Решение по делу № 2-118/2024 от 07.02.2024

Дело № 2-118/2024

24RS0029-01-2024-000092-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2024 года                                            пгт. Козулька

Красноярского края

Козульский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего - судьи Тыченко С.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Козульского района Чубарова А.К.,

представителя ответчика главы администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края – Дементьева А.С.,

при секретаре Салажан Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Лазурненскому сельсовету Козульского района Красноярского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и постановку на учет бесхозного объекта водоснабжения, в отношении водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес> и церковью «<данные изъяты>».

Требования мотивируя тем, что прокуратурой Козульского района проведена проверка деятельности Лазурненского сельсовета Козульского района в части исполнения требований законодательства о предоставлении гражданам услуг водоснабжения на территории обслуживания сельсовета, а также порядка регистрации и обращения с бесхозяйным имуществом. В ходе проведения проверки установлено, что по адресу: <адрес> и церковью «<данные изъяты>» расположен объект водоснабжения - водозаборная скважина, сведения о собственнике указанного объекта в ЕГРН отсутствуют, в муниципальной собственности Козульского района и Лазурненского сельсовета указанный объект не значится, по назначению не используется, несмотря на обоснованную потребность в её использовании для нужд жителей д. Большой Кемчуг. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Козульского района прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства и принятии мер по постановке на учет указанного бесхозного объекта. В период с ноября 2021 года по июль 2023 года администрацией Лазурненского сельсовета меры, направленные на постановку данного объекта в качестве бесхозяйного, не принимались. Бездействие администрации Лазурненского сельсовета в части принятия мер по признанию объектов водоснабжения бесхозяйным, постановки их на учет, как бесхозяйного имущества, обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные объекты водоснабжения, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и здоровья. Считает, что устранение нарушенных требований закона, прав неопределенного круга лиц, может быть обеспечено только возложением обязанностей. (л.д.3-6).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено – МУП «Родник». (л.д.47).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. (л.д.49).

В судебном заседании помощник прокурора Чубаров А.К. исковые требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам, настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика глава администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края Дементьев А.С. в судебном заседании требования иска не признал, просил в удовлетворении иска отказать. В возражениях на исковое заявление указал, что с доводами истца не согласен, данный водный объект не используется в качестве источника питьевого водоснабжения, а используются для хозяйственных нужд ограниченным количеством лиц. Вблизи указанного объекта на территории д. Большой Кемчуг по ул. Набережная имеется оформленное сооружение - объект водонапорная башня и скважина, находящийся в собственности муниципального образования Лазурненский сельсовет, но не используется. Данный объект не попадает под перечень объектов, которые могут быть поставлены на учет как бесхозяйные. Земельный участок, на котором расположен спорный водный объект, не является собственностью муниципального образования Лазурненский сельсовет. Спорный объект является поверхностным водным объектом: природным выходом подземных вод (родник), текущим из глубины земли, а не водным сооружением или водозаборной скважиной (л.д.43-45).

Представители третьих лиц администрации Козульского района Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, МУП «Родник», МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно. (л.д. 77, 81, 78, 81, 79, 80).

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. а ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации закреплены за сельскими поселениями.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 71, 74 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам.

Согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется нормами Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно п. 5 указанного нормативного документа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Козульского района проведена проверка деятельности ответчика в части исполнения требований законодательства о предоставлении гражданам услуг водоснабжения на территории обслуживания сельсовета, а также порядка регистрации и обращения с бесхозяйным имуществом, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес> и церковью «<данные изъяты>» расположен объект водоснабжения - водозаборная скважина, сведения о собственнике указанного объекта в ЕГРН отсутствуют, в муниципальной собственности Козульского района и Лазурненского сельсовета указанный объект не значится, по назначению не используется, несмотря на обоснованную потребность в её использовании для нужд жителей д. Большой Кемчуг.

