, непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий, а именно, признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Материалами дела подтверждается, что семья истцов в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма при Администрации г. Смоленска не принималась, с соответствующими заявлениями истцы в орган местного самоуправления не обращались. Доказательств, подтверждающих объективную нуждаемость истцов в жилом помещении, возможность их отнесения к категории малоимущих граждан, суду не представлено.

Корме того, постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. -адм установлен срок переселения граждан из многоквартирного дома по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, за счет средств бюджета г. Смоленска в 2020г. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела установленный органом местного самоуправления срок переселения граждан из аварийного жилья не истек.

Исследованными в судебном заседании доказательствами также подтверждается, что в связи с признанием многоквартирного жилого дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу Администрацией г. Смоленска были предложены истцам к предоставлению жилые помещения маневренного фонда г. Смоленска в коммунальной квартире в <адрес> и квартира в доме <адрес>.

Доказательств признания перечисленных жилых помещений непригодными для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», суду не представлено.

В связи с отказом истцов от переселения в перечисленные жилые помещения маневренного фонда, Администрацией г. Смоленска в адрес истцов ДД.ММ.ГГГГг. было направлено сообщение о возможности повторного рассмотрения вопроса о предоставлении им жилого помещения маневренного жилищного фонда.

Как следует из пояснений истцов и их представителя, намерений обращаться к ответчику с заявлениями о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда у них не имеется, поскольку они полагают, что ответчик обязан их обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.

Таким образом, несмотря на то, что занимаемое жилое помещение в установленном порядке было признано непригодным для проживания, суд приходит к выводу об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению истцам во внеочередном порядке другого жилого помещения по договору социального найма, поскольку соблюдение условий такого предоставления (часть 2 статьи 49 ЖК РФ) материалами дела объективно не подтверждено.

Следовательно, правовые основания для удовлетворения заявленных истцами требований отсутствуют, и суд отказывает в удовлетворении их иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Осиповой Н.В., Осипова В.Н., Осиповой С.В., Ивановой Е.В. к Администрации города Смоленска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий      Е.А. Степченкова

Мотивированное решение составлено 01 февраля 2018г..

2-243/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Осипов В.Н.
Осипова Светлана Владимировна
Осипова Надежда Владимировна
Иванова Е.В.
Иванова Елена Владимировна
Осипов Владимир Николаевич
Осипова С.В.
Осипова Н.В.
Ответчики
Администрация г.Смоленска
Другие
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Смоленска
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленск
Дело на сайте суда
zadnepr.sml.sudrf.ru
08.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.01.2018Предварительное судебное заседание
26.01.2018Судебное заседание
29.01.2018Судебное заседание
01.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2018Дело оформлено
02.03.2018Дело передано в архив
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.04.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
29.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее