КОПИЯ
№ 3а-70/20212 г.Рязань
УИД 62OS0000-01-2021-000301-79
РЕШЕНИЕ
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2022 года Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Воейкова А.А.,
при секретаре – Ворониной А.О.,
с участием представителя административного истца Рапникаса Г.М. - Пилипенко М.А.,
представителя административного ответчика: филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области – Карпушина С.С.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Рапникаса Гинтаутаса Мамерто к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области, о пересмотре архивной кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости,
установил:
Рапникас Г.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области о пересмотре архивной кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объектах недвижимости.
В обоснование своих требований указал, что в 2015-2018 гг. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенными в Михайловском районе Рязанской области.
Распоряжениями Правительства Рязанской области № 158-р от 23.04.2012 и № 339-р от 06.02.2012 данные земельные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения; имеют вид разрешенного использования – для строительства придорожного сервиса.
В единый государственный реестр недвижимости они внесены с видом разрешенного использования – для строительства придорожного сервиса,
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 1 октября 2014 года № 12-П в отношении земельных участков Рязанской области была определена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года.
На основании этого постановления была определена кадастровая стоимость названных земельных участков, как относящихся к категории земель промышленности с видом разрешенного использования – для строительства придорожного сервиса.
Согласно генеральному плану Голдинского сельского поселения Михайловского муниципального района Рязанской области указанные земельные участки находились до 2019 года в функциональной зоне СХ-1 «зона сельскохозяйственного использования». Аналогичное использование земельных участков отражено и в правилах землепользования и застройки.
Истец считает, что имеет место недостоверность сведений о данных объектах недвижимости, поскольку следовало определять кадастровую стоимость земельных участков исходя из их отнесения к землям сельскохозяйственного назначения.
Налоговый орган произвел расчет земельного налога за 2015-2016, 2018 года исходя из отнесения земельных участков к землям промышленности, чем нарушены права административного истца.
С учетом уточнений административный истец просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость в связи с недостоверными сведениями в отношении земельных участков:
- с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2016 года до даты очередной кадастровой оценки, в результате пересмотра стоимость составит 353400 рублей;
- с кадастровыми номерами № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с 1 января 2016 года до даты очередной кадастровой оценки, в результате пересмотра стоимость составит, соответственно: 158000 рублей, 129400 рублей, 122600 рублей, 158000 рублей, 158000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца просил удовлетворить заявленные требования. Административный истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования – Голдинское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителей Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и заинтересованного лица.
Суд, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в 2015-2018 годах Рапникас Г.М. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенными в Михайловском районе Рязанской области.
Распоряжениями Правительства Рязанской области № 158-р от 23.04.2012 и № 339-р от 06.02.2012 данные земельные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения; имеют вид разрешенного использования – для строительства придорожного сервиса.
Согласно генеральному плану муниципального образования - Голдинское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области данные земельные участки находились до 2019 года в функциональной зоне СХ-1 «зона сельскохозяйственного использования». Решением Михайловской районной Думы № 2 от 25.01.2019 в Генеральный план внесены изменения, согласно которым принадлежащие административному истцу земельные участки отнесены к функциональной зоне П-1 «производственная зона».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 1 октября 2014 года № 12-П и была определена по состоянию на 1 января 2014 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами № образованы на основании решения от 04.02.2015 о разделе земельного участка с кадастровым номером 62:08:0036010:157.
Кадастровая стоимость данных земельных участков как ранее не учтенных, определена на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» по состоянию на дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости – 13 февраля 2015 года.
В настоящее время в отношении указанных земельных участков постановлением Минимущества Рязанской области от 30.09.2019 № 34-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области" утверждена очередная государственная кадастровая оценка (действует с 1 января 2020 года). В связи с чем, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об оспариваемой кадастровой стоимости являются архивными.
По сведением УФНС России по Рязанской области от 12.04.2022 Рапникас Г.М. имеет задолженность по земельному налогу в отношении названных земельных участков за 2015-2018 года, в связи с чем у Рапникаса Г.М. имеется право на оспаривание их архивной кадастровой стоимости.
Суд считает, что с доводами Рапникаса Г.М. о необходимости пересмотра архивной кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений о данных земельных участках нельзя согласиться.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В силу ст. 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В пунктах 5 и 7 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508 предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется с использованием методов массовой оценки, объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
В силу 1 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2013 № 648, перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируются Росреестром, исходя из сведений содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Из названных положений нормативных актов следует, что определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется исходя из сведений, отраженных в государственном кадастре недвижимости о категории и видах их разрешенного использования
С учетом названных положений при государственной кадастровой оценке названные земельные участки правомерно включены в перечень объектов недвижимости, имеющих категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В связи с чем, недостоверность сведений о данном объекте недвижимости, используемой при государственной кадастровой оценке, отсутствует.
Довод административного истца о необходимости определения кадастровой стоимости земельных участков, как относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначений - несостоятелен, поскольку названные нормативные акты не предусматривают определение кадастровой стоимости земельных участков без учета сведений, отраженных в государственном кадастре недвижимости о категории и видах их разрешенного использования, руководствуясь лишь сведениями о функциональных и территориальных зонах, отраженных в генеральном плане поселения и правилах землепользования и застройки.
Таким образом, недостоверность сведений о названных земельных участках не подтверждается, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Решением Рязанского областного суда от 23 марта 2017 года кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № установлена в размере рыночной по состоянию на те же даты, что и в настоящем иске и с тем же периодом действия.
Представитель Минимущества Рязанской области в возражениях на иск указал о тождестве споров.
Суд считает, что по отношении к названному разрешенному спору, настоящий спор не является тождественным, поскольку во вновь заявленном административном иске указано иное правовое основание для пересмотра кадастровой стоимости - в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости.
Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № не оспаривалась в ранее поданном иске.
Руководствуясь ст.249 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Рапникаса Гинтаутаса Мамерто к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области о пересмотре архивной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2022 года.
Судья-подпись А.А. Воейков
Копия верна
Судья А.А. Воейков