61RS0019-01-2022-003029-22
№ 2-2446/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Рыбаковой М.И.,
при секретаре Стаховской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Новочеркасска к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН РФ по РО, ГУФСИН России по Ростовской области, третье лицо ФСИН России, об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований сослался на следующие обстоятельства. Прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> (далее - СИЗО-3) требований законодательства при содержании в учреждении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, заключенных под стражу. Учреждение состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № России по <адрес> (ОГРН <данные изъяты>). Указом Президента Российской Федерации от <дата> Л 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Согласно п.п. 1 и 4 Положения, Федеральная служба исполнения наказаний подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и Положением. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Согласно Уставу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № ГУФСИН России по <адрес>», является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации, в лице Федеральной службы исполнения наказаний России. СИЗО-3 осуществляется содержание подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также выполнение функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В нарушение ст. 23 Федерального закона №-Ф3, п. 15.2.2 Инструкции, камеры №, 171-184 нуждаются в ремонте. В силу п.п. 4 п. 20 Наставлений по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от <дата> № двери камер изготавливается глухими, металлической конструкции. Дверь выполняется каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм. В нарушение ст. 15 Федерального закона №-Ф3, пп. 4 п. 20 Наставления, двери камер режимного корпуса № выполнены из дерева. На основании п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от <дата> №, камеры СИЗО оборудуются телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке). Вопреки требованиям ст. 23 Федерального закона №-Ф3 и п. 42 ПВР СИЗО, в камерах <данные изъяты> в которых содержатся женщины, отсутствовали холодильники. Несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования, нарушения закона об обеспечении режимных требований и материально-бытовом обеспечении заключенных под стражу и осужденных до настоящего времени не устранены. Администрация СИЗО-3 неоднократно обращалась в ГУФСИН России по <адрес> с заявками о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, однако денежные средства не выделялись.
Выявленные нарушения препятствуют исполнению в полном объеме администрацией СИЗ0-3 требований действующего законодательства при обеспечении требований действующего законодательства, что обуславливает нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в указанном учреждении. Таким образом, обеспечение соблюдения вышеуказанных требований закона, требующих финансовых затрат должно быть произведено за счёт средств СИЗО-3, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представляемых на территории области - ГУФСИН России по Ростовской области.
Просил суд обязать ФКУ СИ30-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт в камерах <данные изъяты>
Обязать ФКУ СИ30-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать камеры режимного корпуса № дверьми, выполненными из металлической конструкции, каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм. (в соответствие с требованиями пп. 4 п. 20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от <дата> №),
Обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона №-Ф3, п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от <дата> №, обеспечить камеры, предназначенные для содержания женщин, холодильниками.
Обязать ГУФСИН России по <адрес> в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> в целях выполнения требований законодательства по ремонту камер <данные изъяты> по оборудованию дверей камер режимного корпуса № в соответствие с требованиями пп. 4 п. 20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими "средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от <дата> №, по укомплектованию камер <данные изъяты> в которых содержатся женщины, холодильниками.
Представитель истца Дворниченко С.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ФКУ СИЗО№, ГУФСИН России по РО, ФСИН России - Свиридов И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от <дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии со ст. 4 которого содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с абзацем 1 статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Положениями ст. 23 указанного Федерального закона определено, что все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Приказом Минюста России от <дата> N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 28.13 Правил установлено, что камера СИЗО оборудуется телевизором и холодильником (при наличии возможности), камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке.
Согласно п.п.4 п. 20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от <дата> N 279 двери камер изготавливается глухими, металлической конструкции. Дверь выполняется каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм.
Судом установлено, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ СИЗО-3 требований законодательства при содержании в учреждении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, заключенных под стражу.
Учреждение состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № России по <адрес> (ОГРН <данные изъяты>).
Указом Президента Российской Федерации от <дата> Л 1314 утверждено положение о Федеральной службе исполнения наказаний.
СИЗО-3 осуществляется содержание подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также выполнение функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
<данные изъяты>
Двери камер режимного корпуса № выполнены из дерева.
Вопреки требованиям ст. 23 Федерального закона №-Ф3 и п. 42 ПВР СИЗО, в камерах <данные изъяты> в которых содержатся женщины, отсутствовали холодильники.
Несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования, нарушения закона об обеспечении режимных требований и материально-бытовом обеспечении заключенных под стражу и осужденных до настоящего времени не устранены.
Прокуратурой <адрес> по результатам проведения проверки вынесено представление № от <дата> об устранении нарушений закона в деятельности учреждений ГУФСИН России по РО с требованием устранения нарушений закона.
Аналогичное представление вынесено <дата> за №.
Ответчиком представлены в материалы дела неоднократные обращения в ГУФСИН России по РО о выделении финансирования для выполнения необходимых работ.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт отсутствия холодильников в камерах следственного изолятора и отсутствие металлических дверей камер режимного корпуса нашли своё подтверждение, руководствуясь вышеперечисленными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению с возложением на учреждение обязанности обеспечить камеры предназначенные для размещения женщин холодильниками и оборудовать камеры режимного корпуса № дверьми, выполненными из металлической конструкции.
Определяя срок, в течении которого ответчик должен исполнить решение суда, суд учитывает, что ответчик находится на бюджетном финансировании, поэтому считает необходимым обязать ответчика ФКУ СИЗО-3 исполнить решение суда в течении 9 (девяти) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, названный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения, данный период предоставляет возможность на протяжении текущего и следующего финансового года изыскать финансирование и провести необходимые мероприятия для исполнения решения.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что несоблюдение ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а также длительное невыполнение представления прокурора об устранении выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных) на надлежащее санитарно-гигиеническое обеспечение, создает угрозу их здоровью.
Прокурором, исходя из просительной части искового заявления, были заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по проведению ремонта камер <данные изъяты> в целях устранения выявленных нарушений в сфере материально-бытового обеспечения обвиняемых и подозреваемых, создании им условий содержания, отвечающих установленным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормам.
Между тем, в самом исковом заявлении, в числе оснований исковых требований не были указаны конкретные санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы, нарушения которых были выявлены прокурором в рамках осуществления надзора за деятельностью ФКУ СИЗО-3.
Приведенные в исковом заявлении нормы Федерального закона от <дата> N 103-ФЗ носят только декларативный характер, содержат общие положения о надлежащем материально-бытовом содержании лиц в исправительных учреждениях. Поскольку требования прокурора в части выявленных нарушений не конкретизированы, содержат констатацию факта только необходимости проведения ремонта в камерах без указания конкретных видов необходимых работ по устранению недостатков, суд полагает, что в данном случае решение суда будет неисполнимым.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования о возложении на ответчика обязанности по проведению ремонта камер <данные изъяты> удовлетворению не подлежат.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от <дата> N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания" предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с требованиями ст. 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно Уставу Федерального казенного учреждения " Следственный изолятор №" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> является учреждением уголовно-исполнительной системы РФ, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а так же для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Указанное учреждение находится в ведении ФСИН России. Кроме того, управление учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, а согласно п. 5.8 источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В компетенцию ГУФСИН России по Ростовской области, являющегося распорядителем (получателем) бюджетных средств, не входят полномочия главного распорядителя, предусмотренные п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Именно в полномочия ФСИН России в силу подп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации входит право представлять Российскую Федерацию по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Таким образом, учитывая, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении СИЗО-3, ГУФСИН России по Ростовской области не является и полномочиями собственника в отношении имущества учреждения не обладает, то на указанного ответчика обязанность по предоставлению денежных средств учреждению не может быть возложена.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, исковые требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Прокурора <адрес> (ИНН <данные изъяты>) к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН РФ по РО (ИНН <данные изъяты>), ГУФСИН России по Ростовской области (ИНН <данные изъяты>) об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать камеры режимного корпуса <данные изъяты>, выполненными из металлической конструкции, каркасного типа с обшивкой с обеих сторон из металлического листа толщиной не менее 3 мм. (в соответствие с требованиями пп. 4 п. 20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279) и обеспечить камеры, предназначенные для содержания женщин, холодильниками.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.И. Рыбакова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2022 года.