Дело № 2-4048/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при секретаре Федоровой А.В.
с участием представителя истца Канаевой Э.Ф.
представителя ответчика Демич М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Ю.М. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодных отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Ю.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодных отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов, в обоснование указав, что в период с 14.12.1995 по 22.10.2019 состояла с ответчиком в трудовых отношениях, в последней занимаемой должности заместителя начальника отдела работы с налогоплательщиками.
В периоды с 10.12.2018 по 12.12.2018, с 13.12.2018 по 22.12.2018, с 01.07.2019 по 30.07.2019, с 16.09.2019 по 20.09.2019 истцу предоставлялись оплачиваемые ежегодные отпуска.
При предоставлении отпусков за указанные периоды, а также при выплате компенсации за неиспользованный отпуск в связи с увольнением, в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания не включены выплаченные средства материального стимулирования, в связи с чем истец просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с 10.12.2018 по 12.12.2018 в размере 2 743 рублей 08 копеек, с 13.12.2018 по 22.12.2018 - 9 143 рублей 60 копеек, с 01.07.2019 по 30.07.2019 - 25 347 рублей 35 копеек, с 16.09.2019 по 20.09.2019 - 4 533 рубля 48 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 670 рублей 39 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, на оплату оформления доверенности – 1 400 рублей.
Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Представитель истца Канаева Э.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Демич М.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, в возражение указав, что перечень выплат, входящих в денежное содержание гражданского служащего, определен законодательно. Согласно п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в оплачиваемый отпуск, в связи с чем иные средства материального стимулирования не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданского служащего. Служебным контрактом, заключенным с истцом, указаны составляющие денежного содержания гражданского служащего, в которое не включены средства материального стимулирования. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 касается распределения средств материального стимулирования только в 2014 году.
Истцом не представлены доказательства, подтверждающие причинение работодателем нравственных страданий в связи с неполучением в период трудовых отношений денежных сумм, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, требование о взыскании судебных расходов - чрезмерным, не соответствующим принципу разумности о допустимости, расходы на оформление нотариальной доверенности - не подлежащими удовлетворению, так как доверенность выдана представителю не на участие в конкретном деле.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Судом установлено, что в период с 14.12.1995 по 18.10.2019 истец осуществляла трудовую деятельность в Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области, в период с 12.08.2016 до фактического прекращения трудовых отношений - в должности заместителя начальника отдела работы с налогоплательщиками (л.д. 22-28).
В соответствии с п.п. 9-13 служебного контракта от 12.08.2016 гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных задач, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Гражданскому служащему предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день (л.д. 39-42).
Предоставление истцу в периоды с 10.12.2018 по 12.12.2018, с 13.12.2018 по 22.12.2018, с 01.07.2019 по 30.07.2019, с 16.09.2019 по 20.09.2019 ежегодных оплачиваемых отпусков подтверждено соответствующими приказами работодателя.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, согласно п. 2 которого материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
При разрешении заявленных требований суд принимает во внимание, что в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01.01.2007 в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В связи с чем применение работодателем указанного положения при выплате материального стимулирования, и, как следствие, при исчислении денежного содержания истца, как государственного служащего, в периоды 2018-2019 гг, суд находит противоречащим перечисленным нормам права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Кроме того, из Письма Минтруда России от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197, касающегося учета средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих следует, что с начала реализации мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов Министерство придерживается позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Суд отклоняет довод представителя ответчика о том, что разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 касаются выплат, осуществленных только в 2014 году, так как письмом даны разъяснения в связи с поступившими обращения органов исполнительной власти после издания постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7 относительно учета средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания государственного служащего, период действия указаний в данном документе не определен.
Письмо содержит информацию о том, что все предыдущие заключения Минфина России по данному вопросу должны быть скорректированы с учетом системных подходов данного письма
Аналогичные постановления принимались Правительством РФ за период 2015-2019 гг, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования о взыскании денежного содержания за период нахождения в ежегодных отпусках, расчет которого проверен судом, не оспорен ответчиком.
В соответствии с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
В силу ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Так как судом установлено, что в денежное содержание истца необоснованно не включены полученные средства материального стимулирования, требование о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск также подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 63 Постановления от 17.03.2004 № 2, в соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая принцип разумности и справедливости, гарантированное Конституцией РФ право на вознаграждение за труд, а также длительный период невыплаты заработной платы ответчиком, злоупотребление работодателем правом, что привело к ухудшению материального положения истца, характер нравственных страданий и иные обстоятельства, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к категории дел не предусмотрены.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.10.2005 № 355-О, следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 21.01.2016 № 1, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма, как следует из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Постановления от 21.01.2016 № 1).
В ходе судебного разбирательства интересы истца по доверенности представляла Канаева Э.Ф., в счет оплаты услуг которой истцом понесены расходы по 15 000 рублей (л.д. 77, 79).
Учитывая компенсационный характер расходов, характер дела (объем защищаемого права), длительность его разрешения, временные затраты представителя на участие в судебном заседании, формирование позиции по делу, объем оказанных представителем услуг, ценовой уровень на аналогичные услуги в г. Пскове, суд, с учетом принципа соразмерности и разумности, считает возможным присудить каждому из истцов в возмещение расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере.
Вместе тем суд не находит оснований для взыскания расходов на оплату доверенности, поскольку расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу (абз. 3 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Как видно из содержания доверенности, выданной истцом представителю, в ней отсутствует указание на участие представителя в конкретном деле, что исключает взыскание заявленных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Васильевой Ю.М. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области о взыскании задолженности денежного содержания за период нахождения в ежегодных отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в пользу Васильевой Ю.М. денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в общем размере 42 437 рублей 90 копеек, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, отказав во взыскании расходов на оформление доверенности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья З.И. Пулатова
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2019.