Дело №
2-2059/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 24 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Ярыгиной Е.Н. и Самохиной Л.М.,
при секретаре Гришине К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления администрации города Оренбурга на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2023 года по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности прокурора Дзержинского района г. Оренбурга к муниципальному образовательному автономному учреждению "Лицей № 3", управлению образования администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о возложении обязанности по устранению нарушения требований антитеррористической безопасности, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд с указанным выше иском к МОАУ "Лицей №3" по тем основаниям, что проведенной прокуратурой района в июне 2022 года проверкой установлено, что в нарушение требований п.п. «б» п.25, согласно которому должна быть обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в МОАУ "Лицей № 3" охрана учреждения и его территории осуществляется штатными вахтерами и сторожами.
В целях устранения вышеуказанных нарушений, прокуратурой района 11 августа 2022 года директору образовательного учреждения вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
С учетом уточнений исковых требований истец просил:
- возложить на Управление образования администрации г. Оренбурга обязанность в срок до 01 января 2024 года предусмотреть финансирование в целях устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Лицей № 3» посредством осуществления следующих мероприятий: обеспечить охрану МОАУ «Лицей № 3» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезды на территорию МОАУ «Лицей № 3» воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; обеспечить МОАУ «Лицей № 3» системой контроля управления доступом;
- обязать администрацию МО г. Оренбург в срок до 01 июня 2024 года довести бюджетные ассигнования по отрасли «Образование» в размере необходимом для устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Лицей № 3» посредством осуществления следующих мероприятий: обеспечить охрану МОАУ «Лицей № 3» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезды на территорию МОАУ «Лицей № 3» воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; обеспечить МОАУ «Лицей №» системой контроля управления доступом;
-возложить на МАОУ «Лицей №» обязанность по устранению нарушения законодательства об антитеррористической защищенности здания по адресу: (адрес) в срок до 01 августа 2024 года обеспечить охрану МАОУ «Лицей № 3» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезды на территорию МОАУ «Лицей № 3» воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; обеспечить МОАУ «Лицей 3» системой контроля управления доступом.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчиков привлечены управление образования администрации г. Оренбурга, администрация г. Оренбурга.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2023 года исковые требования исполняющего обязанности прокурора Дзержинского района г. Оренбурга удовлетворены, суд постановил:
- обязать Управление образования администрации г. Оренбурга в срок до 01 января 2024 года предусмотреть финансирование в целях устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Лицей № 3» посредством осуществления следующих мероприятий: обеспечить охрану МОАУ «Лицей № 3» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезды на территорию МОАУ «Лицей № 3» воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; обеспечить МОАУ «Лицей № 3» системой контроля управления доступом;
- обязать администрацию МО г. Оренбург в срок до 01 июня 2024 года довести бюджетные ассигнования по отрасли «Образование» в размере необходимом для устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Лицей № 3» посредством осуществления следующих мероприятий: обеспечить охрану МОАУ «Лицей № 3» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезды на территорию МОАУ «Лицей № 3» воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; обеспечить МОАУ «Лицей № 3» системой контроля управления доступом;
- возложить на МАОУ «Лицей № 3» обязанность по устранению нарушения законодательства об антитеррористической защищенности здания по адресу: (адрес) в срок до 01 августа 2024 года обеспечить охрану МАОУ «Лицей № 3» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать въезды на территорию МОАУ «Лицей № 3» воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; обеспечить МОАУ «Лицей № 3» системой контроля управления доступом.
Не согласившись с решением суда, Финансовое управление администрации города Оренбурга подало апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывает, что возложение на администрацию города Оренбурга обязанности довести бюджетные ассигнования по отрасли «Образования» в размере, необходимом для устранения нарушений требований антитеррористической безопасности до образовательного учреждения противоречит ст. ст. 38.1,158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. У Управления образования администрации г. Оренбурга отсутствуют полномочия по утверждению бюджета города Оренбурга. Без соответствующих бюджетных ассигнований на указанные цели в решении о бюджете города Оренбурга у Управления образования администрации г.Оренбурга отсутствует возможность финансово обеспечить подведомственные учреждения.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, Управление образования администрации г. Оренбурга считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Все лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц администрации г. Оренбурга и комитета по управлению имуществом администрации г. Оренбурга, представитель прокуратуры Дзержинского р-на г. Оренбурга не явились, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя финансового управления Ерёминой Е.Е., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, представителя ответчиков Управления образования администрации г.Оренбурга, МОАУ «Лицей № 3» – Поповой Е.С. и прокурора прокуратуры Оренбургской области Филипповской О.Н., против удовлетворения апелляционной жалобы возражавших, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму» в ст. 3 определяет, что профилактика терроризма заключается в предупреждении терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, под которым понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пункт 2 части 6 статьи 28 указанного закона предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (п. 7 данной статьи).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 названого закона следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в том числе организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств.
Статьей 19 Закона Оренбургской области от 06 сентября 2013 года №1698/506-Л/-03 «Об образовании в Оренбургской области» также предусмотрено, что в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной в июне 2022 года прокурорской проверки было установлено, что в нарушение требований пп. «б» п. 25 требований, согласно которому должна быть обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в МОАУ «Лицей № 3» охрана учреждения и его территории осуществляется штатными вахтерами и сторожами.
Кроме того, в нарушение пп. «б» п. 26 требований, въезды на объект не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, в нарушении подп. «г» п. 18 требований в упреждении отсутствуют система контроля управления доступом.
В целях устранения указанных нарушений, 11 августа 2022 года прокуратурой района директору МОАУ «Лицей № 3» внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства ответчики не представили.
МОАУ «Лицей № 3» является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана.
Из Устава образовательного учреждения следует, что его учредителем является МО «город Оренбург». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Оренбурга в лице управления образования администрации г.Оренбурга.
Уставом определено, что лицей обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что обязанность МОАУ «Лицей № 3» по обеспечению безопасности учащихся и работников закреплена на федеральном и региональном уровнях, в нарушение требований законодательства противодействии терроризму МОАУ «Лицей № 3» нарушаются права и интересы посетителей и учащихся, а также работников учреждения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, при этом суд посчитал разумным и достаточным для исполнения решения суда срок, который просил установить истец для устранения выявленных нарушений.
Выполнение возложенных судом на ответчика обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права обучающихся и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности обучающихся и работников учреждения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних и работников образовательного учреждения.
Разрешая исковые требования в части возложения на Управление образования администрации г. Оренбурга обязанности обеспечить финансирование своевременно выполнения МОАУ «Лицей № 3» мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований антитеррористической безопасности, суд исходил из того, что МОАУ «Лицей № 3» является некоммерческой организацией, его учредителем является муниципальное образование МО «город Оренбург». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Оренбурга в лице управления образования администрации г.Оренбурга, который является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, осуществляющим управление в сфере образования города Оренбурга в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающим правами юридического лица и находящимся в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по социальным вопросам.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на Управление образования администрации города Оренбурга обязанности профинансировать мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Учитывая, что частью 2 статьи 3 Положения о бюджетном процессе в городе Оренбурге, утверждённого решением Оренбургского городского совета от 31 августа 2020 года № 2 970, составление проекта решения о бюджете города Оренбурга является исключительной прерогативой администрации города Оренбурга, при указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу об обоснованности и необходимости исковых требований о возложении на администрацию г. Оренбурга обязанности в срок до 01 июня 2024 года довести бюджетные ассигнования по отрасли «Образование» в размере необходимом для устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Лицей № 3».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований к отмене решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку их доводы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Доводы жалобы о необоснованном вмешательстве судебной системы в решение вопросов местного значения являются несостоятельными, поскольку решение суда первой инстанции об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Финансового управления администрации города Оренбурга – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 октября 2023 года.