Судья: Суркова М.П. гр. дело № 33-3202/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Лазарева Н.А.
Судей – Самчелеевой И.А., Занкиной Е.П.
с участием прокурора – Слива Г.Ю.
при секретаре – Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 10 февраля 2015 г., которым постановлено:
«Иск прокурора Шенталинского района Самарской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Шенталинский Самарской области предоставить гр. Харасовой Фатыме Сарымовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета Самарской области.
Обязать министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области предоставить муниципальному району Шенталинский Самарской области финансовые средства для предоставления социальной выплаты гр. Харасовой Фатыме Сарымовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета Самарской области»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области, заключение прокурора Слива Г.Ю. - полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Шенталинского района Самарской области обратился в суд в интересах Харасовой Фатымы Сарымовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области, министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о предоставлении за счет средств бюджета Самарской области социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование требований указал, что Харасова Ф.С. является лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 января 1995 года "О ветеранах", как проработавшая в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев.
Жилья не имеет: в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № принадлежащий Харасовой Ф.С. частный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Постановлением Главы муниципального района Шенталинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» закреплено её право на улучшение жилищных условий как труженицы тыла, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства <адрес>, Харасова Ф.С. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, социальная выплата ей не предоставлена.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию муниципального района Шенталинский Самарской области предоставить Харасовой Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области и обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области предоставить финансовые средства муниципальному району Шенталинский Самарской области для предоставления социальной выплаты Харасовой Ф.С.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Шенталинский Самарской области просит отменить решение суда, указывая на то, что принятым решением нарушаются права других очередников, относящихся к указанной категории лиц, а также ссылается на отсутствие достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели.
В судебное заседание истец Харасова Ф.С., представители Министерства строительства Самарской области, Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, исходя из следующего.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области, действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан: (пункт 2.2) отнесенных, в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 января 1995 года «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Судом установлено, что Харасова Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 января 1995 года «О ветеранах».
В соответствии с заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № частный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Харасовой Ф.С., признан не пригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции.
Согласно Постановлению Главы администрации муниципального района Шенталинский от 25 июня 2014 года № «Об утверждении списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и списку очередности граждан, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Главой администрации муниципального района Шенталинский, за Харасовой Ф.С. закреплено право на улучшение жилищных условий.
Согласно протоколу жилищной комиссии при администрации Шенталинского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Харасова Ф.С. принята на учет в районный список очередности граждан, состоящих на учете в целях предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма, от даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
Харасова Ф.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит, в списках тружеников тыла - под № от даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 4 статьи 2 закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2-4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями, муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - граждане, уволенные с военной службы), а также государственными полномочиями Самарской области по постановке на учет и учету граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - государственные полномочия).
Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия при наличии на территории городских округов и муниципальных районов Самарской области категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
В силу части 2 статьи 3 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны: 1) обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий; 2) предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий; 3) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов; 4) оказывать содействие и давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам осуществления переданных им государственных полномочий.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определяющий механизм обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, установленных пунктами 2-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (пункт 1.1).
К способам обеспечения указанных выше лиц жилыми помещениями данным Порядком отнесены как предоставление самих жилых помещений, так и предоставление социальной выплаты на приобретение жилых помещений.
В соответствии п. 5.5 Порядка предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предоставление социальных выплат для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 2 статьи 2 Закона, осуществляется исходя из соотношения граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к общему количеству граждан соответствующих категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 5.6. Порядка во внеочередном и первоочередном порядке социальная выплата предоставляется гражданам в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п 5.7. Порядка социальная выплата предоставляется гражданину один раз. В случае если гражданин имеет право на получение социальной выплаты по нескольким основаниям, социальная выплата предоставляется только по одному основанию по выбору гражданина.
Согласно пункту 2.6 указанного Порядка органы местного самоуправления ежегодно не позднее 01 февраля представляют в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области списки граждан, указанных в пунктах 2.2. и 3 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
В соответствии с пунктом 1.8 Положения о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012" года № 289, на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области возлагается решение, среди прочего, задачи реализации в пределах его компетенции жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что по действующему порядку обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных, в частности, в пункте 2.2 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения возложена на ответчиков (в пределах компетенции каждого).
Ответчиками с момента возникновения у Харасовой Ф.С. права на обеспечение жилым помещением, а именно со времени признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства, не было предпринято достаточных мер для реализации права Харасовой Ф.С. на улучшение жилищных условий путем предоставления социальной выплаты.
Харасовой Ф.С. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, социальная выплата ей не предоставлена.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал администрацию муниципального района Шенталинский Самарской области предоставить социальную выплату Харасовой Ф.С. на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области, а министерство социально-демографическрй политики Самарской области предоставить финансовые средства муниципальному району Шенталинский Самарской области для предоставления социальной выплаты Харасовой Ф.С.
Представитель ответчика, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе указывает на то, что удовлетворение заявления прокурора в интересах Харасовой Ф.С. нарушает права других очередников относящихся к указанной категории лиц, однако данные доводы признаются судебной коллегией не состоятельными, поскольку нормами жильного законодательства и законом Самарской области от 11 июля 2006 года № 87- ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан проживающих на территории Самарской области» право граждан на получение жилого помещения вне очереди не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Судебная коллегия считает, что пункт 5.5 Постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77 от 21.06.2006 г. «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» предусматривающий «порядок предоставления социальной выплаты органами местного самоуправления в порядке очередности» в этой части не применим, так как противоречит ФЗ «О ветеранах», Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», закону Самарской области от 11 июля 2006 года № 87- ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан проживающих на территории Самарской области». Указанные нормы права – право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не ставят в зависимость от формирования очередности в административном порядке для указанной категории граждан, которые фактически реализуют свое право на обеспечение жилой площади во внеочередном порядке.
Кроме того, в данном случае, Харасова Ф.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, не только по Закону Самарской области от 11 июля 2006 года № 87- ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан проживающих на территории Самарской области», но и в силу п.1ч.2 ст. 57 ЖК РФ, как лицо, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, т.е. относится также к категории граждан, в отношении которых федеральным законодательством предусмотрен иной порядок предоставления жилого помещения.
А поскольку федеральное законодательство закрепляет за такими гражданами право на внеочередное получение жилого помещения, то законодательство субъекта не может ограничить их право на внеочередное получение и социальной выплаты. ( Определение ВС РФ от 19.06.2013 г. № 32-АПГ13-4).
Указания Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области в апелляционной жалобе на то, что достоверных и допустимых доказательств признания жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Харасовой Ф.С., не подлежащим ремонту или реконструкции, опровергаются материалами дела, а именно заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения принадлежащего Харасовой Ф.С. не пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № на основании которого постановлением Главы администрации муниципального района Шенталинский от ДД.ММ.ГГГГ № Харасовой Ф.С. включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом Постановление №п обжаловано не было, является действующим, следовательно, доводы ответчика в указанной части являются несостоятельными.
Доводы в апелляционной жалобе на то, что Харасовой Ф.С. не обеспечена жилой площадью, ввиду отсутствия на сегодняшний день в бюджете муниципального района Шенталинский субвенции на обеспечение, в текущем году, жилыми помещениями лиц указанной категории. Между тем, данные доводы, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г., не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы относительно неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не заслуживают внимания, по мотивам изложенным выше.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 10 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: