Дело № 2-149/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 29.04.2019 года
Мотивированное решение составлено 06.05.2019 года
г. Прокопьевск 29 апреля 2019 года
Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,
при секретаре Коневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терентьевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прокопьевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Терентьевского сельского поселения об обязании установить пешеходное ограждение перильного типа, организовать тротуары на участках дорог, прилегающих к территории детского учреждения.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Терентьевского сельского поселения выявлены следующие нарушения эксплуатационного состояния улично-дорожной сети вблизи образовательного учреждения - <данные изъяты>
на пешеходных переходах, расположенных вблизи <данные изъяты>, не применены удерживающие пешеходные ограждения (перила), что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее ГОСТ Р 52289-2004);
на участках дорог, расположенных по <адрес> - около детских учреждений отсутствуют тротуары, что является нарушением п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
В ДД.ММ.ГГГГ главой Терентьевского сельского поселения утвержден проект организации дорожного движения по улицам <адрес>, в том числе на участках дороги, прилегающий к территории <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ главе Терентьевского сельского поселения Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Прокопьевского района было внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений №. Из ответа Главы Терентьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на представление следует, что при закладке бюджета на ДД.ММ.ГГГГ будут выделены средства, для устранения выявленных нарушений. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Отсутствие пешеходных ограждений перильного типа, тротуаров на участках дорог, прилегающих к территории детских учреждений, влечет возникновение дорожно-транспортных происшествий, наступление тяжких последствий, и свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, жизни и имущества. Установление указанных знаков дорожного движения связано с необходимостью обеспечения безопасности детей. Просит обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию Терентьевского сельского поселения выполнить комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения на пешеходных переходах, расположенных вблизи МБОУ «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес> путем установки удерживающих пешеходных ограждений (перил), и путем устройства тротуаров для пешеходов по <адрес>
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Прокопьевского района Фрицлер Ю.С. поддержала исковые требования, дала пояснения, аналогичные исковому заявлению. Просит обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрацию Терентьевского сельского поселения выполнить комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения на пешеходных переходах, расположенных вблизи <данные изъяты> по адресу: <адрес>, путем установки удерживающих пешеходных ограждений (перил), и путем устройства тротуаров для пешеходов по <адрес>
Представитель ответчика – администрации Терентьевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района – Лимонова С.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что заявленные исковые требования признает в полном объеме. По требованиям, указанным в исковом заявлении, принимаются меры и в срок до ДД.ММ.ГГГГ будут выполнены.
Суд, заслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 Закона вопросов местного значения городских поселений.
Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» установлено, что с 01.01.2015 года дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящиеся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом контрольных осмотров, либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляется в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и осуществление мероприятий осуществляется с нормативными актами РФ и нормативно - правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и документации, утвержденной в установленном порядке.
Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» предусмотрено, что на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I- III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Согласно п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Судом установлено, что прокуратурой Прокопьевского района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки на территории Бурлаковского сельского поселения были выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети вблизи образовательного учреждения - <данные изъяты> расположенная по <адрес>:
1. на пешеходных переходах, расположенных вблизи МБОУ «Кольчегизская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, не применены удерживающие пешеходные ограждения (перила), что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее ГОСТ Р 52289-2004);
2. на участках дорог, расположенных по <адрес> - около детских учреждений отсутствуют тротуары, что является нарушением п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
Наличие указанных нарушений в организации дорожного движения на момент проведения проверки подтверждается копией проекта организации дорожного движения в <адрес> (л.д. 26-27), сообщением главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Прокопьевского района Щур А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ за № года (л.д. 22), а также не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.
Доводы истца о том, что выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог являются нарушением действующего законодательства, подтверждаются представлением главного государственного инспектора безопасности дорожного движения <адрес> Щур А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений (л.д. 23-24).
Из копии ответа Главы Терентьевского сельского поселения Мисяковой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что устройство тротуаров, пешеходных ограждений по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ в бюджете Терентьевского сельского поселения не запланировано. При закладке бюджета нВ ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос будет рассмотрен (л.д. 25).
На момент рассмотрения дела нарушения эксплуатационного состояния улично-дорожной сети вблизи образовательного учреждения - <данные изъяты> расположенная по <адрес> ответчиком не устранены.
Бездействие органа местного самоуправления в надлежащей организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, жизни и имущества. Указанные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, создают опасность причинения вреда жизни и здоровью лиц, использующих улицу для передвижения, прежде всего несовершеннолетних, приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий. Отсутствие пешеходных ограждений, тротуаров на участках дорог, прилегающих к территории детского учреждения, предусмотренных проектом организации дорожного движения, влечет возникновение дорожно-транспортных происшествий, наступление тяжких последствий. Требования об устранении выявленных нарушений организации дорожного движения связаны с необходимостью обеспечения безопасности детей.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая существо выявленных нарушений, напрямую связанных с общественной безопасностью, а также принимая во внимание, что неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, содержания автомобильных дорог создает угрозу нарушения прав граждан, суд полагает срок, предложенный прокурором, – до ДД.ММ.ГГГГ достаточным.
В силу п.п. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Прокопьевского района удовлетворить.
Обязать администрацию Терентьевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения на пешеходных переходах, расположенных вблизи <данные изъяты> по адресу: <адрес>, путем установки удерживающих пешеходных ограждений (перил), и путем устройства тротуаров для пешеходов по <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья: Т.А.Герасимчук