Дело № 12-724/2022
№ 44RS0001-01-2022-005822-06
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 22 декабря 2022 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Евтюшкин И.А., с участием помощника военного прокурора Костромского гарнизона Стребкова Д.А., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябовой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябовой Я.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Костромской области Соловьева П.М. № от <дата>, которым юридическое лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отдела государственного экологического надзора по Костромской области Соловьева П.М. № от <дата>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, на территории котельной № по адресу: <адрес> в/г №, находящейся на содержании ЖСК № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, последнее не организовало оборудованную площадку для накопления отходов деятельности котельной в виде золошлаковой смеси от сжигания угля. Данные нарушения выявлены в ходе проверки соблюдения юридическим лицом законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования военной прокуратурой Костромского гарнизона <дата>.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель по доверенности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябова Я.В., обратилась в суд с настоящей жалобой, просит отменить постановление, т.к. оборудование площадки для золошлаковой смеси не входит в возможности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ввиду того, что капитальный, текущий ремонт подрядным способом выполняют вышестоящие органы военного управления – департамент строительства Министерства обороны РФ. С целью оборудования площадки в 2021 ЖКС № <адрес> филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России разработало тактико-техническое задание на оборудование площадки для накопления золошлаковых отходов, которое направлено для утверждения вышестоящим командованием и выполнения строительных работ. В настоящее время лимиты и субсидии из федерального бюджета на оборудование золошлаковой площадки не поступали, в связи, с чем ЖСК № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является субъектом правонарушения.
В судебном заседании представитель МУП ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябова Я.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Помощник военного прокурора Костромского гарнизона Стребков Д.А. считал оспариваемое постановление законным и обоснованным, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования извещенное о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Часть 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава указанного административного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды. Отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как усматривается и материалов дела, <дата> военной прокуратурой Костромского гарнизона при проведении надзорных мероприятий в в/ч № проведен осмотр здания котельной № и прилегающей к ней территории, по адресу: <адрес>, в/г №, при этом установлено, что на территории котельной осуществляется накопление отходов V класса опасности на почве. Специальная площадка, оборудованная навесом и твердым влагонепроницаемым покрытием отсутствует. Отсутствие оборудованной площадки для накопления отходов деятельности котельной в виде золошлаковой смеси от сжигания угля оказывает негативное влияние, в том числе механическое, на окружающую среду и ее компоненты, а именно – почву, загрязняя её.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем военного прокурора Костромского гарнизона ФИО6 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ, от <дата> в отношении юридического лица – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и направлении на рассмотрение в Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам рассмотрения постановления и материалов проверки по факту нарушения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования в сфере обращения с отходами производства потребления, в результате чего было установлено, что по адресу: <адрес>, в/г №, при этом установлено, что на территории котельной осуществляется накопление отходов V класса опасности на почве. Специальная площадка, оборудованная навесом и твердым влагонепроницаемым покрытием отсутствует, что зафиксировано фототаблицей.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации создано Приказом Министерства обороны Российской Федерации от <дата> № в целях осуществления деятельности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и для предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС № по <адрес>, в качестве юридического лица (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) и действует на основании Устава, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от <дата> № (далее - Устав).
Полное наименование учреждения на русском языке: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (п. 2 Устава). Сокращенное наименование учреждения на русском языке (п. 2 Устава): ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Основными целями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России являются содержание | (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление [коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (п. 13 Устава). Среди основных видов деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, согласно 114 Устава, осуществляется сбор, обработка, и утилизация отходов.
Для достижения предусмотренных Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России целей организация осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Сооруженных Сил Российской Федерации, а также отвечает за сбор, обработку и утилизацию отходов.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отдела государственного экологического надзора по Костромской области Соловьева П.М. № от <дата>, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения административного правонарушения и вина в его совершении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подтверждается, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>, рапортом от <дата>, актом осмотра с фототаблицей от <дата>, объяснениями ФИО7 и ФИО8, приказом директора Департамента имущественных отношении Минообороты России от <дата>, перечнем объектов, обслуживаемых ЖКС №, уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, другими доказательствами, полученными в соответствии с законом.
Доводы заявителя о том, что оборудование площадки для золошлаковой смеси не входит в возможности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, так как капитальный и текущий ремонт подрядным способом выполняют вышестоящие органы военного управления, а именно Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, суд не принимает. Вопросы выполнения капитального и текущего ремонта, финансирования проводимых работ, касаются отношений между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Департамента строительства Минобороны России, из п. 14 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России следует, что для достижения целей деятельности Учреждение осуществляет в том числе и удаление и очистку сточных вод и отходов, в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от <дата> № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного пользования», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет обслуживание здания котельной и прилегающей к нему территории.
Суждение заявителя о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являлось предметом проверки в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, получило надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Разработка тактико-технического задания, направление их в 2021 году в адрес начальнику отдела (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа, не освобождает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению заявителем требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не установлено, а доказательств, подтверждающих факт принятия исчерпывающих мер, не представлено.
Кроме того, с 2021 года по настоящее время иных мероприятий в целях приведения места накопления отходов котельной № в соответствии с нормами действующего природоохранного законодательства РФ не проводилось.
Дело об административном правонарушении рассмотрено полно и всесторонне, доводам представителя юридического лица об отсутствии состава административного правонарушения дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с приведенными в постановлении по делу об административном правонарушении выводами у суда не имеется, квалификация правонарушения по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ является верной.
При назначении наказания юридическому лицу учтено отсутствие смягчающих обстоятельств и наличие отягчающего обстоятельства и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, требования закона при его назначения учтены.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
В связи с изложенным, оснований для изменения, отмены обжалуемого решения не имеется, жалоба представителя юридического лица не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отдела государственного экологического надзора по Костромской области Соловьева П.М. № от <дата> оставить без изменения, жалобу представителя МУП ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябовой Я.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И.А. Евтюшкин
Копия верна: