Решение по делу № 33-1131/2022 от 10.01.2022

59RS0028-01-2021-002135-30

Судья Рязанцева Л.В.

Дело № 33-1131/2022

2-1456/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.

рассмотрела 24 января 2022 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 16 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное предприятие муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды систем водоснабжения в д.Паинцы на микробиологические, санитарно-химические и радиологические показатели, в соответствии с требованиями п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», п. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины № 5006 д. Паинцы охраной, дорожки к сооружениям оборудовать в твердом исполнении в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.

Взыскать с муниципального казенного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее – Роспотребнадзор по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к муниципальному казенному предприятию муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» (далее – МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал», Предприятие) о прекращении нарушений санитарного законодательства, Закона о защите прав потребителей и возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа.

В обоснование иска указано, что согласно постановлению администрации г. Лысьвы Пермского края № 108 от 30.01.2020 «О прекращении концессионного соглашения от 25.04.2016 № 3 в отношении объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Лысьвенский городской округ» в МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» приняты на баланс на праве оперативного управления объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Лысьвенский городской округ» Пермского края, в том числе, артезианская скважина №5006, расположенная д. Паинцы Лысьвенского района Пермского края. Вода используется населением и организациями г.Лысьвы и Лысьвенского района в питьевых и хозяйственно-бытовых целях. В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» 25.05.2021, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации при эксплуатации скважины № 5006, а именно:

- на территории первого пояса ЗСО дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, территория первого пояса не обеспечена охраной, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.;

- использование водозаборных подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допущено при отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды систем водоснабжения на микробиологические, санитарно-химические и радиологические показатели, что является нарушением п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, п. 2 ст. 25 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- проба питьевой воды из скважины № 5006 д.Паинцы, отобранная 28.04.2021 не соответствует гигиеническим нормативам по показателю – жесткость, что является нарушением п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Истец, с учетом уточненных исковых требований, просит возложить на МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» обязанность прекратить нарушения санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей и выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества, а именно: в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить проведение производственного контроля качества питьевой воды систем водоснабжения в д.Паинцы на микробиологические, санитарно-химические и радиологические показатели, в соответствии с требованиями п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», п. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины № 5006 д. Паинцы охраной, дорожки к сооружениям оборудовать в твердом исполнении в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на уточненных исковых требованиях.

Представитель ответчика уточненные исковые требования не признала, полагала, что устранить выявленные нарушения должна администрация г. Лысьвы.

Представитель третьего лица в судебном заседании согласилась с уточненными исковыми требованиями.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым в апелляционной жалобе не согласился представитель ответчика, ссылаясь на то, что МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» владеет скважиной № 5006 д. Паинцы на праве оперативного управления, собственником имущества является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», судом не принято во внимание, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, просит отменить решение, в удовлетворении требований отказать.

От представителей истца, третьего лица поступили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч. 1 ст.327. 1 ГПК РФ), в отсутствие сторон надлежащим образом уведомленных о дне судебного заседания, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст. 2 указанного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002.

Пункт 3.2.1.1. указанного СанПиН предписывает, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.01.2021.

В соответствии с пунктом 77 указанного СаНПиН, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 – № 4 к Санитарным правилам.

Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам (п. 75 указанного СанПиН). Уровень жесткости питьевой воды должен составлять не более 0,7 мг-экв/дм куб.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что согласно распоряжению заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 14.04.2021 № 752 (л.д. 11-12) и распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 27.04.2021 № 752/1 «О внесении изменений в распоряжение № 752 от 14.04.2021» в отношении МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» (л.д. 13) проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в ходе которой выявлены нарушения норм санитарного законодательства, а именно: на территории первого пояса ЗСО дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02. Территория первого пояса ЗСО не обеспечена охраной, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1.СанПиН 2.1.4.1110-02. Оголовок скважины оборудован бетонными кольцами, имеется чугунная крышка (не закрывается на замок, не опломбирована) (л.д.19).

Проба питьевой воды из скважины № 5006 д. Паинцы, отобранная 28.04.2021 не соответствует гигиеническим нормативам по показателю нитраты, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний № 3857 от 11.05.2021, экспертным заключением № 549-ВФ при 20.05.2021, что является нарушением СанПиН 1.2.3685-21 «гигиенические нормативны и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ (л.д.24).

Постановлением по делу об административном правонарушении №1669 от 15.06.2021 МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» привлечено к административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм и правил по ст. 6.5 КоАП РФ (л.д. 32-38).

Как установлено в ходе судебного заседания, на момент рассмотрения настоящего дела ответчиком вышеуказанные нарушения требований санитарного законодательства не устранены в полном объеме, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из доказанности факта нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, а также из того, что действиями МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» по поставке воды ненадлежащего качества нарушаются права неопределенного круга лиц, а потому допущенные нарушения подлежат устранению в срок в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.

В апелляционной жалобе ответчик не оспаривает наличие нарушений, выявленных при проверке, полагает, что обязанность по их устранению должна быть возложена на собственника имущества – муниципальное образование «Лысьвенский городской округ».

Указанные доводы подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3-6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Согласно Уставу МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» при недостаточности его имущества (п.1.7 Устава).

Целями и предметом деятельности МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» являются, в том числе, обеспечение бесперебойной работы системы водоснабжения и водоотведения для нужд населения и организации города (п.1.8 Устава).

Следовательно, субсидиарным ответчиком по обязательствам МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» является Муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», исходя из положений п. 6 ст. 113 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный п. 1 ст. 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

Поскольку ответственность по обязательствам Предприятия собственник имущества – муниципальное образование «Лысьвенский городской округ» несет в субсидиарном порядке, то возлагать на него обязанность по устранению нарушений санитарно-гигиенического законодательства возможно только после установления факта недостаточности денежных средств (имущества) у Предприятия. В данном случае относимые и допустимые доказательства недостаточности денежных средств и имущества у ответчика для устранения выявленных нарушений суду не представлены.

При этом правовой статус МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» не освобождает его от предусмотренной действующим законодательством обязанности выполнять требования, предусмотренные санитарно-гигиеническим законодательством, нарушение которых может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, в связи с чем нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1131/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела
Ответчики
МКП МО "Лысьвенский городской округ" "Лысьвенский городской водоканал"
Другие
Управление инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Казанцева Елена Станиславовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
10.01.2022Передача дела судье
24.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2022Передано в экспедицию
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее