№а-585/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года город Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Чымбал-оол Ч.М., при секретаре Олчамай А.Д., с участием заместителя прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Куулар Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республика Тыва» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республика Тыва» по содержанию элементов обустройства автомобильной дороги,
установил:
заместитель прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республика Тыва» (далее – Администрация Улуг-Хемского района) о признании незаконным бездействия по содержанию элементов обустройства автомобильной дороги, в обоснование указав на то, что прокуратурой Улуг-Хемского района в ноябре 2021 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Улуг-Хемского района требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой в действиях (бездействии) Администрации Улуг-Хемского района выявлены существенные нарушения. Согласно п.5 ст.5 Устава Улуг-Хемского района (в редакции от 17 июля 2020 г.) к вопросам местного значения района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии в законодательством Российской Федерации. Выявлено нарушение законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: по ул. Чаа-Суур (напротив дома № 14 улицы Чаа-Суур) с. Иштии-Хем установленная стойка с дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» наклонена; перед пересечением улицы Чаа-Суур с улицей Строительная щит с дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» искривлен, стойка дорожного знака наклонена. Таким образом, прокуратурой выявлены нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории с. Иштии-Хем, а именно: состояние дорожных знаков не соответствует установленным требованиям. Вышеуказанное бездействие администрации создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, способствует травматизму. Выявленные нарушения затрагивают интересы не только граждан, проживающих па территории района, но и иных лиц, идентифицировать которых невозможно, следовательно, затрагивают интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» по содержанию элементов обустройства автомобильной дороги в с. Иштии-Хем, обязать администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями стандартов, норм и правил стойку с дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», расположенную напротив дома № 14 ул. Чаа-Суур с. Иштии-Хем, а также перед пересечением улицы Чаа-Суур с улицей Строительная с. Иштии-Хем заменить стойку с дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Административный истец, в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по указанным в нем основаниям, просила его удовлетворить
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке. О причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.
Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения….
В силу пп.6 п.1 ст.13 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 8 ноября 2007 г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определено, что: Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что обязанность в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории сельского поселений возложена на орган местного самоуправления, в данном случае на Администрацию Улуг-Хемского района.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
ГОСТ Р 52289-2019 устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и улиц, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).
Согласно материалам дела следует, что указанные выше нарушения законодательства были выявлены, и зафиксированы документально.
Согласно акту проверки и справке по результатам проведенной проверки помощника прокурора Улуг-Хемского района от 16 ноября 2021 года установлено, что в сельском поселении сумона Иштии-Хем Улуг-Хемского района выявлены нарушения безопасности дорожного движения, а именно по улице Чаа-Суур напротив дома № 14 с. Иштии-Хем стойка с дорожным знаком 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» наклонена; также по перед пересечением улицы Чаа-Суур с улицей Строительная щит с дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» искривлен, стойка с щитом наклонена.
Из акта выявленных недостатков улично-дорожной сети (автомобильные дороги) государственного инспектора БДД ОГИБДД МО МВД России «Улуг-Хемский» от 25 ноября 2021 года следует, что по улице Чаа-Суур напротив дома № 14 села Иштии-Хем дорожный знак 1.23 «Дети», совмещенный с дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости», дорожного знака 8.21 «Знак дополнительной информации» искривлен в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019, что подтверждается фотокарточками.
Согласно п.5 ст.5 Устава муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» к вопросам местного значения района относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии в законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного судом установлено, что административным ответчиком допущены нарушения по содержанию элементов обустройства автомобильной дороги на территории с. Иштии-Хем, требования к которым установлены федеральным законодательством и техническими регламентами.
Администрацией Улуг-Хемского района доказательств того, что они в полной мере приняли меры, направленные на устранение выявленных нарушений, суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что со стороны административного ответчика имеется бездействие, выразившееся в не принятии мер по укомплектованию дорожными знаками, автомобильных дорог на территории с. Иштии-Хем Улуг-Хемского района Республики Тыва, возложенные федеральным законодательством, на основании чего требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республика Тыва» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республика Тыва» по содержанию элементов обустройства автомобильной дороги в с. Иштии-Хем, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Улуг-Хемского района муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республика Тыва» по содержанию элементов обустройства автомобильной дороги на территории с. Иштии-Хем Улуг-Хемского района Республики Тыва в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Обязать Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями стандартов, норм и правил стойку с дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», расположенную напротив дома № 14 ул. Чаа-Суур с. Иштии-Хем Улуг-Хемского района, а также перед пересечением улицы Чаа-Суур с улицей Строительная с. Иштии-Хем заменить стойку с дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий Ч.М. Чымбал-оол