14RS0№-50
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
____ 08 февраля 2023 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Николаева Л.А., при секретаре Руфовой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ТСЖ ФИО5 о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку дома для накопления крупногабаритных отходов, оборудовать ограждением, установлении урны,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 ____ в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, указывая на то, что в апреле 2022 года прокуратурой города с привлечением специалистов Управления ФИО8 надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ____ (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «____». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления. По результатам проведенной проверки в адрес руководителя ТСЖ ФИО7 внесено представление об устранении нарушений закона в части несоответствия площадок (мест) для сбора ТКО. Представление не исполнено.
В суде прокурор ФИО3 иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просит удовлетворить.
В судебное заседание представитель ФИО9 не явился, извещен, ходатайств не заявил. Дело рассмотрено без их участия согласно ст. 167 ГПК РФ, в заочном производстве.
В судебное заседание представитель 3 лица специалистов ФИО10 по ____ (Якутия) не явился, извещен, ходатайств не заявил. Дело рассмотрено без их участия согласно ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратурой ____ проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления, а также полнота принимаемых мер ответчиком ТСЖ ФИО13 в указанной сфере.
В ____ года прокуратурой города с привлечением специалистов ФИО12 человека по ____ (Якутия) (далее - Управление) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «____». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления.
По результатам проведенной проверки в адрес ответчика ТСЖ ФИО11 внесено ФИО19 ____ представление об устранении нарушений закона в части несоответствия площадок (мест) для сбора ТКО, ответчик не исполнил требование ФИО21, что подтверждается письмом ТСЖ ФИО14 от ____ №.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от ____ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от ____ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п.п.1, 2 ст. 8 Федерального закона от ____ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с ____ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ____ N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-Ф3) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
С ____ на территории Российской Федерации действует СанПиН ____-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ____ № (далее-СанПиН____-21).
Согласно п. 3 вышеназванного СанПиН ____-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п.п. 2.8, 2.9 отраслевому стандарту ОСТ 22-1643-85 «О мусоросборниках и контейнерах металлических для бытового мусора и пищевых отходов», крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными, крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться, допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм, крышки контейнеров должны быть снабжены замками.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее № метров, но не более № метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН ____-21).
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома (далее - МКД) или организациях по обслуживанию жилищного фонда МКД. При этом, согласно сложившейся судебной практики, в случае нахождения площадки сбора ТКО на земле, собственность на которую не разграничена, обязанность по ее содержанию также возлагается на собственников помещений МКД или организации по обслуживанию жилищного фонда МКД, которые пользуются данной контейнерной площадкой (Определение Верховного Суда РФ от ____ №-№).
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ____ №, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ____ №, обязанность обеспечить, в частности, содержание в исправном состоянии контейнеров для твердых отходов, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ____ №-№).
Кроме того, все контейнерные площадки, являются местами (площадками) накопления ТКО от многоквартирных домов (включены в реестр мест накопления ТКО ФИО17 ____, как площадки для многоквартирных домов, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этих контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения).
Следовательно, указанные контейнерные площадки, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов, фактически являются общим имуществом собственников их жилых помещений, и находятся в зоне ответственности управляющих организаций.
Согласно ч. 7 ст. 61 Правил благоустройства территории городского округа «____», утвержденных нормативным правовым актом ФИО18 от ____ №-НПА ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ____ №.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).
В ходе проверки установлено, что контейнерные площадки домов, расположенных по адресам: ____, не соответствуют п. 3 СанПиН ____-21, а именно не оборудованы ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не оборудованы специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов.
Также, контейнерные площадка дома по вышеуказанным адресам, не соответствуют п. 7 СанПиН ____-21, разделенного накопления отходов на контейнерной площадке для каждого вида отходов или группы.
Кроме этого, в нарушение п. 29 СанПиН ____-21, на территориях общего пользования населённых пунктов владельцами этих территорий урны не установлены.
Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) управляющей компанией по вышеуказанным адресам ____ управляются ТСЖ ФИО16.
Наличие не соответствующих установленным нормам площадок вывоза ТКО свидетельствует о том, что указанной управляющей компанией не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом возникновения и прекращения семейных отношений между собственниками (нанимателями) жилых помещений и лицами, вселенными (вселяемыми) в них в качестве членов семьи, осуществления сделок по отчуждению жилых помещений их собственниками, приобретению права собственности на жилые помещения в порядке наследования, заключению и прекращению договоров найма жилых помещений в многоквартирном жилом доме, круг участников данных правоотношений возможно признать неопределенным. (см. Определение Верховного Суда Российской Федерации от ____ N №), Кассационное определение 9 Кассационного Суда общей юрисдикции от ____ N №).
При таких обстоятельствах, учитывая то, что непринятие мер по приведению в надлежащее состояние места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно не оборудование контейнерных площадок специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов; ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов; разделяющими контейнерами для каждого вида отходов или группы однородных отходов; не установление урны для общего пользования нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на ФИО15 обязанность в течение № месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
- оборудовать контейнерные площадки домов, расположенных в ____ специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов; также оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,
- установить урны для общего пользования по адресу: ____.
Ответчик вправе подать в Якутский городской суд РС(Я) заявление об отмене решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчик вправе обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Верховный суд РС(Я) через ЯГС РС(Я) в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, вправе обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Верховный суд РС(Я) через ЯГС РС(Я) в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья п/п Л.А. Николаева
Копия верна Судья Л.А. Николаева
Изготовлено: 08.02.2023