Решение по делу № 33-6660/2020 от 28.09.2020

дело № 33-6660/2020,

№ 2-203/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 ноября 2020 года                                                                       г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей Зудерман Е.П., Сенякина И.И., при секретаре Комаровой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еременко Валерия Викторовича к Карпову Валентину Михайловичу, Моченовой Наталье Ивановне, Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о взыскании задолженности по договору подряда,

по апелляционной жалобе Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 28 мая 2020 года,

заслушав доклад судьи Самохиной Л.М.,

объяснения представителя Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - Скобелкиной Т.А., поддержавшей апелляционную жалобу,

представителя Еременко В.В. – Дзюба Л.С., Карпова В.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы,

установила:

индивидуальный предприниматель Еременко В.В. обратился в суд с иском к Карпову В.М. о взыскании задолженности по договору подряда.

В обоснование иска указал, что 14 сентября 2018 года между ним, (Карповым В.М., заказчик) и индивидуальным предпринимателем Еременко В.В. (подрядчик) заключен договор подряда № 11/09-18 на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли здания по адресу: (адрес).

Стоимость работ по договору составила 1 223 355 руб. Истцом обязательства по договору выполнены в полном объёме, однако заказчик обязанность об оплате работ по договору исполнил не в полном объёме. На расчётный счёт подрядчика переведен только авансовый платёж в сумме 367 006 руб. Кроме того, договором предусмотрена неустойка в размере 0,05 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Моченова Н.И., Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее – Фонд МЖКХ Оренбургской области); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Оренбурга, ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис", ПАО Сбербанк, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, ООО "Оренбургская управляющая компания".

Уточнив исковые требования, индивидуальный предприниматель Еременко В.В. предъявил их к Карпову В.М., Фонду МЖКХ Оренбургской области. Просил взыскать с Карпова В.М. задолженность по договору подряда от 14 сентября 2018 года № 11/09-18 - 856 349 руб., пени по состоянию на 30 марта 2020 года - 138 300 руб., в счёт возмещения расходов по оплате услуг представителя – 98 000 руб., государственной пошлины – 15 170 руб.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 28 мая 2020 года исковые требования удовлетворены частично.

На Фонд МЖКХ Оренбургской области возложена обязанность выплатить индивидуальному предпринимателю Еременко В.В. задолженность по договору подряда от 14 сентября 2018 года № 11/09-18 в сумме 856 349 руб. за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счёте собственников помещений многоквартирного дома по адресу: (адрес), открытом в ПАО Сбербанк.

С Фонда МЖКХ Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя Еременко В.В. взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами - 51 451,25 руб., в счёт возмещения расходов по оплате: юридических услуг – 10 000 руб., государственной пошлины – 12 278 руб.

Индивидуальному предпринимателю Еременко В.В. в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Еременко В.В., Моченова Н.И., представители Администрации города Оренбурга, ПАО "Сбербанк", Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, ООО "Оренбургская управляющая компания".

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возлагается частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации на всех собственников помещений в таких домах, за исключением случаев, предусмотренных другими положениями данного Кодекса.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, также установлено Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

На основании статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1), который формируется одним из двух способов по выбору собственников помещений в многоквартирном доме - посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (пункт 1 части 3), либо посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2 части 3).

В силу части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

В силу статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором. Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме (части 6, 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный жилой (адрес) находится под управлением ООО "Оренбургская управляющая компания".

11 марта 2019 года между ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" и собственниками помещений в многоквартирном доме в лице председателя совета дома М.Н.И. заключен договор управления многоквартирным домом № 1/2019 в целях осуществления деятельности по управлению указанным многоквартирным домом на условиях, утверждённых решением общего собрания собственников помещений.

Протоколом внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома (в форме очного голосования) от 10 июля 2014 года принято решение о формировании фонда капитального ремонта дома по адресу: (адрес) на специальном счёте. Владельцем специального счёта определён региональный оператор Оренбургской области. Источником финансирования расходов на содержание специального счёта определён региональный оператор Оренбургской области. Утверждён перечень услуг и работ, сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома.

5 июля 2018 года на общем собрании приняты решения о проведении ремонта кровли, входящей в состав общего имущества в многоквартирного дома. Утверждена предельная стоимость работ - не более 1 300 000 руб. Утверждено, что источником финансирования ремонта кровли вышеуказанного дома будет специальный счёт, который открыт в ПАО Сбербанк. Утверждена представленная подрядчиком смета расходов на ремонт кровли в сумме 1 250 000 руб. Утверждено лицо, которому будет поручено осуществление функции технического заказчика на проведение работ по капитальному ремонту крови - председателю совета дома Карпову В.М., который также был уполномочен от имени собственников дома осуществлять приёмку оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества, в том числе на подписание актов приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, на подписание иных документов, связанных с проведением капитального ремонта общего. Указанные решения оформлены протоколом от 5 июля 2018 года .