Из акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ , составленного сотрудниками расчетно кассового центра «Ресурс» с участием помощника прокурора Козульского района, следует, что проведено выездное визуальное обследование объекта, схожего с водозаборной скважиной, расположенной по адресу: ориентир, <адрес>

В рамках данной проверки установлено следующее, объектом проверки является конструкция, схожая с водозаборной скважиной, которая является цельнометаллической с утолщением трубы у основания объекта. Вышеуказанное утолщение трубы, по всем признакам указывает, что это является обсадной трубой, имеющей прочное соединение с грунтом, диаметр трубы примерно 220 мм., высота от поверхности земли примерно 35 см. Вышеуказанная труба соединена сверху другой трубой, имеющей диаметр около 180 мм., соединение произведено путем вкручивания, так как на трубах имеется резьба для их соединения. Общая высота объекта визуального осмотра составляет 140 см. Верхняя часть трубы имеет следы работы сварочного аппарата. Проверить фактическую глубину скважины не представляется возможным без частичного повреждения осматриваемого объекта.

В ходе осмотра объекта установлены характерные признаки, которыми обладает водозаборная скважина, а именно наличие обсадной трубы. Диаметр трубы позволяет использовать дополнительное оборудование, а именно погружной водозаборный насос, а также установку фильтров на данный объект. В связи с чем, осматриваемый объект подпадает под критерий п. 13 «ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80). Государственный стандарт Союза ССР, Водоснабжение. Термины и определения», а именно «водозаборная скважина - скважина для забора подземных вод, оборудованная, как правило, обсадными трубами и фильтром».

Выход воды из вышеуказанного объекта, внешне имеющего характеристики водозаборной скважины, осуществляется самоизливом, без участия какого-либо оборудования, позволяющего нагнетать давление в скважине (трубе).

В ходе проведения осмотра свои объяснения по поводу вышеуказанного объекта были даны представителем общественности (местная жительница), которая пояснила, что она 1957 г.р., проживает всю жизнь в д. Б.Кемчуг, вышеуказанный осматриваемый объект функционирует длительное время с 1960 г., не видоизменялся и вода из него используется местными жителями для личных и хозяйственных нужд (полив, стирка, для приготовления пищи).

По результатам визуального обследования можно делать вывод, что осматриваемый объект является водозаборной скважиной и не несет в себе характеристики природного ключа или родника, так как объект цельнометаллический, твердо соединен с грунтом, имеет обсадную трубу, и возможно выполнен в соответствии с техническим регламентом бурения водозаборных скважин. Следов обваливания или просадки грунта у основания обсадной трубы не наблюдается. Для функционирования природных ключей или родников установка обсадной трубы не осуществляется, в связи с отсутствием необходимости. (л.д.82-83).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 пояснил, что спорная скважина была построена в 80-х годах, строительство осуществлялось при помощи буровой машины, в настоящее время скважина используется местными жителями, в деревне кроме скважин собственных источников нет.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Объект водоснабжения - водозаборная скважина, расположенная по адресу: <адрес> и церковью «<данные изъяты>» относится к категории недвижимое имущество. Данный объект собственника не имеет, на учете, как бесхозяйный не состоит.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в его границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, в том числе бесхозяйных, оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы, относится к полномочиям органов местного самоуправления, а обращение с соответствующими заявлениями является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления. Ответчиком в нарушение требований статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации мер к постановке спорной скважины на учет, как бесхозяйного имущества, принято не было. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия проживания и здоровья, на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Лазурненскому сельсовету Козульского района Красноярского края о возложении обязанности - удовлетворить.

Возложить на администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района обязанность по обращению с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющую государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и постановку на учет бесхозного объекта водоснабжения, в отношении водозаборной скважины, расположенной по адресу: <адрес> и церковью «<данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий                                                                              С.В. Тыченко

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2024

2-118/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Козульского района
Ответчики
Лазурненский сельсовет Козульского района
Другие
МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Администрация Козульского района
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Тыченко Станислав Вячеславович
Дело на странице суда
kozul.krk.sudrf.ru
07.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2024Передача материалов судье
08.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Подготовка дела (собеседование)
13.03.2024Подготовка дела (собеседование)
23.04.2024Подготовка дела (собеседование)
23.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее