Решение
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Саговой Х.Т.,
с участием истца Мархиева Б.Х,, его представителя Берсанова С.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мархиева Б. Х. к Федеральному казенному учреждению Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ) о признании незаконными действия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Мархиев Б.Х. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльском АЭС. В апреле 1986 года проходил срочную военную службу, имеет удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС с 1988г. Актом освидетельствования № ему установлена вторая группа инвалидности где указана причина «увечье получено при исполнении иных обязанностей в/сл связано с аварией на ЧАЭС». Выдавались справки МСЭ с установлением даты очередного переосвидетельствования. Письмом МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ уведомило его об изменении причины инвалидности с категории «увечье получено при исполнении иных обязанностей в/сл связано с аварией на ЧАЭС» на «общее заболевание». Просит признать незаконным действия ответчика и возложить обязанности устранить допущенные нарушения.
Мархиев Б.Х. и Берсанов С.Х. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного рассмотрения, не явился, о причине неявки не сообщил,
Выслушав объяснения стороны, исследовав и изучив доказательства дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24 Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Согласно ст. 13 Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
Установлено, что Мархиев Б.Х. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, что подтверждается удостоверением участника ликвидации аварии на ЧАЭС серия Б № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов истец своевременно проходил освидетельствования, что подтверждается справками МСЭ.
Как следует из письма ФКУ «ГБУ МСЭ по РИ» отДД.ММ.ГГГГ № причина инвалидности истца изменена с категории ««увечье получено при исполнении иных обязанностей в/сл связано с аварией на ЧАЭС» на «общее заболевание» в вязи с изменениеми внесенными в ст.24 Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указав о необходимости представить заключение межведомственного экспертного совета, расположенному в <адрес>. Также к данному письму приложено сообщение о программе дополнительного обследования от 06.03.2017г N9 2.1013.6/2017, где ФКУ ГБ МСЭ по РИ ссылается на п. 97 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.
Порядок прохождения освидетельствования и установления гражданину инвалидности регламентирован правилами признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке и условиях признания лица инвалидом"), а также Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 59н.
Согласно п/п б п. 6 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н главное бюро проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.
В силу п. 134 Административного регламента контроль качества и полноты предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги бюро, главными бюро, Федеральным бюро (далее - проверка).
В силу п. 135 Административного регламента внеплановые проверки бюро, главного бюро, Федерального бюро проводятся по конкретному обращению (жалобе) граждан и (или) юридических лиц.
Согласно ст.139 Административного регламента основными целями осуществления внеплановой проверки бюро, главного бюро, Федерального бюро по предоставлению государственной услуги является проверка фактов, указанных в обращениях граждан и организаций о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) специалистов бюро, главного бюро, Федерального бюро, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также получение информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии либо об отсутствии признаков таких нарушений.
Внеплановая проверка бюро, главного бюро по предоставлению государственной услуги осуществляется по обращению получателя государственной услуги путем проверки решений по протоколам, а также путем проведения освидетельствования получателей государственной услуги при осуществлении контроля.
Истец в судебном заседании пояснил, что с заявлением к ФКУ о проведения внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги он не обращался и основание, по которым проведено заседание экспертного совета, ему непонятны.
Согласно п. 14 Правил № при представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Порядок установления причин инвалидности утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 Постановления Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (вместе с разъяснением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №) причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.
Из содержания приведенных норм отраслевого законодательства следует, что, во-первых, поступление сведений, которые влияют на причины инвалидности, само по себе не подразумевает необходимость проведения повторной медико-социальной экспертизы, а, во-вторых, изменение причины инвалидности осуществляется, по общему правилу, бюро СМЭ, проведшим экспертизу. В письме ФКУ «ГБУ МСЭ по РИ» от ДД.ММ.ГГГГ № указывается, что Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О работе межведомственных экспертных советов" утвержден перечень межведомственных экспертных советов. Согласно данному приказу <адрес> отнесена к Ростовскому межведомственному экспертному совету расположенному по адресу: <адрес>, пер. Нахичеванский, 29. В случае представления истцом заключения с межведомственного экспертного совета причина инвалидности будет изменена в соответствии с решением экспертного совета.
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ Ростовский региональный межведомственный экспертный совет проводит экспертизу документов граждан только при отсутствии группы инвалидности или же при наличии группы инвалидности с причинной инвалидности «общее заболевание». Вопросы, касающиеся деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы не входят в компетенцию межведомственных экспертных советов.
С учетом вышеизложенного следует, что ответчиком нарушен порядок изменения причин инвалидности в отношении истца установленный Административным регламентом.
При таких обстоятельствах считаю исковые требования Мархиева Б.Х. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования Мархиева Б. Х. к Федеральному казенному учреждению Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными действия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить в полном объеме.
Признать действия Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации незаконными.
Обязать Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации устранить допущенные нарушения, изменив причину инвалидности Мархиева Б. Х. с категории "общее заболевание" на "увечье получено при исполнении иных обязанностей в/сл связано с аварией на ЧАЭС".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья