Решение по делу № 12-724/2022 от 08.11.2022

Дело № 12-724/2022

№ 44RS0001-01-2022-005822-06

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 22 декабря 2022 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Евтюшкин И.А., с участием помощника военного прокурора Костромского гарнизона Стребкова Д.А., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябовой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябовой Я.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Костромской области Соловьева П.М. от <дата>, которым юридическое лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отдела государственного экологического надзора по Костромской области Соловьева П.М. от <дата>, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, на территории котельной по адресу: <адрес> в/г , находящейся на содержании ЖСК филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, последнее не организовало оборудованную площадку для накопления отходов деятельности котельной в виде золошлаковой смеси от сжигания угля. Данные нарушения выявлены в ходе проверки соблюдения юридическим лицом законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования военной прокуратурой Костромского гарнизона <дата>.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель по доверенности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябова Я.В., обратилась в суд с настоящей жалобой, просит отменить постановление, т.к. оборудование площадки для золошлаковой смеси не входит в возможности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ввиду того, что капитальный, текущий ремонт подрядным способом выполняют вышестоящие органы военного управления – департамент строительства Министерства обороны РФ. С целью оборудования площадки в 2021 ЖКС <адрес> филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России разработало тактико-техническое задание на оборудование площадки для накопления золошлаковых отходов, которое направлено для утверждения вышестоящим командованием и выполнения строительных работ. В настоящее время лимиты и субсидии из федерального бюджета на оборудование золошлаковой площадки не поступали, в связи, с чем ЖСК филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является субъектом правонарушения.

В судебном заседании представитель МУП ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябова Я.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Помощник военного прокурора Костромского гарнизона Стребков Д.А. считал оспариваемое постановление законным и обоснованным, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования извещенное о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной состава указанного административного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами и области охраны окружающей среды. Отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Как усматривается и материалов дела, <дата> военной прокуратурой Костромского гарнизона при проведении надзорных мероприятий в в/ч проведен осмотр здания котельной и прилегающей к ней территории, по адресу: <адрес>, в/г , при этом установлено, что на территории котельной осуществляется накопление отходов V класса опасности на почве. Специальная площадка, оборудованная навесом и твердым влагонепроницаемым покрытием отсутствует. Отсутствие оборудованной площадки для накопления отходов деятельности котельной в виде золошлаковой смеси от сжигания угля оказывает негативное влияние, в том числе механическое, на окружающую среду и ее компоненты, а именно – почву, загрязняя её.

Данные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем военного прокурора Костромского гарнизона ФИО6 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ, от <дата> в отношении юридического лица – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и направлении на рассмотрение в Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

По результатам рассмотрения постановления и материалов проверки по факту нарушения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования в сфере обращения с отходами производства потребления, в результате чего было установлено, что по адресу: <адрес>, в/г , при этом установлено, что на территории котельной осуществляется накопление отходов V класса опасности на почве. Специальная площадка, оборудованная навесом и твердым влагонепроницаемым покрытием отсутствует, что зафиксировано фототаблицей.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации создано Приказом Министерства обороны Российской Федерации от <дата> в целях осуществления деятельности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и для предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС по <адрес>, в качестве юридического лица (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) и действует на основании Устава, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от <дата> (далее - Устав).

Полное наименование учреждения на русском языке: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (п. 2 Устава). Сокращенное наименование учреждения на русском языке (п. 2 Устава): ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Основными целями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России являются содержание | (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление [коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (п. 13 Устава). Среди основных видов деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, согласно 114 Устава, осуществляется сбор, обработка, и утилизация отходов.

Для достижения предусмотренных Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России целей организация осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Сооруженных Сил Российской Федерации, а также отвечает за сбор, обработку и утилизацию отходов.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отдела государственного экологического надзора по Костромской области Соловьева П.М. от <дата>, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения и вина в его совершении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подтверждается, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>, рапортом от <дата>, актом осмотра с фототаблицей от <дата>, объяснениями ФИО7 и ФИО8, приказом директора Департамента имущественных отношении Минообороты России от <дата>, перечнем объектов, обслуживаемых ЖКС , уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, другими доказательствами, полученными в соответствии с законом.

Доводы заявителя о том, что оборудование площадки для золошлаковой смеси не входит в возможности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, так как капитальный и текущий ремонт подрядным способом выполняют вышестоящие органы военного управления, а именно Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, суд не принимает. Вопросы выполнения капитального и текущего ремонта, финансирования проводимых работ, касаются отношений между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Департамента строительства Минобороны России, из п. 14 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России следует, что для достижения целей деятельности Учреждение осуществляет в том числе и удаление и очистку сточных вод и отходов, в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от <дата> «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного пользования», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет обслуживание здания котельной и прилегающей к нему территории.

Суждение заявителя о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являлось предметом проверки в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, получило надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.

Разработка тактико-технического задания, направление их в 2021 году в адрес начальнику отдела (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа, не освобождает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению заявителем требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не установлено, а доказательств, подтверждающих факт принятия исчерпывающих мер, не представлено.

Кроме того, с 2021 года по настоящее время иных мероприятий в целях приведения места накопления отходов котельной в соответствии с нормами действующего природоохранного законодательства РФ не проводилось.

Дело об административном правонарушении рассмотрено полно и всесторонне, доводам представителя юридического лица об отсутствии состава административного правонарушения дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с приведенными в постановлении по делу об административном правонарушении выводами у суда не имеется, квалификация правонарушения по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ является верной.

При назначении наказания юридическому лицу учтено отсутствие смягчающих обстоятельств и наличие отягчающего обстоятельства и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, требования закона при его назначения учтены.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

В связи с изложенным, оснований для изменения, отмены обжалуемого решения не имеется, жалоба представителя юридического лица не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отдела государственного экологического надзора по Костромской области Соловьева П.М. от <дата> оставить без изменения, жалобу представителя МУП ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Рябовой Я.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.А. Евтюшкин

Копия верна:

12-724/2022

Категория:
Административные
Истцы
Военная прокуратура Костромского гарнизона
Ответчики
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Другие
Рябова Я.В.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Евтюшкин Иван Александрович 190
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
08.11.2022Материалы переданы в производство судье
09.11.2022Истребованы материалы
28.11.2022Поступили истребованные материалы
22.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее