*** Дело № 2-1444/2022
***
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2022 года город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,
при секретаре Шабуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общественных инспекторов в области обращения с животными Комлевой И.А. и Бурмистрова Н.И. к ООО «Атлант» о признании незаконными установленных правил посещения приюта для животных, возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа на территорию приюта,
У С Т А Н О В И Л:
Общественные инспектора в области обращения с животными (далее по тексту также – общественные инспекторы, инспекторы) Комлева И.А. и Бурмистров Н.И. обратились в суд с указанным иском к ООО «Атлант», ссылаясь на то, что в соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам должен быть обеспечен доступ на территорию приютов для животных и в помещения данных приютов.
В Мурманской области действует коммерческий приют для животных ООО «Атлант» (до *** – ООО «Прогресс Ай-Ти»). При этом, данный приют, в котором в настоящее время содержится более 900 собак, являясь исполнителем муниципальных контрактов и договоров, препятствует работе общественных инспекторов, директор этой организации всевозможными способами ограничивает доступ инспекторов на территорию приюта. Ответчиком установлено время посещения приюта инспекторами в нерабочий день приюта – в субботу с *** до *** либо в другие дни по предварительному согласованию, при этом инспекторам необходимо обозначить цели и предмет проверки. Указывают, что *** общественный инспектор Бурмистров Н.И. с целью фиксации нарушений пытался посетить приют ответчика, однако допуск на территорию и в помещения приюта ему не был предоставлен, для фиксации нарушения прав общественного инспектора на место была вызвана полиция. Аналогичная ситуация имела место *** при посещении приюта общественным инспектором Комлевой И.А.
Полагают, что данными действиями ООО «Атлант» ограничивает права общественных инспекторов в части оказания содействия органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов в области обращения с животными.
С учетом сделанных при рассмотрении дела в порядке ст.39 ГПК РФ письменных уточнений, просят суд признать незаконными и недействующими Правила посещения приюта ООО «Атлант» гражданами, уполномоченными осуществлять общественный контроль в области обращения с животными, а также обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ общественных инспекторов на территорию и во все помещения приюта для животных, расположенного по адрес*** ежедневно не менее восьми часов в день, включая дни, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
В судебном заседании истица Комлева И.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске. Соистец Бурмистров Н.И. в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
Представитель ООО «Атлант» - Казанцев А.С. в судебном заседании исковые требования полагал необоснованными и просил в их удовлетворении отказать.
Представители третьих лиц по делу - Комитета по ветеринарии Мурманской области и Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, в ранее представленных письменных отзывах просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых, владельцы отказались (часть 1).
Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях (часть 2).
Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными (часть 3).
Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица (часть 4).
В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг (часть 5).
В соответствии с частью 13 статьи 16 указанного Федерального закона порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 № 1504 утверждены методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.
Согласно пункту 2 данных Методических указаний под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.
В Мурманской области также действует Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Мурманской области, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 10.02.2020 № 37-ПП, с последующими изменениями и дополнениями.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям Единого реестра юридических лиц ООО «Атлант» зарегистрировано при создании в качестве юридического лица ***, учредителем данного общества является физическое лицо, юридический адрес*** Основным видом деятельности общества является охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
Приказом директора ООО «Атлант» от *** № были утверждены Правила посещения приюта ООО «Атлант» гражданами, уполномоченными осуществлять общественный контроль в области обращения с животными (далее также Правила). Данными Правилами предусматривается, в частности, что владельцы приюта и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения общественными инспекторами в области обращения с животными приюта в установленное время. Время посещения приюта общественными инспекторами в области обращения с животными – с 15.00 час. до 15.30 час. каждую субботу месяца либо в день определенный по предварительному согласованию с администрацией приюта по телефону. До начала осуществления общественного контроля общественному инспектору в области обращения с животными надлежит обозначить перед сотрудниками приюта основания для осуществления общественного контроля, а также предмет проверки: содержание животных в карантине/содержание животных в помещении для длительного содержания/содержание животных в послеоперационном блоке/стационаре/состояние выгульной площадки и т.д. Посещение приюта осуществляется только в сопровождении представителя приюта (пункты 3, 5, 6 Правил).
Суд находит заявленные требования о признании указанных Правил незаконными и недействующими подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 5-8 ст.20 указанного Федерального закона общественный инспектор в области обращения с животными имеет право:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;
2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;
4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:
1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).
При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.
Приказом Минприроды России от 12.08.2020 № 591 установлен порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, а также порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, порядок выдачи удостоверения и его формы.
Из указанных норм федерального законодательства следует, что полномочия по определению порядка и условий посещения приютов для животных общественными инспекторами в области обращения с животными проверяемым лицам и приютам для животных, в том числе ООО «Атлант», не предоставлены.
В отсутствие соответствующих полномочий локальные акты ответчика могут регулировать только порядок осуществления хозяйствующей деятельности данного общества и не вправе определять условия для осуществления общественного контроля общественными инспекторами в области обращения с животными.
При этом, из приведенных положений оспариваемых Правил также следует, что ими устанавливаются не предусмотренные федеральным законодательством произвольные ограничения деятельности общественных инспекторов, в частности определяются время и продолжительность нахождения инспекторов на территории приюта для животных, что нарушает права общественных инспекторов и является неправомерным.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемые Правила подлежат признанию незаконными и недействующими.
Кроме того, с учетом пояснений соистцов о наличии со стороны ответчика препятствий в деятельности общественных инспекторов и с целью обеспечения общественного контроля в области обращения с животными, суд находит необходимым обязать ООО «Атлант» обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов в области обращения с животными на территорию и помещения приюта для животных в рабочее время согласно графику работы данного общества.
В связи с удовлетворением иска, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы Комлевой И.А. подлежат также взысканию понесенные по делу расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ *** №
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░. /░░░░░░ ░░░./.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ *** ░.░. ░░░░░░░