14 сентября 2018 года на основании вышеуказанного протокола между собственниками многоквартирного (адрес), от имени которых действовал Карпов В.М. (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Еременко В.В. (подрядчик) заключен договор подряда № 11/09-18 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши.

В соответствии с пунктом 1.1 договора, подрядчик обязуется своими силами, своими материалами и с использованием своего оборудования выполнить работы по ремонту мягкой кровли многоквартирного дома, а заказчик обязуется принять результат работ и уплатить подрядчику вознаграждение за выполненные работы. Виды, расценки и объёмы работ по ремонту мягкой кровли, производимых подрядчиком, определены сметой (приложение № 1), которая является неотъемлемой частью договора (пункт 1.2).

Согласно локальному сметному расчёту от 10 сентября 2018 года на капитальный ремонт не эксплуатируемого кровельного покрытия жилого дома по (адрес), сметная стоимость строительных работ составляет 1 223 355 руб., средства на оплату труда – 678 517 руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от 15 октября 2018 года          № 1 в срок до 17 октября 2018 года подлежат выполнению первоочередные работы по договору. Срок выполнения оставшихся работ по ремонту кровли на весенние месяцы 2019 года (предположительно апрель-май).

Согласно пунктам 5.1, 5.2.1, 5.2.2. договора подряда, стоимость работ по договору составляет 1 223 355 руб. и оплачивается в следующем порядке: авансовый платёж в размере 30 % от общей стоимости работ. Окончательный расчёт в сумме 856 349 руб. производится по завершению работ в течение пяти дней после подписания сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ.

Во исполнение принятых на себя обязательств фонд на основании платёжного поручения от 3 октября 2018 года № 3321 перевёл Еременко В.В. денежные средства в сумме 367 006 руб. в счёт авансового платежа по договору подряда.

В свою очередь Еременко В.В. выполнил работы по капитальному ремонту на сумму 1 223 355 руб., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ от 13 мая 2019 года за период с 12 октября 2018 года по 10 мая 2019 года; актом сдачи-приёмки от 8 мая 2019 года № 1, подписанным подрядчиком Еременко В.В. и заказчиком Карповым В.М., представителем ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" Д.Т.В., которая указала, что необходимо взять на контроль окончание технологических процессов кровельного покрытия. В данном акте указано, что исполнитель выполнил все обязательства в полном объёме, в срок и с надлежащим качеством, заказчик претензий к подрядчику не имеет.

Для оплаты выполненных работ Карпов В.М. 9 июля 2019 года обратился в фонд с приложением указанных документов и счёта на оплату.

В ответе на указанное обращение фонд отказал в оплате фактически выполненных работ, указав на неполное представление документов, отсутствие согласования акта приёмки выполненных работ с органом местного самоуправления, неверное применение коэффициентов.

Согласно письму Управления ЖКХ администрации г. Оренбурга от 5 июня 2019 года, в ходе визуального осмотра установлено, что капитальный ремонт крыши дома № 84 по ул. Карагандинская выполнен с грубыми нарушениями СП 17.13330.2017 "Кровли": при производстве работ по качеству были применены пожароопасные материалы, а именно поликарбонат синзатим, отсутствуют противопожарные люки, колпаки на вентиляционных каналах выполнены из сотового поликарбоната.

Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела технического контроля УЖКХ администрации г. Оренбурга И.О.А. пояснила, что в 2019 году по обращению Карпова В.М. был осуществлен осмотр проведённого капремонта кровли по (адрес), в ходе визуального осмотра были выявлены существенные нарушения по технологии ремонта, поэтому акт приемки выполненных работ согласован не был.

Как следует из материалов дела, ремонт крыши, проведенный истцом, был предусмотрен региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области. Указанные документы были предоставлены в Фонд модернизации, который произвел предварительную оплату работ по капитальному ремонту кровли.

Согласно акту о приёмке выполненных работ, работы представителем собственников многоквартирного жилого дома Карповым В.М. были приняты, возражений по выполненным работам не заявлены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе подписанный сторонами без замечаний и возражений акт выполненных работ, учитывая отсутствие возражений фонда относительно качества и объема выполненных работ, суд пришёл к выводу о доказанности выполнения подрядчиком работ по договору, которые подлежат оплате, и удовлетворил исковые требования.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.

Приведённые фондом в апелляционной жалобе доводы об отсутствии у него обязанности по оплате работ со ссылкой на то, что работы не были приняты комиссионно в нарушение пункта 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом установленных по делу обстоятельств необоснованного отказа заказчика от приемки работ и недоказанности невозможности использования результата выполненных обществом работ по назначению, нельзя признать состоятельными.

Согласно пункту 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счёт либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски.

Данный способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт кредитной организации (банку) для зачисления на специальный счёт, который предназначен для перечисления средств на проведение капитального ремонта и расходные операции по которому, согласно части 1 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут совершаться лишь для оплаты перечисленных в части 1 его статьи 174 услуг и (или) работ, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете, на котором, соответственно, могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По своей природе находящиеся на специальном счете безналичные денежные средства, предназначенные для капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, представляют собой обязательственное требование собственников помещений в этом доме к кредитной организации (банку), в которой открыт такой специальный счёт (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2014 года № 31-П). Поскольку право распоряжения этими денежными средствами принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), они вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в своем многоквартирном доме, с оплатой соответствующих услуг и (или) работ из средств сформированного ими фонда капитального ремонта в пределах суммы денежных средств, зачисленных на специальный счет в кредитной организации (банке).

Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счёте регионального оператора, то Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на них лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору - создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182), которое, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.

На основании части 1 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Согласно пункту 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Таким образом, указанная норма регламентирует действия регионального оператора по финансированию расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора. В рассматриваемом случае источник финансирования - специальный счёт, владельцем которого выбран региональный оператор.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по специальному счету могут совершаться следующие операции: списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 указанной нормы операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:

1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

3) акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.

При этом, указанные положения не возлагают на собственников многоквартирного жилого дома обязанность по согласованию с органом местного самоуправления акта выполненных работ.

Поскольку в настоящем случае собственники многоквартирного жилого дома избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счёте, требование фонда о необходимости согласования акта приёмки выполненных работ, не основано на законе.

Доводы апеллянта о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к фонду, как к региональному оператору, не может быть применены положения части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.

В силу пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда; при отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 данного Кодекса.

Рассматривая исковые требования о взыскании неустойки, суд установил, что согласно пункту 5.2.1 договора подряда окончательный платёж в сумме 856 349 руб. перечисляется по завершению работ в течение пяти дней после подписания сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ.

Приняв во внимание, что акт о приемке выполненных работ подписан сторонами 8 мая 2019 года, суд пришёл к выводу, что установленный договором срок для оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ начал течь с указанной даты.

При таких обстоятельствах, признав, что работы с учетом предусмотренного пунктом 2.6 договора условия о тридцатидневном сроке подлежали оплате не позднее 13 мая 2019 года, в то время как региональный оператор принятые работы не оплатил, суд указал на имевшую место на стороне заказчика просрочку исполнения денежного обязательства.

В силу пункта 6.4 договора, подрядчику предоставлено право в случае нарушения заказчиком обязательств по перечислению оплаты, указанной в пункте 5.3 договора, начислить неустойку в размере 0,05 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Поскольку данный договор подряда был заключен между собственниками жилого дома с подрядчиком, фонд не является стороной по данному договору и у него отсутствовала возможность корректировки его условий, суд пришёл к выводу о том, что положение договора о неустойке к ответчику неприменимо.

В этой связи суд применил к фонду меру ответственности, предусмотренную пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Произведя расчёт процентов за пользование чужими денежными средствами, суд взыскал в пользу истца неустойку в сумме 51 451,25 руб. за период с 14 мая 2019 года по 30 марта 2020 года.

Между тем судом не принято во внимание, что Карпов В.М. обратился в фонд для осуществления окончательного расчета только 9 июля 2019 года. Следовательно, фонд не мог осуществить свою обязанность ранее указанной даты.

Апеллянт в жалобе ссылается на необоснованность начисления Фонду МЖКХ Оренбургской области неустойки за период с 14 мая 2019 года по 9 июля 2019 года. С указанной позицией судебная коллегия соглашается.

Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию за период с 10 июля 2019 года по 30 марта 2020 года в сумме 41 221,98 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к региональному оператору не может быть применены положения части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из проведенного судом анализа положений статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вправе накапливать взносы на капитальный ремонт на специальном счете. Вместе с тем владельцем специального счета в таком случае может являться региональный оператор, а потому операции по перечислению или списанию со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию регионального оператора.

Поскольку просрочка в уплате денежных средств произошла по вине владельца счёта, которым является фонд, то и неустойка подлежит взысканию с владельца счёта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 28 мая 2020 года изменить в части, изложив абзац третий резолютивной части в следующей редакции:

"Взыскать с некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу индивидуального предпринимателя Еременко Валерия Николаевича проценты за пользование чужими денежными средствами – 41 221,98 руб., в счет возмещения расходов по оплате: услуг представителя – 10 000 руб., государственной пошлины – 11 862,94 руб.".

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-6660/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Еременко В.В.
Ответчики
Карпов В.М.,Моченова Н.И.
НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области"
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Самохина Л.М.
Дело на странице суда
oblsud.orb.sudrf.ru
28.09.2020Передача дела судье
03.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2020Передано в экспедицию
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее