дело № 3-698/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Уфа 08 июня 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хажиевой Р.И.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ясавеева Р.З. к администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Совету сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании Правил землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельский совет, утвержденных решением Совета сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 31 августа 2015 года № 439, недействующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес; земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес территории кадастрового квартала №... в сторону адрес к территориальной зоне рекреационного назначения «Р-2»,
У С Т А Н О В И Л:
Ясавеева Р.З. обратился в Уфимский районный суд Республики Башкортостан с иском к администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Совету сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании Правил землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 31 августа 2015 года №439 незаконными, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес; земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес территории кадастрового квартала №... в сторону адрес к территориальной зоне рекреационного назначения «Р-2»; о признании письма администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 1 декабря 2016 года №874 незаконным; о признании незаконными действий администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан относительно установления в отношении спорных земельных участков обозначения «рекреационная зона», внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельский совет и исключении со спорных территорий обозначения «рекреационная зона».
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года в удовлетворении иска Ясавеева Р.З. было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан данное решение было отменено, административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Верховный Суд Республики Башкортостан (том 2 л.д.53-61, 108-111).
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 апреля 2018 года исковые требования Ясавеева Р.З. о признании письма администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 1 декабря 2016 года №874 незаконным; о признании незаконными действий администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан относительно установления в отношении спорных земельных участков обозначения «рекреационная зона» выделены в отдельное производство и направлены для рассмотрения по подсудности в Уфимский районный суд Республики Башкортостан, поскольку данные требования не относятся в силу части 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности верховного суда субъекта (том 4 л.д.66-69).
Кроме того, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 апреля 2018 года производство по делу по административному иску Ясавеева Р.З. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельский совет и исключении со спорных территорий обозначения «рекреационная зона» прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку суд не вправе в порядке административного судопроизводства вносить изменения в нормативный правовой акт, указанные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства (том 4 л.д.71-72).
В судебном заседании Ясавеев Р.З. свои требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители Совета сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, сведения об уважительности причин неявки в суд не представлены.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения административного истца, специалиста администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Лазареву З.В., изучив материалы дела, проверив Правила землепользования и застройки сельского поселения в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», по адресу: адрес, был предоставлен в аренду П.Е.М.. без проведения торгов на основании постановления главы администрации муниципального района Уфимский район от 13 мая 2011 года № 977 сроком на 5 лет для ландшафтно-парковой зоны без права приватизации и капитального строительства (том 1 л.д.11, 16, 59-63, том 2 л.д. 62-70).
В дальнейшем согласно соглашению о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 6 июля 2011 года № 185-ТАП/11 П.Е.М. уступил свои права по аренде вышеуказанного участка Ясавееву Р.З., которому также принадлежит на праве собственности соседний земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, общая площадь 1458 кв.м, по адресу: адрес (том 1 л.д.61-63).
Срок аренды земельного участка с кадастровым номером №... истек 13 мая 2016 года, в продлении договора аренды решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан Ясавееву Р.З. было отказано (том 1 л.д.93, том 5 л.д. 214-220).
Ясавеев Р.З. неоднократно обращался в администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с просьбой об изменении вида разрешенного использования «для ландшафтно-парковой зоны» земельного участка с кадастровым номером №... на вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но получил отказ, который также был обжалован в судебном порядке (том 1 л.д.76-77, том 5 л.д.206-213, 221-224).
Кроме того, по заявлению Ясавеева Р.З. был сформирован земельный участок по адресу: адрес, с кадастровым номером №..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования которого не устанавливался, в настоящее время снят с кадастрового учета и имеет статус «аннулирован». Ясавеев Р.З. обращался с просьбой о предоставлении данного участка для ведения пчеловодства, в чем ему было отказано (том 5 л.д.177-178, 225-227).
В обоснование отказов в предоставлении вышеуказанных земельных участков и изменения вида разрешенного использования в частности указано, что согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан земельные участки относятся к территориальной зоне «Р-2», ведение пчеловодства на которой не предусматривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельский совет, утвержденные решением Совета сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 31 августа 2015 года №439, в части территориального зонирования земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... затрагивают права и законные интересы Ясавеева Р.З., в связи с чем административный истец в силу пункта 1 части 3 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим иском о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Оспариваемая редакция Правил землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – Правила землепользования и застройки сельского поселения) была утверждена решением Совета сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 31 августа 2015 года № 439. Данный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа сельского поселения, определенной статьей 18 Устава сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан (редакция от 2 декабря 2013 года № 239) (том 1 л.д.36-41, том 4 л.д.22).
Согласно карты градостроительного зонирования сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (Правила землепользования и застройки приложение № 2 к решению Совета сельского поселения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 31 августа 2015 года № 439) земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... по адресу: адрес находятся в рекреационной зоне «Р-2», зона лесов и отдыха – для пассивного отдыха, объектов здравоохранения, для размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, ведения садово-дачного хозяйства, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Для территории сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до принятия оспариваемых в части Правил землепользования и застройки сельского поселения был разработан и утвержден решением Совета сельского поседения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 27 декабря 2013 года № 244 Генеральный план сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – Генеральный план сельского поселения) (том 1 л.д.30-32).
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако административный ответчик на неоднократные запросы суда не представил приложение № 3 к Генеральному плану сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Карту зонирования территорий с планируемыми границами функциональных зон. Карту границ земельного участка для размещения объектов капитального строительства (основной чертеж) с указанием в какой функциональной зоне расположены земельный участок с кадастровым номером №... и ранее существовавший земельный участок (аннулированный) с кадастровым номером №...
Вместе с тем, из пояснений начальника Управления архитектуры и градостроительной деятельности администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - главного архитектора П.К.И. следует, что земельный участок с кадастровым номером №... согласно Генерального плана сельского поселения отнесен к территории предназначенной для усадебной застройки жилой зоне «Ж-1»
Специалист заместитель главы администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район А.З.В. также показала, что земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... отнесены по Генеральному плану к зоне «усадебная застройка».
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу, что в соответствии с Генеральным планом сельского поселения земельные участки, с кадастровыми номерами №... и №... по адресу: адрес, на которые претендует административный истец, отнесены к функциональной зоне – «усадебная застройка». Данная функциональная зона является жилой зоной предназначена для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с усадебными земельными участками, сблокированной жилой застройки с земельными участками и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства.
Тогда как рекреационная зона «Р-2» не относится к жилым зонам предназначена для пассивного отдыха, объектов здравоохранения, для размещения учреждений рекреационно-оздоровительного назначения, ведения садово-дачного хозяйства.
Поскольку Генеральным планом сельского поселения функциональное назначение указанной административным истцом зоны установлено как жилая, то оспариваемая норма Правил землепользования и застройки сельского поселения, определяющая указанную зону как рекреационная «Р-2», противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Суд также учитывает, что из протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний следует, что Совет сельского поселения Таптыковский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан планирует рассмотреть проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки от 14 мая 2018 года с целью приведения их в соответствие с Генеральным планом сельского поселения (том 6 л.д.86-96).
Допрошенная в предыдущем судебном заседании в качестве специалиста заместитель главы администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район А.З.В. пояснила, что в настоящее время рассматривается проект изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения, по которому спорные земельные участки будут отнесены к жилой зоне «Ж-1».
Аналогичные показания дала специалист-землеустроитель администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Л.З.В.. пояснившая, что в ближайшее время будут внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения по результатам публичных слушания, прошедших 14 мая 2018 года, по проекту изменении земельный участок с кадастровым номером №... планируется отнести к жилой зоне «Ж-1». В 2011 году изменили вид разрешенного использования указанного земельного участка с «личного подсобного хозяйства» на «для ландшафтно-парковой зоны», чтобы предоставить землю без проведения торгов П.Е.М.., соответственно участок был включен впоследствии в рекреационную зону.
Таким образом, отнесение вышеуказанных земельных участков к рекреационной зоне «Р-2», один из которых ранее находился в пользовании административного истца, а на владение второго истец претендовал, препятствует предоставлению и использованию этих участков, не соответствует градостроительному регламенту, нарушает права и законные интересы Ясавеева Р.З.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку отнесение земельных участков к рекреационной зоне безусловно свидетельствует о нарушении прав административного истца, т.к. соответствующий правовой режим земельных участков создает препятствия для осуществления права свободного владения и пользования, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Ясавеева Р.З. удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки сельского поселения Таптыковский сельский совет, утвержденные решением Совета сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 31 августа 2015 года № 439, недействующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес; земельного участка с кадастровым номером адрес, расположенного по адресу: адрес территории кадастрового квартала №... в сторону адрес к территориальной зоне рекреационного назначения «Р-2», с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова