дело № 2-161/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2018 года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А.,
при секретаре Зобниной О.Е.,
с участием старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Алексеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Зобниной Г.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Первомайская районная больница», Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Оренбургской области в интересах Зобниной Г.А. обратился в Первомайский районный суд Оренбургской области с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Первомайская районная больница» (далее ГБУЗ «Первомайская РБ»), Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что Зобнина Г.А. с <данные изъяты> года по настоящее время работает в ГБУЗ «Первомайская РБ» в должности <данные изъяты>, является квалифицированным работником здравоохранения, проживает в пос. <данные изъяты>, то есть в сельской местности.
За период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года Зобниной Г.А. в счет оплаты освещения было уплачено 38 018,90 руб., за отопление было уплачено 58 271,99 руб. В общей сложности Зобниной Г.А. на оплату жилья с отоплением и освещением в указанном периоде было потрачено 96 290,89 руб. За указанный период Зобниной Г.А. выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму 5 580 руб.
С учетом выплаченной ей ежемесячной компенсации, прокурор Первомайского района Оренбургской области просит взыскать в субсидиарном порядке с Министерства здравоохранения Оренбургской области и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Первомайская районная больница» за счет средств бюджета Оренбургской области в пользу Зобниной Г.А. денежные средства в сумме 90 710,89 руб. в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Алексеева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.
Истец Зобнина Г.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддерживая исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков - Министерства здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Первомайская районная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленного иска не представили.
Исходя из положений ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Зобниной Г.А., представителей ответчиков - Министерства здравоохранения Оренбургской области, ГБУЗ «Первомайская районная больница», извещенных о времени месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения старшего помощника прокурора Первомайского района, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области, заявленные в интересах Зобниной Г.А., законны, обоснованны и, с учетом выплаченной компенсации по оплате коммунальных услуг, подлежат частичному удовлетворению.
Медицинские и фармацевтические работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в силу статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.63 Основ, в новой редакции, определено, что решение вопросов социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. После 31 декабря 2004 года при изменении порядка реализации льгот, предоставляющихся отдельным категориям граждан в натуральной форме до указанной даты, совокупный объем не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П, в Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2007 № 383-0-П, в которых указано, что установленное п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В силу положений ч. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189 –ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данным федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 149-0-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.
В соответствии со ст. 153 приведенного ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Также указанная норма не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты. При издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В судебном заседании установлено, что Лавренко Г.А. в <данные изъяты> году окончила полный курс обучения в <данные изъяты> медицинском училище и решением Государственной аттестационной комиссии ей присвоена квалификация «фельдшер», о чем свидетельствует диплом <данные изъяты>
<данные изъяты> года Лавренко Г.А. заключила брак с Зобниным В.А., после заключения брака жене присвоена фамилия Зобнина.
Согласно приказу № <данные изъяты> года по Первомайской ЦРБ, записям в трудовой книжке, истец Зобнина Г.А.( до заключения брака Лавренко) с <данные изъяты> года принята на работу в Первомайскую ЦРБ на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время, является работником здравоохранения ГБУЗ «Первомайская РБ».
Как следует из справки администрации муниципального образования <данные изъяты> года, Зобнина Г.А. проживает по адресу: пос. <данные изъяты>
Согласно справке ГБУЗ «Первомайская РБ» от 25 января 2018 года № 52, за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года Зобниной Г.А. выплачена компенсация по коммунальным услугам в сумме 5 580 руб.
Исходя из справки о расчетах за потребленную электроэнергию, а также движения начисленных и оплаченных сумм за потребление газа, за период времени с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года по указанному жилому помещению, занимаемому Зобниной Г.А., внесена оплата по освещению в сумме 38 018,90 руб., по газу (отоплению) –58271,99 руб. (с учетом отопительного сезона - за исключением месяцев июнь, июль, август, сентябрь, октябрь).
Из справки филиала ГКУ <данные изъяты> года, следует, что Зобнина Г.А. мерами социальной поддержки не пользуется, компенсации на оплату ЖКУ ей не начислялась и не выплачивалась.
Таким образом, Зобнина Г.А., являясь квалифицированным медицинским работником, проживает и работает в сельской местности и не может быть лишена права на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми она пользовалась до 01 января 2005 года. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в судебное заседание письменными доказательствами: копией трудовой книжки, копией диплома, справкой с места жительства, платежными документами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Установленная Законом Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» №1772/301/-111-03 от 12.01.2005 мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников в виде выплаты ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги (компенсация) в размере 155 руб. является дополнительной по отношению к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Кроме того, анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации в размере 155 руб. нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванного определения Конституционного суда выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот.
При этом суд считает, что сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения, является видом расходов, финансирование которых осуществляется из средств бюджетов различных уровней.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ (в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч.2 ст. 62 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с п. 50 ст. 35 ФЗ №122 от 22.08.2004 решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (ч. 5 ст. 63 Основ в новой редакции).
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области № 1229-пп от 26.12.2013 «О принятии в государственную собственность Оренбургской области муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Первомайская центральная районная больница», находящегося в муниципальной собственности Первомайского района» как имущественный комплекс принята в государственную собственность Оренбургской области, переименована в ГБУЗ «Первомайская районная больница», функции и полномочия учредителя медицинской организации возложены на Министерство здравоохранения Оренбургской области. Право государственной собственности Оренбургской области на имущество возникло с 01 января 2014 года. Вышеуказанные положения также закреплены в Уставе ГБУЗ «Первомайская РБ» в новой редакции (п. 1.3).
Таким образом, властной структурой, решающей вопрос социальной поддержки медицинских работников ГБУЗ «Первомайская РБ», а именно: возмещение расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, с 01 января 2014 года является Министерство здравоохранения Оренбургской области.
В соответствии с Указом губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 184-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства здравоохранения Оренбургской области» Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия РФ в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного и федерального бюджетов, поступающих в областной бюджет в виде субвенций для осуществления отдельных полномочий РФ в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ (п.6). Министерство осуществляет полномочия главного администратора - доходов по средствам, поступающим на счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые Министерству и подведомственным ему государственным учреждениям, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание услуг в сфере охраны здоровья граждан и реализацию возложенных на Министерство функций (п.12).
Таким образом, согласно действующего законодательства, меры социальной поддержки медицинских работников ГБУЗ «Первомайская РБ», проживающих и работающих в сельской местности, с 01 января 2014 года относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и затраты, связанные с предоставлением данных льгот являются расходными обязательствами соответствующего субъекта РФ - Оренбургской области.
Учитывая изложенное, суд считает надлежащим ответчиком по делу Министерство здравоохранения Оренбургской области. В иске к ГБУЗ «Первомайская РБ» надлежит отказать, поскольку ГБУЗ «Первомайская районная больница» не наделено полномочиями по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организации здравоохранения, данные вопросы находятся в ведении субъектов Российской Федерации.
В этой связи суд считает требования истца о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года подлежащими удовлетворению в сумме 90 710,89 руб. (оплата за освещение 38 018,90 руб.+ оплата за отопление 58 271,99 руб.= 96 290,89 руб.- компенсация по частичному возмещению расходов 5 580 руб.)
Указанная сумма 90 710,89 руб. подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Зобниной Г.А. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Вместе с тем в силу ст. 333.36 п.1 пп.19 Налогового кодекса РФ Министерство здравоохранения Оренбургской области как государственный орган, выступающий по делу, рассматриваемому судами общей юрисдикции, в качестве ответчика, освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах Зобниной Г.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Зобниной Г.А. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Оренбургской области расходы по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года в сумме 90 710,89 руб. (Девяносто тысяч семьсот десять рублей 89 копеек).
В удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Первомайская районная больница»- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Судья: Т.А. Тюрина