Дело № 2-481/2021
35RS0010-01-2020-015300-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | 12 января 2021 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Шиловой Ю.А.
при секретаре Журавлёвой О.П.,
с участием:
- представителя истца по доверенности Погожева М.А.,
- представителя ответчика АО «Вологдагортеплосеть» Сухаревой Н.Е.,
- представителя ответчика ТСЖ «Герцена-98» Бам М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шамгина И. В. к акционерному обществу «Вологдагортеплосеть», товариществу собственников жилья «Герцена-98» о признании ничтожным приложения к договору теплоснабжения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Шамгин И.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Вологдагортеплосеть» (далее АО «Вологдагортеплосеть»), товариществу собственников жилья «Герцена-98» (далее ТСЖ «Герцена-98») о признании приложения к договору теплоснабжения ничтожным в части, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства.
Требования мотивированы тем, что истец на основании договора купли-продажи от 27.03.2019 является собственником на праве общей совместной собственности жилого помещения по адресу: <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом с 2003 года осуществляет ТСЖ «Герцена-98». Между ТСЖ и МУП «Вологдагортеплосеть» заключен договор теплоснабжения № от 21.05.2014, по условиям которого осуществляется поставка коммунального ресурса для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. АО «Вологдагортеплосеть» является правопреемником МУП «Вологдагортеплосеть».. По условиям договора теплоснабжения АО «Вологдагортеплосеть» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс, а ТСЖ «Герцена-98» является исполнителем коммунальных услуг, предоставляющим потребителю коммунальную услугу теплоснабжения – собственникам помещения в многоквартирном доме. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового ) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. По условиям договора теплоснабжения от 21.05.2014 граница эксплуатационной ответственности определена в акте разграничения балансовой принадлежности сетей (приложение № к договору). Данной границей определена стена дома, находящаяся в 2,5 м от общедомового прибора учета. Полагает, что в отсутствие соглашения собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг о переносе границы эксплуатационной ответственности, а также решения общего собрания собственников помещений по этому вопросу, ТСЖ превысило свои полномочия и незаконно приняла на себя ответственность за эксплуатацию сетей теплоснабжения от стены дома до установки коллективного прибора учета. Условия договора нарушают нормы жилищного законодательства и ущемляют интересы истца и других собственников помещений в многоквартирном доме.
Со ссылкой на приведенные выше обстоятельства, просит признать приложение № к договору теплоснабжения ничтожным в части установления границы эксплуатационной ответственности в месте границы балансовой принадлежности, находящейся на стене дома и обязать АО «Вологдагортеплосеть» и ТСЖ «Герцена-98» устранить допущенные нарушения законодательства в договоре теплоснабжения № от 21.05.2014, а именно определить границей эксплуатационной ответственности – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с централизованной сетью теплоснабжения, входящей в многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Шамгин И.В. не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Его представитель по доверенности Погожев М.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что основанием для признания приложения № к договору теплоснабжения от 21.05.2014 ничтожным является его несоответствие требованиям жилищного законодательства об определении границы эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения. При этом указал, что изменение границы эксплуатационной ответственности повлияет в будущем на расчеты по теплоснабжению.
Представитель ответчика АО «Вологдагортеплосеть» по доверенности Сухарева Н.Е. с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что доказательств нарушения своих прав оспариваемыми условиями договора истец не представил, при этом спорный участок внутридомовой сети является частью общего имущества.
Представитель ответчика – председатель ТСЖ «Герцена-98» Бам М.А. исковые требования полагал подлежащими удовлетворению. В отзыве на заявленные требования указал, что полномочиями на подписание оспариваемого приложения к договору не обладал, поскольку решения о переносе границы эксплуатационной ответственности от места соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью собственниками помещений многоквартирного дома не принималось. Границы балансовой и эксплуатационной принадлежности не могут совпадать, при этом оспариваемое приложение к договору содержит неточности определения внешней границы сетей.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные по нему доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пунктам 5,6,8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления.
Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно подпункту "в" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 27.03.2019 Шамгин И.В. является собственником на праве общей совместной собственности жилого помещения по адресу: <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Герцена – 98».
21.05.2014 между ТСЖ «Герцена-98» (исполнитель) в лице председателя Правления и МУП «Вологдагортеплосеть» (ресурсоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения №, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обеспечивает поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных договором, оплачивать поставленный коммунальный ресурс и обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса (п.2.1 договора)
Приложением № к договору теплоснабжения от 21.05.2014 является акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, согласно которому границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является внешняя стена многоквартирного дома.
Прибор учета в многоквартирном <адрес> установлен за границей балансовой принадлежности сетей, то есть не на внешней стене дома, а смещен в сторону участка сети, проходящего внутри помещения многоквартирного жилого дома. Участок сети, находящийся внутри жилого дома, входит в состав общего имущества.
Обстоятельства принадлежности участка тепловой сети от внешней стены дома до прибора учета к общему имуществу многоквартирного дома ввиду его предназначения исключительно для теплоснабжения этого дома, установлены арбитражным судом при рассмотрении исков ТСЖ к АО «Вологдагортеплосеть» (Дело № А13-1724/2018, Дело № А13-2220/2019).
Обращаясь в суд с иском, Шамгин И.В. ссылается на ничтожность приложения к договору теплоснабжения в части, касающейся установления границы эксплуатационной ответственности сторон, ввиду его несоответствия Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В силу п.1 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 этой статьи, являются ничтожными.
Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Поскольку истцом, не являющимся стороной оспариваемой сделки, не представлено доказательств существования законного интереса, подлежащего защите посредством предъявления иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки, а исходя из положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, защите в судебном порядке подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованного лица, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Учитывая правовую позицию по делу ТСЖ, по мнению суда, имеется спор непосредственно между товариществом и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, не имеется оснований для удовлетворения иска по нижеприведенным обстоятельствам.
В пункте 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно пункту 6 Правил N 491 в состав общего имущества также включается внутридомовая система отопления (пункт 6 Правил N 491).
При этом теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, закреплено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене МКД, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.
Учитывая, что положения п.8 Правил № 491 защищают интересы собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, избавляя бытовых потребителей от несвойственных им функций в виде содержания сетей, размещенных за пределами многоквартирного дома, а в данном случае спорный участок сетей относится к общему имуществу многоквартирного дома, основания для вывода об обоснованности требований истца у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░-98» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.01.2021.