34RS0024-01-2020-000607-03
№ 2-410/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2020 года г. Краснослободск
Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Краснослободский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Гудковой Е.С.,
при секретаре судебного заседания – Клосс Е.А.,
с участием: представителя истца ФИО8, представителей ответчиков СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» ФИО3, Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградская области Попова А.Р., Сеимовой Е.А., представителя третьего лица Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Акинчица В.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество», Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградская области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании реестровой ошибкой границ земельного участка, установлении смежных границ земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество», Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградская области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании реестровой ошибкой границ земельного участка, установлении смежных границ земельных участков.
В обоснование иска указал, что истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН, согласно которой земельный участок принадлежит истцу на праве аренды. Договор аренды является действующим на момент подачи искового заявления.
На указанном земельном участке истцом в соответствии с нормами и правилами действующего законодательства был возведен объект капитального строительства, а именно жилой дом. Право собственности на указанный объект также зарегистрировано в установленном законом порядке и подтверждается выпиской из ЕГРН.
Таким образом, согласно ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, у истца возникло право на оформления земельного участка в собственность.
В ходе проведения мероприятия по землеустройству и землепользованию и исходя из материалов лесоустройства Среднеахтубинского лесничества в результате наложения земельного участка земель лесного фонда с кадастровым номером № на земельный участок истца была допущена реестровая ошибка. Спорный земельный участок прошел процедуру формирования и согласования, установленную Законом.
Согласно сведениям кадастрового учета, ошибка в местоположении земельного участка, относящегося к лесному фонду, с кадастровым номером № заключается в его выделения картографическим способом без выезда кадастрового инженера на место, а межевание участка истца проводилось на местности реально. В силу указанного полагает, что земельный участок из земель лесного фонда Среднеахтубинского лесничества с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учёт без учёта реального межевания, что привело к наличию реестровой ошибки при определении координат поворотных точек границ указанного земельного участка, что нарушает права истца.
Просит признать реестровой ошибкой границы земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с земельным участком №, установить смежные границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № по координатам поворотных точек, установленным межевым планом от 15 июля 2020 года.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
Представитель истца ФИО8 на иске настаивал, подтвердив обстоятельства, изложенные в нем.
Представители ответчиков СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» Сыченко А.В., Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградская области Попов А.Р., Сеимова Е.А., представитель третьего лица Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Акинчиц В.А., в судебном заседании против удовлетворения иска возражали.
Представители ответчиков Федерального агентства лесного хозяйства, Филиала Федерального агентства лесного хозяйства- Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, третьих лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области», администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав стороны, их представителей, проверив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Согласно ст. 66 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Главой 7 Федерального закона № 218-ФЗ регламентируется порядок исправления ошибок, в том числе реестровых, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Процедура исправления кадастровой (реестровой) ошибки установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278.
В соответствии ч. 8 и 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 5 ст. 40 Закона о кадастре споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 согласно договору № 164/2014 аренды земельного участка, находящегося в распоряжении Среднеахтубинского района до разграничения государственной собственности на землю от 04 сентября 2014 года, а также соглашению о передаче прав и обязанностей по указанному договору, принял в пользование на праве аренды земельный участок с кадастровым номером № площадью 1235 кв.м, разрешенный использованием для садоводства и огородничества, расположенный по адресу <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного пользования – для проектирования и строительства жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 сентября 2020 года.
При проведении кадастровых работ установлено, что граница и координатное местоположение земельного участка с кадастровым номером № не совпадает с фактическими. При этом, в межевом плане кадастровым инженером указано, что границами земельного участка с кадастровым номером № являются границы смежных земельных участков, ограниченные забором. Однако также кадастровый инженер указывает, что ориентиры, закрепленные на местности 15 лет и более отсутствуют. В судебном заседании представитель истца пояснил, что забор, по которому кадастровый инженер определял фактические границы земельного участка, возведен истцом.
В соответствии с межевым планом, подготовленным по инициативе истца, площадь земельного участка составляет 1114 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № граничит с земельным участком с кадастровым номером №
На основании распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о принятии в государственную собственность Волгоградской области земельных участков от 23 июля 2015 года № 1247-р на земельный участок с кадастровым номером № 13 августа 2015 года зарегистрировано право собственности Волгоградской области.
При этом, согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок в границах особо охраняемых природных территорий не находится, принадлежит к землям населенных пунктов. На момент заключения договора арены №164/2014 от 4 сентября 2014 года согласно кадастровому паспорту по состоянию на 3 сентября 2014 года граница земельного участка с кадастровым номером № установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, его площадь составляет 1235 +/- 12 кв.м., соответственно уменьшение площади земельного участка повлечёт уменьшение объема прав собственника земельного участка и изменение условий договора арены, против удовлетворения исковых требований представитель Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области возражал.
При этом, согласно представленной информации Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградская области, ФГБУ "Рослесинфорг" в 2013 году проводил постановку земель лесного фонда Среднеахтубинского лесничества на государственный кадастровый учет.
По результатам проведения работ в комитет был представлен альбом наложений земель иных категорий, уже стоящих на государственном кадастровом учете на земли лесного фонда Среднеахтубинского лесничества (далее - Альбом).
В соответствии с информацией, указанной в листе 42 данного Альбома, земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение с землями лесного фонда. На основании этих данных была представлена информация о наличии пересечения с землями лесного фонда.
В соответствии с материалами по земельным участкам, имеющим пересечение с землями лесного фонда, подготовленными филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" выявлено, что земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен на землях лесного фонда Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества, квартал 66, выдел 1, площадь пересечения с лесным фондом составляет 1235 квадратных метров, что подтверждается ислледованными в судебном заседании заключением, чертежом пересечений.
Перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру, закрепленную Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 8 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Вместе с тем уполномоченным органом решение о переводе части спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Однако ФИО1 собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> не является, кроме того решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 05 сентября 2018 года № 898, отказано ФИО1 в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу <адрес>, в собственность без проведения торгов по причине того, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты, параметры которых отличны от параметров жилого дома и объекта незавершенного строительства, зарегистрированных в ЕГРН на данном земельном участке
В силу указания п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Установление границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, изложенным в межевом плане, подготовленном по инициативе истца, фактически означает переход права собственности и иных производных вещных прав на часть земельного участка лесного фонда Среднеахтубинского лесничества Сахарного участкового лесничества (квартал 1-6, часть квартала 7, выделы 1-25, квартала 8-148) и Среднеахтубинского участкового лесничества (квартала 95, 96, 97, 98, 99) находящегося в собственности Российской Федерации, что недопустимо в порядке разрешения спора об устранении реестровой ошибки.
Оценивая в совокупности собранные доказательства, суд приходит к выводу, что фактически истец оспаривает зарегистрированное право на часть земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, что, в свою очередь, предполагает проверку законности основания возникновения этого права, вместе с тем спор о вещном праве в отношении земельного участка, границы различных частей которого описаны в соответствии с нормативными актами в различных не оспоренных документах не может быть разрешен при рассмотрении требований об исправлении кадастровой ошибки без разрешения вопроса о праве на территорию земельного участка и его объеме, а кроме того СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество», Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградская области не могут являться надлежащими ответчиками по данному спору, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части установления границ земельного участка.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления исковому заявлению ФИО1 к СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество», Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградская области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании реестровой ошибкой границ земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с земельным участком №, установлении смежных границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № по координатам поворотных точек, установленных межевым планом от 15 июля 2020 года- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Волгоградского областного суда через Краснослободский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Гудкова
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 2 декабря 2020 года.