Решение по делу № 2-539/2020 от 13.07.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.09.2020                                                                                                г. Пыть-Ях                                                                                             

Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры, в составе судьи Ступина Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Аллахвердиевой Г.А., с участием истца Чибиряка В.В., его представителя Степановой Г.С., третьего лица Рахмановой Ю.В. и представителя ответчика Зайцевой Н.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чибиряка В.В., действующего в своих интересах и в интересах Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В. и Чибиряка Т.В., к МКУ администрации г. Пыть-Яха о признании права на получение меры государственной поддержки, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рахманова Ю.В.,

УСТАНОВИЛ:

Чибиряк В.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В. и Чибиряка Т.В., обратился в суд с указанным исковым заявлением мотивируя требование следующим. Чибиряк В.В. приехал в г. Пыть-Ях для трудоустройства и проживания по приглашению своей тети Б.И.И., которая вместе с супругом Б.П.А., проживали в строении г.Пыть-Яха. В принадлежавшем семье . строении Чибиряк В.В. проживал около двух недель, в конце июля 1995 г. он приобрёл строение в г. Пыть-Яха, после переадресации иной номер. С августа 1995 г. Чибиряк В.В. постоянно проживает в указанном строении. С конца 2003 г. совместно с Чибиряком В.В., в качестве члена его семьи стала проживать Р.Ю.В. У Чибиряк В.В. и Рахмановой Ю.В. родился сын Дмитрий, дочь Полина и сын Тимофей. Для Чибиряка В.В. и его детей с момента рождения указанное строение является постоянным и единственным местом жительства. В 2012 г. администрацией города проводилась инвентаризация временных строений, согласно анкете, составленной по результатам инвентаризации, по состоянию на 01.01.2012 в указанном временном строении проживали 5 человек: Чибиряк В.В., Рахмановой Ю.В. и их дети. В настоящее время в указанном временном строении проживает Чибиряк В.В. вместе с детьми, а Рахманова Ю.В. выехала из балка в связи с прекращением между ними семейных отношений, и на участие в муниципальной программе не претендует. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на временное строение Чибиряк В.В. и его дети не имеют возможности получить регистрацию по фактическому месту жительства во временном строении, в связи с этим зарегистрированы по иным адресам, хотя и проживают постоянно в балке, другого жилья нет. С 01.01.2019 в г. Пыть-Яхе действует муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утверждённая постановлением администрации г. Пыть-Яха от 10.12.2018 № 429-па (с последующими изменениями). В рамках указанной муниципальной программы осуществляется реализация мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» (далее - Мероприятие). Пунктом 1 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы II «Содействие развитию жилищного строительства» действующей муниципальной программы (далее - Механизм реализации мероприятия), предусмотрено, что Механизм реализации мероприятия устанавливает порядок и условия расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных под жилье, включенных органами местного самоуправления в реестры строений на 01.01.2012, прошедших инвентаризацию по состоянию на 01.01.2012. Пунктом 2 Механизма реализации мероприятия участником мероприятия является признанный таковым гражданин РФ, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях на 01.01.2012, и прошедший инвентаризацию (по состоянию на 01.01.2012). Местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт места жительства в приспособленном для проживания строении может быть установлен в судебном порядке. Согласно п. 4.2.1 Механизма реализации мероприятия участникам мероприятия, использующим для проживания строения, включенные в перечень строений, подлежащих ликвидации, для которых приспособленное для проживания строение не является местом жительства, предоставляются жилые помещения коммерческого муниципального жилищного фонда. Временное строение г. Пыть-Ях включено в Перечень приспособленных для проживания строений г. Пыть-Ях, подлежащих расселению и ликвидации. Чибиряк В.В. и Рахманова Ю.В. обратились в администрацию города с заявлением о признании их и детей участниками Мероприятия. Письмом они уведомлены администрацией города о том, что признаны участниками Мероприятия со способом расселения путём предоставления для проживания жилого помещения коммерческого муниципального жилищного фонда (двухкомнатной квартиры). Однако указанный способ участия в Мероприятии ими не реализован. В соответствии с п. 4.1.3 Механизма реализации мероприятия участникам мероприятия, вселившимся в период после 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, включенных в перечень строений, подлежащих ликвидации в рамках настоящей программы, предоставляется субсидия для приобретения жилого помещения в собственность в размере 70 % от расчётной стоимости жилья для приобретения жилого помещения в собственность на территории ХМАО - Югры для участников мероприятия проживающих на территории города Пыть-Яха более 25 лет; 50 % от расчётной стоимости жилья для приобретения жилого помещения в собственность на территории ХМАО - Югры для участников мероприятия проживающих на территории г. Пыть-Яха менее 25 лет. Согласно п. 3.8 Механизма реализации мероприятия к обстоятельствам, являющимся основаниями изменения способа расселения участника мероприятия относится изменение имеющихся в администрации города данных о периоде времени, в течение которого приспособленное для проживания строение, подлежащее ликвидации, являлось местом жительства гражданина, в том числе на основании судебного акта об установлении факта места жительства в строении, приспособленном для проживания. Из условий муниципальной программы усматривается, что социальная выплата или субсидия для приобретения жилого помещения в собственность предоставляется гражданам - участникам программных мероприятий, местом жительства которых является занимаемое строение, в том числе на основании судебного акта об установлении факта места жительства в строении, приспособленном для проживания. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Исходя из п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 7 своего Постановления от 02.02.1998 № 4-П указал, что механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с её уведомительным характером во избежание чрезмерного ограничения прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. В соответствии с определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 № 199-0 и от 09.04.2002 № 123-0 место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основании юридических фактов, не обязательно связанных с видом регистрации. Механизм реализации мероприятия также предусматривает возможность установления факта места жительства в судебном порядке. Факт места жительства истцов Чибиряк г. Пыть-Яха подтверждён документально, в том числе, сведениями из медицинского учреждения, из учебного заведения; свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход, полученный от осуществления торгово-закупочной деятельности; договором на предоставление коммунальных услуг от 01.04.2001; сведениями об инвентаризации временного строения; сведениями о фактическом проживании, отраженными в приложении № 4 к распоряжению главы города от 23.03.2006 № 280-рг. Кроме того, указанные обстоятельства могут подтвердить свидетели.

С учётом заявлений об изменении предмета иска и отказа от иска, в части компенсации морального вреда, Чибиряк В.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В. и Чибиряка Т.В., просит суд признать их право на получение меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий нашей семьи в рамках «Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях», утверждённого ныне действующим постановлением администрации г. Пыть-Ях № 429-па от 10.12.2018, в виде предоставления субсидии для приобретения в собственность жилого помещения на территории ХМАО - Югры в размере 50 % от расчётной стоимости жилья. Решение обратить к немедленному исполнению, поскольку действие гарантийного письма для получателей субсидии истекает 01.10.2020.

В судебном заседании истец Чибиряк В.В. и его представитель Степанова Г.С. настояли на удовлетворении требования, согласно доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Степанова Г.С. дополнительно подчеркнула, что не являются состоятельными доводы представителя ответчика о том, что местом жительства может являться только временное строение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства. Предоставление субсидий гражданам для переселения из приспособленных для проживания строений и приобретения жилых помещений в собственность урегулировано в приложении № 2 к государственной программе. Данная государственная программа связывает возможность получения субсидии гражданами с фактом проживания в приспособленных для проживания строениях и с периодом проживания в таких строениях (до 1995 г. или в период с 1995 до 2012 гг.) и не упоминает ни об основаниях вселения в приспособленные для проживания строения, ни о наличии регистрации в строении по месту жительства. Установление дополнительных условий предоставления субсидий участникам мероприятия, помимо перечисленных в пункте 2.4. приложения № 2 к государственной программе, не отнесено к полномочиям муниципальных образований автономного округа. Пунктом 2 механизма реализации Мероприятия участником мероприятия является признанный таковым гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях на 01.01.2012, и прошедший инвентаризацию (по состоянию на 01.01.2012). Истцы соответствуют указанным условиям. В пункте 2 механизма реализации Мероприятия указано, что местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Муниципальная программа и механизм реализации Мероприятия не раскрывает, какие именно «основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации», свидетельствуют о том, что строение является местом жительства гражданина. При этом, перечень оснований проживания во временном строении, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отсутствует, что позволяет ответчику произвольно толковать условия муниципальной программы, без соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом и без учета положений государственной программы. В частности, при отсутствии регистрации по месту жительства в строении ответчик отказывает гражданам в предоставлении субсидии для приобретения жилых помещений при расселении строений в рамках Мероприятия. Ответчик не учитывает, что наличие регистрации в строении не предусмотрено Механизмом реализации Мероприятия в качестве необходимого условия для предоставления участникам Мероприятия субсидии для приобретения жилых помещений в собственность при расселении временных строений. Приобретение истцом временного строения по договору купли-продажи свидетельствует о том, что истец проживает в балке на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Частями 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Правоотношения, связанные с куплей - продажей имущества, урегулированы главой 30 ГК РФ. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, имеются законные основания проживания истца во временном строении, подлежащем расселению. В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР) и ст. 1 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (пригодные к проживанию) относились к жилищному фонду. Согласно ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включал жилые дома, находившиеся как в ведении администрации муниципального образования и в ведении предприятий, так и в частной собственности. Поселок «Песчаный» в мкр. 10 «Мамонтово» г. Пыть-Яха (ранее - пос. Мамонтово Нефтеюганского района) был возведён с согласия органов местного самоуправления, занимаемое истцами строение с момента возведения используется исключительно для проживания семьи истцов, строению присвоен почтовый адрес. Согласно ст. 8 ЖК РСФСР исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений производилось в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Статьей 15 ЖК РСФСР к полномочиям органов местного самоуправления было отнесено осуществление государственного учета жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Постановлением главы г. Пыть-Яха от 31.01.2005 № 39 «Об упорядочении адресного хозяйства на территории города» все строения поселка отнесены к жилому микрорайону г. Пыть-Ях. В ХМАО - Югре общеизвестно, что до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) 01.03.2005 все балки относились к жилищному фонду, признавались органами местного самоуправления ветхими жилыми домами, расселялись с предоставлением пригодных для проживания жилых помещений на условиях социального или коммерческого найма, участия в долевом строительстве. После введения в действие ЖК РФ администрацией города балки были произвольно исключены из жилищного фонда, несмотря на их адресацию, наличие сетей централизованного электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и фактическое использование для проживания граждан с момента их возведения. Поскольку земельные участки под балки в предусмотренном земельным законодательством порядке органами местного самоуправления не отводились, ко всем жителям балочных массивов на территории Пыть-Яха можно предъявить требования о незаконности проживания во временных строениях, однако это не является препятствием для получения мер государственной поддержки. В период с 2008 по 2011 гг. и с 2019 г. по настоящее время администрацией города предъявляются многочисленные иски к гражданам, проживающим в балках, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения. Ответчик злоупотребляет правом, вместо расселения граждан, проживающих в балках, фактически производит их выселение, искусственно лишая права на участие в муниципальной программе на условиях получения субсидии, поскольку наличие судебных решений об освобождении земельных участков суд расценивает в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии для приобретения жилых помещений. Согласно Заключению Комитета конституционного надзора СССР от 11.10.1991 № 26 (2-1) «О разрешительном порядке прописки граждан» положения о прописке в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей не соответствуют Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека. Указанные положения о прописке утрачивают силу с 01.01.1992. С 01.10.1993 на территории Российской Федерации действует Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон), согласно которому регистрация носит уведомительный, а не разрешительный характер. Ответчик необоснованно отнёс истцов к категории участников Мероприятия, для которых приспособленное для проживания строение не является местом жительства. Понятие места жительства раскрывает ст. 20 ГК РФ, согласно которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Закон также содержит определение места жительства. При этом, указанное в ст. 2 Закона понятие «место жительства» используются только в целях Закона, то есть при осуществлении регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 3 Закона регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством. Ни государственная программа ХМАО - Югры «Развитие жилищной сферы», ни муниципальная программа не устанавливают в качестве необходимого для участия в ней условия наличие у граждан регистрации по месту жительства во временных строениях. Закрепленное в Муниципальной программе органом местного самоуправления понятие места жительства не соответствует нормам федерального законодательства и государственной программе «Развитие жилищной сферы», а потому в силу положений ст. 12 ГК РФ не должно учитываться при определении способа расселения временных строений. С августа 1995 г. Чибиряк В.В. постоянно проживает в указанном балке, который в силу п. 1 ст. 20 ГК РФ является для него единственным постоянным местом жительства. Формулировка муниципальной программы о проживании гражданина в строении, которое не является для проживающего в нем местом жительства, является некорректной, не основанной на действующем законодательстве. То обстоятельство, что истцы не имеют регистрации в балке по месту жительства, само по себе не может служить основанием для ограничения их жилищных прав, поскольку институт прописки отменен, с 01.01.1992 по настоящее время регистрация по месту жительства носит уведомительный, а не разрешительный характер. Получить регистрацию по месту жительства в балке истец не имел возможности, поскольку регистрирующий орган требовал представить правоустанавливающие документы на строение, которые у истца отсутствуют. В соответствии с определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 № 199-0 и от 09.04.2002 № 123-0 место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основании юридических фактов, не обязательно связанных с видом регистрации. Аналогичное условие предусмотрено и механизмом реализации Мероприятия муниципальной программы «Развитие жилищной сферы». Факт вселения истцов в балок до 01.01.2012 и факт постоянного проживания в нём (факт места жительства) подтверждены сведениями из медицинского и учебных заведений, материалами инвентаризации, показаниями свидетелей, объяснениями истца. Нет оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела доказательств. Отдельного требования об установлении факта места жительства истцам заявлять не требуется, поскольку установление факта места жительства истцов в спорном строении является фактическим основанием иска, при его доказанности исковые требования подлежат удовлетворению. В собственности истцов жилых помещений не имеется, задолженности по коммунальным услугам также не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рахманова Ю.В. считает, что требование истцов Чибиряк должно быть удовлетворено, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Зайцева Н.Я. иск не признала, поскольку соистцы Чибиряк уже признаны участниками Мероприятия со способом расселения путём предоставления для проживания жилого помещения коммерческого муниципального жилищного фонда (двухкомнатной квартиры). Права на получение субсидии в размере 50 процентов от стоимости приобретаемого жилья соистцы Чибиряк не имеют, так как нет доказательств законности использования балка, по месту жительства не зарегистрированы.

Свидетели Б.И.И. и Б.П.А. показали, что летом 1995 г. были в отпуске у себя на родине - Молдавии, откуда привезли в г. Пыть-Ях своего племянника - Чибиряка В.В. для постоянного проживания и трудоустройства. Некоторое время Чибиряк В.В. проживал с ними в балке по адресу: г. Пыть-Ях, затем в августе 1995 г. они помогли Чибиряку В.В. купить балок, по адресу: г. Пыть-Ях. В данном балке Чибиряк В.В. проживает постоянно по настоящее время вместе с детьми.

Выслушав участников судебного разбирательства и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом исследованы следующие письменные доказательства: копии свидетельств о рождении Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В., Чибиряка Т.В., выданных отделом ЗАГС администрации г. Пыть-Яха; копия ордера, выданного ООО о предоставлении Чибиряку В.В. жилой площади в общежитии; копия справки РКЦ о регистрации Чибиряка В.В., по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях, с 1997 по настоящее время; копия свидетельства об уплате единого налога на вменённый доход, получаемый от осуществления торгово-закупочной деятельности Чибиряка В.В., с указанием адреса; копия договора на предоставление коммунальных услуг, заключенного между МУП и Чибиряком В.В.; копия ответа БУ ХМАО - Юры о получении медицинской помощи Чибиряком Д.В. и Чибиряк П.В. в период обслуживания и лечения с рождения по 2019 г., с указанием адреса проживания: г. Пыть-Ях; копия выписки МБОУ СОШ из алфавитной книги записи учащихся, об обучении Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В. и Чибиряка Т.В., с указанием адреса их проживания: г. Пыть-Ях; копия распоряжение главы г. Пыть-Яха «О проведении мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих во временных строениях на территории г. Пыть-Яха», с приложением № 4; копия анкеты лиц, проживающих в непригодном для жилья помещении, согласно которой по адресу: г. Пыть-Яха, проживают: Чибиряк В.В., Рахманова Ю.В., Рахманов Д.В. и Рахманов Т.В.; копия уведомления управления по жилищным вопросам администрации г. Пыть-Яха о включении временного строения по адресу: г. Пыть-Ях, в перечень строений подлежащих ликвидации в рамках мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории г. Пыть-Яха»; копия ответа администрации г. Пыть-Яха Чибиряку В.В., Рахмановой Ю.В., Чибиряку Д.В., Чибиряк П.В. и Чибиряку Т.В. о признании их участниками мероприятия; копия распоряжения администрации г. Пыть-Яха о признании Чибиряка В.В., Рахманову Ю.В., Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В., Чибиряка Т.В. участниками мероприятия; копия заявления Чибиряка В.В. в управление по жилищным вопросам администрации г. Пыть-Ях на участие в мероприятии; копии уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества в отношении Чибиряка В.В., Рахмановой Ю.В., Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В., Чибиряка Т.В.; справка АО об отсутствии у Чибиряка В.В. задолженности по уплате жилищно-коммунальных услуг предоставляемым по адресу: ХМАО - Югра, г. Пыть-Ях.

Судом установлено, что на территории г. Пыть-Яха ХМАО - Югры действует муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в г. Пыть-Яхе», утвержденная постановлением администрации г. Пыть-Яха от 10.12.2018 № 429-па (в редакции от 14.05.2020), в рамках которой реализуются мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях».

Пунктом 1 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы II «Содействие развитию жилищного строительства» действующей муниципальной программы (далее по - Механизм реализации мероприятия), предусмотрено, что Механизм реализации мероприятия устанавливает порядок и условия расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных под жилье, включенных органами местного самоуправления в реестры строений на 01.01.2012 (далее - строение), прошедших инвентаризацию по состоянию на 01.01.2012.

Участником мероприятия является признанный таковым гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях на 01.01.2012, и прошедший инвентаризацию (по состоянию на 01.01.2012).

Местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт места жительства в приспособленном для проживания строении может быть установлен в судебном порядке.

Пунктом 4.1.3 Механизма реализации мероприятия предусмотрено, что Участникам мероприятия, вселившимся в период после 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, включенных в перечень строений, подлежащих ликвидации в рамках настоящей программы, в том числе проживавшим в них до момента их утраты в результате чрезвычайных ситуаций, предоставляется субсидия для приобретения жилого помещения в собственность на территории ХМАО - Югры в размере 50 процентов от расчётной стоимости жилья для участников мероприятия проживающих на территории города Пыть-Яха менее 25 лет.

Согласно распоряжению главы г. Пыть-Яха действительно установлен факт проживания истца Чибиряка В.В. во временном строении. Вместе с тем, основания проживания Чибиряка В.В. в строении позволили уполномоченной комиссии отнести его только к категории граждан, в отношении которого должна была быть организована работа по подготовке исковых заявлений в суд с требованиями об освобождении земельного участка, в связи с самозахватом земельного участка (Приложение № 4).

Анализ отсутствия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не показывает законность пользования спорным строением, лишь подтверждают сам факт его использования.

Истец, полагает, что вправе претендовать на меру социальной поддержки - в виде социальной выплаты, поскольку считает, что должен быть отнесён к категории граждан, для которых занимаемое строение является местом жительства.

Исходя из заявленного требования, предметом возникшего спора является основание занятия истцом временного строения, подлежащего ликвидации.

В соответствии с п.п. «ж» и «к» ч. 1, ч. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, жилищное, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают иные вопросы местного значения; могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст.132 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 № 346-п «О государственной программе ХМАО - Югры «Развитие жилищной сферы», постановлением администрации города от 30.08.2018 № 259-па «О модельной муниципальной программе муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях, порядке принятия решения о разработке муниципальных программ, их формирования, утверждения и реализации», была утверждена названная выше муниципальная программа.

До 02.02.1998 на территории СССР, затем в Российской Федерации действовал институт прописки, то есть регистрация по месту жительства носила разрешительный характер и накладывала на должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан по месту жительства, обязанность проводить проверку законности прописки граждан, то есть фактически - законность их вселения. Порядок регистрации был регламентирован постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 № 678 (ред. от 08.09.1990) «О некоторых правилах прописки граждан».

В силу изложенного Чибиряк В.В., приобретя временное строение у частного лица, не будучи вселённым туда работодателем, не мог получить в этом строении прописку, поскольку законность его вселения не могла быть им подтверждена.

После отмены института прописки и вступления в силу Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, заменивших признанное неконституционным указанное выше Постановление Совмина СССР, Халилов мог зарегистрироваться по месту жительства/пребывания свободно в органе миграционного учета.

Понятие места жительства раскрывал закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993.

Согласно ст. 2 этого закона (в первоначальной редакции, действовавшей вплоть до 2015 г.) местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 16 названных Правил регистрации процедура регистрации по месту жительства предусматривала (равно как в настоящее время) необходимость предоставления в целях регистрации по месту жительства документа, являющегося основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

На протяжении всей истории понятийного аппарата «место жительства» таковым могло быть признано только помещение, которое граждане занимают на каком-либо законном праве.

Истцы, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, каких-либо доказательств занятия временного строения на законных основаниях суду не представили. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у суда не имеется оснований, для удовлетворения требования, в заявленном виде.

Кроме того, истцы Чибиряк уже признаны муниципалитетом участниками Мероприятия, со способом расселения путём предоставления для проживания двухкомнатной квартиры коммерческого муниципального жилищного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления Чибиряка В.В., действующего в своих интересах и в интересах Чибиряка Д.В., Чибиряк П.В. и Чибиряка Т.В., к МКУ администрации г. Пыть-Яха о признании права на получение меры государственной поддержки, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рахманова Ю.В.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд.

Мотивированное решение составлено 27.09.2020.

Судья: подпись                                             

верно: судья                                                                                           Р.Н. Ступин

Секретарь:                                                                                Г.А. Аллахвердиева

Подлинник находится в Пыть-Яхском городском суде в деле № 2-539/2020

«Решение не вступило в законную силу»

УИД № 86RS0012-01-2020-000782-75

2-539/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чибиряк Вячеслав Васильевич
Ответчики
Администрация г. Пыть-Яха
Другие
Рахманова Юлия Владимсировна
Суд
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Старшинова Н.В.
Дело на странице суда
pth.hmao.sudrf.ru
13.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Подготовка дела (собеседование)
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Подготовка дела (собеседование)
16.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2020Судебное заседание
27.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее