Решение по делу № 33-1215/2022 от 14.06.2022

Судья Липкова Г.А.    Дело № 33-1215/2022

Дело № 2-2148/2022

УИД 41RS0001-01-2022-001139-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2022 года    г. Петропавловск-Камчатский

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего    Нечунаевой М.В.,

судей    Гавриной Ю.В., Степашкиной В.А.,

при секретаре    Винник Е.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзядевича Владимира Валентиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж, назначить страховую пенсию досрочно,

по апелляционной жалобе Дзядевича Владимира Валентиновича на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 марта 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Дзядевича Владимира Валентиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж (Список № 2) с 2 марта 1987 года по 16 июня 1988 года, с 18 ноября 1988 года по 2 января 1991 года, с 2 января 1992 года по 23 мая 1994 года, с 28 мая 1994 года по 5 марта 1998 года, с 13 марта 1998 года по 7 июля 1998 года и назначить страховую пенсию досрочно, с даты подачи заявления 3 февраля 2021 года, отказать.

Заслушав доклад судьи Гавриной Ю.В., объяснения Дзядевича В.В. и его представителя Тимербаевой К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю Гилёвой Г.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Дзядевич В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (далее по тексту – Отделение, ОПФР РФ по Камчатскому краю), в котором просил возложить на ответчика обязанность включить в льготный стаж (Список № 2) периоды работы с 2 марта 1987 года по 16 июня 1988 года, с 18 ноября 1988 года по 2 января 1991 года, с 2 января 1992 года по 23 мая 1994 года, с 28 мая 1994 года по 5 марта 1998 года, с 13 марта 1998 года по 7 июля 1998 года и назначить страховую пенсию досрочно, с даты подачи заявления - 3 февраля 2021 года.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе от 8 апреля 2021 года ему отказано в досрочном установлении пенсии, поскольку льготный стаж составил 02 года 05 месяцев 15 дней, что является менее необходимого – 12 лет 06 месяцев. При этом в льготный стаж не включены вышеуказанные периоды работы в связи с отсутствием сведений о работе в спорные периоды <данные изъяты> именно на угле или сланце.

В судебном заседании Дзядевич В.В. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Гилёва Г.В. в судебном заседании иск не признала, полагала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в спорные периоды в подведомственной организации на балансе находилось две котельные – на угле и на жидком топливе. Документов, подтверждающих выполнение истцом трудовой функции <данные изъяты> на угле не представлено.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка имеющейся в трудовой книжке записи о трудоустройстве в должности кочегара. Также отметил, что представленные справки в полой мере подтверждают периоды работы и занимаемую должность, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 года).

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 от 26 января 1991 года, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 ода N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В абз. 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 3 февраля 2021 года Дзядевич В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Елизовском муниципальном районе Камчатского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением от 8 апреля 2021 года истцу отказано в установлении пенсии, поскольку стаж работы с вредными и тяжелыми условиями труда в качестве <данные изъяты> в том числе на удалении золы, составляет 02 года 05 месяцев 15 дней, что составляет менее необходимого.

В льготный стаж не включены периоды с 2 марта 1987 года по 16 июня 1988 года, с 18 ноября 1988 года по 2 января 1991 года, с 2 января 1992 года по 23 мая 1994 года, с 28 мая 1994 года по 5 марта 1998 года, с 13 марта 1998 года по 7 июля 1998 года, так как не установлено, что Дзядевич В.В. был занят полный рабочий день непосредственно на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Согласно копии трудовой книжки, а также архивным справкам Дзядевич В.В. в период с 2 марта 1987 года по 21 сентября 1987 года и с 14 июня 1988 года по 18 ноября 1988 года работал в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Вместе с тем, сама по себе работа в должности <данные изъяты> не порождает право на назначение пенсии по старости на льготных условиях, поскольку такое право дает только работа на определенном производстве. Указанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции об отказе во включении названных периодов в льготный стаж истца.

Судом первой инстанции также правомерно отказано во включении в льготный стаж периодов работы Дзядевича В.В. в ПТК «Огонек» в должности <данные изъяты> в период с 2 января 1991 года по 31 декабря 1991 года. Учитывая, что условие о постоянной занятости на работах по обслуживанию, ремонту котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования, является обязательным для включения спорного периода работы истца в стаж по Списку № 2, тогда как такое условие допустимыми доказательствами не подтверждено, как и осуществление истцом работы в условиях полной занятости, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Дзядевича В.В. в указанной части.

Сторонами по делу не оспаривалось и подтверждается материалами дела, что в периоды с 21 сентября 1987 года по 14 июня 188 года, с 18 ноября 1988 года по 2 января 1991 года, с 1 января 1992 года по 23 мая 1994 года, с 28 мая 1994 года по 5 марта 1998 года и с 13 марта 1998 года по 7 июля 1998 года Дзядевич В.В. работал в Камчатском дорожно-строительном управлении № 1 (с 1 января 1993 года переименовано в ДРСУ-1) в должности <данные изъяты>

Вместе с тем, документов с достоверностью подтверждающих выполнение Дзядевичем В.В. работ в спорные периоды именно на котельной на угле и сланце стороной истца не представлено, тогда как материалами дела подтверждается наличие в ведении ДРСУ-1 в спорные периоды двух котельных: котельной , работающей на твердом топливе, и котельной , работающей на жидком топливе. Каких-либо указаний о принятии Дзядевича В.В. на работу в котельную материалы дела не содержат.

Судебная коллегия критически относится к представленным стороной истца в суд апелляционной инстанции документам: заявлению ФИО1, светокопии трудовой книжки ФИО1 светокопии паспорта ФИО1 заявлению ФИО2 светокопии паспорта ФИО2 светокопии трудовой книжки ФИО2 поскольку данные документы не отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности; подлинность подписи названных лиц надлежащим образом не удостоверена, светокопии документов не заверены. Кроме того, из представленных документов не усматривается, что ФИО1 и ФИО2. в спорные периоды работали в <данные изъяты>

Довод апеллянта о том, что последующий период работы (с 28 ноября 1998 года) учтен ответчиком как работа с вредными и тяжелыми условиями труда не может являться основанием для удовлетворения исковых требований о включении в льготный стаж спорных периодов, поскольку 7 июля 1998 года истец был уволен из ДРСУ-1, а 28 ноября 1998 года принят в УМП ЖЭУ-2 администрации <данные изъяты> <данные изъяты>. Указанное не подтверждает осуществление работ истцом до 7 июля 1998 года на котельной

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Дзядевича В.В. в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно установил фактические обстоятельства дела, надлежащим образом не оценил имеющиеся в деле доказательства, сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой судом обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. Несогласие заявителя с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1. – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дзядевича Владимира Валентиновича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1215/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Дзядевич Владимир Валентинович
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.kam.sudrf.ru
15.06.2022Передача дела судье
14.07.2022Судебное заседание
11.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2022Передано в экспедицию
11.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее