УИД: 91RS0015-01-2021-001350-43
Дело №2-580/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2021 года п. Нижнегорский
Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего - | судьи Чернецкой В.В. |
при секретаре - | Яновой Г.В. |
с участием прокурора - | Сергиенко Н.А. |
истца - | Кузьминой А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнегорского района Республики Крым в интересах Кузьминой Анастасии Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Нижнегорского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жильё,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нижнегорского района Республики Крым обратился в суд в интересах Кузьминой А.С. с исковым заявлением к Администрации Нижнегорского района Республики Крым, в котором просит суд обязать ответчика предоставить Кузьминой А.С. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения, а также обязать ответчика заключить с Кузьминой А.С. договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Исковые требования обоснованы тем, что 12 августа 2021 года в прокуратуру поступило обращение Кузьминой А.С., относящейся к числу детей-сирот, о нарушении её права на получение жилья. В ходе проверки по данному обращению выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации Нижнегорского района Республики Крым, а именно установлено, что Кузьмина А.С. является лицом из числа детей-сирот, однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. При этом Кузьмина А.С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Нижнегорском районе Республики Крым. Вместе с тем, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не должно ставиться в зависимость от каких-либо условий, а должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств. В настоящее время Кузьмина А.С. собственного жилья не имеет, временно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Кузьмина А.С. в период с 30 августа 2017 года по 07 июля 2021 года прошла обучение в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым «Прудовский аграрный техникум» и получила профессиональное образование по квалификации «повар, кондитер». При этом, с момента достижения Кузьминой А.С. возраста восемнадцати лет и до настоящего времени администрацией муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым ей не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Таким образом, бездействие администрации Нижнегорского района Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению Кузьминой А.С. жилья нарушает гарантированные ей Конституцией и иными нормами законодательства Российской Федерации жилищные права.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, просил суд иск удовлетворить, обязать ответчика предоставить Кузьминой А.С. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения, а также обязать ответчика заключить с Кузьминой А.С. договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Поскольку обучение в колледже Кузьмина А.С. окончила и в настоящее время собственного жилья не имеет.
Истец Кузьмина А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что обучение она закончила, в настоящее время она вместе со своим малолетним ребёнком проживает в доме, который принадлежит ФИО5 В 2021 году её включили в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Своего жилья она не имеет, поэтому просила суд иск прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации Нижнегорского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела уведомлялся надлежащим образом, направил в суд возражения по делу, просил суд отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года и в соответствии с Законом Республики Крым № 45-ЗРК, полномочия по опеке и попечительству переданы администрации Нижнегорского района, эти полномочия являются делегированными, и в случае передачи таких полномочий, их передача должна сопровождаться выделением финансовых средств, для осуществления данных делегированных полномочий. Порядком расходования субвенций определено, что главным распорядителем средств бюджета Республики Крым предоставления финансовых средств на выполнения полномочий в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым. На основании соглашения, ежегодно заключаемого между Администрацией Нижнегорского района Республики Крым и Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым, при этом Министерство определяет сумму предоставляемых средств, которая рассчитывается в соответствии с нормативами.
Согласно утверждённому бюджету муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы, за счёт средств федерального и республиканского бюджетов предусмотрена субвенция на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2021 год в сумме 10651014 рублей. Средства субвенции передаются муниципалитету согласно условиям соглашения, заключённого между получателем - администрацией Нижнегорского района Республики Крым и главным распорядителем – Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым. Кроме того, согласно пункту 2.1 соглашения определены получатели жилья, которыми являются: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кузьмина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, соответственно. Таким образом, администрация Нижнегорского района не может самостоятельно, в одностороннем порядке, определить получателя, а осуществляет лишь предоставленные согласно условий соглашений полномочия по приобретению жилья и его последующей передаче получателю, указанному в соглашении. При этом, в соответствии с нормативами стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации утверждёнными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. № 827/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2020 года», средства, выделенные на 2021 год, предусматривают приобретение восьми жилых помещений, получателями которых являются вышеуказанные граждане. Список лиц подлежащих наделению жилыми помещениями предоставлен в Администрацию Нижнегорского района Республики Крым Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым, в данном списке Кузьмина А.С. числится под номером 102. Администрация Нижнегорского района Республики Крым не имеет законных оснований для самостоятельного финансирования расходов на приобретение жилья для детей-сирот, в связи с чем, не может направить собственные средства на приобретение дополнительного жилого помещения, кроме того, район является дотационным и его бюджет на 80 процентов пополняется за счёт межбюджетных трансферов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Представитель третьего лица – Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлялся надлежащим образом, направил в суд пояснения по делу. Из указанных пояснений следует, что приобретение жилья для детей-сирот осуществляется за счёт предоставляемых субвенций. При этом, предоставление субвенций осуществляется в соответствии с Порядком расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым №359 от 27 июля 2016 года, а также в соответствии с соглашением, заключённым между Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исключительно в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на год из федерального бюджета.
Заслушав участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица, по материалам дела.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, всесторонне и полностью выяснив все его фактические обстоятельства, на которых основываются исковые требования, объективно оценив доказательства, которые имеют юридическое значение для рассмотрения дела и разрешения спора по существу, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Пунктом 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилье помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путём сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма обеспечиваются условия доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путём формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу положений статьи 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения на одного ребёнка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
В соответствии с данными свидетельства о рождении серии I-АП №175685 родителями Кузьминой Анастасии Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указаны – ФИО1 и ФИО2 (л.д.10).
Из содержания справки о рождении №А-00174 от 10 февраля 2021 года следует, что сведения об отце Кузьминой Анастасии Сергеевны внесены в свидетельство о рождении на основании заявления её матери (л.д.11).
Согласно решению Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 октября 2016 года ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери – Кузьминой Анастасии Сергеевны. Данное решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу 07 ноября 2016 года (л.д.22-23).
Постановлением Администрации Советского района Республики Крым №399 от 10 июля 2017 года установлено попечительство над несовершеннолетней Кузьминой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, попечителями назначены ФИО13, ФИО14 (л.д.24-26).
В соответствии с уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №КУВИ-002/2021-13052278 от 16 февраля 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации за Кузьминой А.С. прав на объекты недвижимости (л.д.20).
В соответствии с распоряжением Администрации Нижнегорского района Республики Крым №99-р от 15 марта 2021 года Кузьмина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.19).
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Нижнегорском районе Республики Крым, утверждённому главой Администрации Нижнегорского района 30 июня 2021 года, под номером 102 числится – Кузьмина Анастасия Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно диплому о среднем профессиональном образовании, выданному Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Прудовский аграрный техникум» Советский район с. Пруды, 24 июня 2021 года Кузьминой А.С., присвоена квалификация повар, кондитер (л.д.12).
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания от 18 января 2021 года усматривается, что Кузьмина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 18 января 2021 года по 14 января 2024 года (л.д.16).
В соответствии с актами депутата Охотского сельского поселения от 08 февраля 2021 года и от 15 марта 2021 года, Кузьмина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживает по адресу: <адрес>. Совместной с Кузьминой А.С. по указанному адресу проживают: ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается соседями (л.д.17,18).
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кузьмина А.С. является лицом из числа детей-сирот и имеет право на получение жилья, поскольку на неё распространяются льготы, предоставленные государством на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в связи с чем, должна быть обеспечена жилым помещением.
Частью 1 и 2 статьи 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» установлено, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 4 и п. 5 Порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 N 359, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утверждённых лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключёнными между Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Пунктом 6 данного Порядка определены условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объёме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключённым между Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счёт средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона. Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Суд отклоняет доводы ответчика о необходимости соблюдения очерёдности при предоставлении жилых помещений, поскольку требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года №85-В09-11 указывается, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Доводы представителя ответчика относительно невозможности финансирования расходов на приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счёт бюджета муниципального образования Нижнегорский район Республики Крым, а также о возможности приобретения жилья лишь при выделении дополнительных субвенций, направленных на вышеуказанные цели, согласуются с пунктом 11 Порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому, финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год.
Между тем, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное, а также то, что Кузьмина А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и состоит в очереди на получение жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», жилого помещения в собственности не имеет, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Учитывая, что истец и ответчик в силу положений п. 9 и п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, суд согласно части 4 статьи 103 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлине относит на счёт средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 195-196, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Нижнегорского района Республики Крым удовлетворить.
Обязать администрацию Нижнегорского района Республики Крым предоставить Кузьминой Анастасии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Автономной Республики Крым Украина, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Обязать администрацию Нижнегорского района Республики Крым заключить с Кузьминой Анастасией Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> Автономной Республики Крым Украина, договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путём подачи апелляционной жалобы через Нижнегорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование.
Решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: