Дело № 2а-56/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2018 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,
при секретаре Шестаковой В.С.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Александрово-Заводского района Федорова А.Г.,
представителя административного ответчика главы администрации сельского поселения «Маньковское» Сапожниковой М.Н.
представителя заинтересованного лица Борзинского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю Байкаловой Т.В.
представителя заинтересованного лица администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Комогорцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения «Маньковское» об оспаривании бездействия и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Александрово-Заводского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к названному ответчику, ссылается на следующее. Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, выявлены нарушения в деятельности администрации сельского поселения «Маньковское», выразившиеся в непредставлении рабочего места для осужденного ФИО12 к наказанию в виде исправительных работ. Согласно информации Борзинского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю, ФИО9 приговором Александрово-Заводского районного суда осужден 16 декабря 2015 года по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Постановлением Краснокаменского городского суда от 11 апреля 2017 года не отбытая часть наказания заменена на 1 год 1 месяц 16 дней исправительных работ с удержанием 10% из заработка в доход государства. 17 апреля 2018 года ФИО10 направлен в администрацию сельского поселения «Маньковское» для исполнения наказания в виде исправительных работ, однако, в предоставлении ему рабочего места было отказано. Так, из представленного ответа администрации сельского поселения «Маньковское» от 24 апреля 2018 года следует, что трудоустроить ФИО11 не представляется возможным в связи с отсутствием рабочих мест. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде
исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. В силу требований ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Согласно приложению № 3 к постановлению главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» от 05 июня 2017 года № 332 «Об определении мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ, осужденными без изоляции от общества, не имеющим основного места работы» администрация сельского поселения «Маньковское» обязано иметь рабочие места для исполнения наказания в виде исправительных работ. В нарушение указанных требований администрация сельского поселения «Маньковское» отказала в предоставлении рабочего места для исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении ФИО14 тем самым, создав препятствия для реализации исполнения приговора суда. Просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Маньковское» Александрово-Заводского района, выразившееся в непринятии мер по трудоустройству ФИО15 осужденного к исправительным работам и обязать администрацию сельского поселения «Маньковское» Александрово-Заводского района организовать и предоставить рабочее место осужденному ФИО13. для исполнения наказания в виде исправительных работ.
Определением от 25 апреля 2018 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечена администрация муниципального района «Александрово-Заводский район».
Представитель административного истца заместитель прокурора Александрово-Заводского района Федоров А.Г. в судебном заседании заявленные требования указанные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы указанные в нем, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Глава администрации Щ сельского поселения «Маньковское» Сапожникова М.Н., в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что в администрации поселения отсутствуют места для отбытии наказания осужденных к исправительным работам, отсутствуют вообще какие-либо свободные места, бюджетом не предусмотрено обеспечение указанных осужденных местом работы, для обеспечения работой осужденного ей придется уволить кого-либо из работников администрации, что нарушит права этих работников. В финансовый отдел администрации муниципального района, для обеспечения оплаты труда осужденного не обращалась.
Представитель заинтересованного лица Борзинского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю Байкалова Т.В. в судебном заседании требования прокурора Александрово-Заводского района поддержала в полном объеме, считает, что имеет место бездействие со
стороны администрации, так как приговор имеется и его необходимо исполнять.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Комогорцева О.А. в судебном заседании суду пояснила, что в сельском поселении «Маньковское» действительно отсутствуют рабочие места для трудоустройства осужденных к исправительным работам, однако, в администрации района ведется работа, направленная на возможность заключения с осужденным гражданско-правового договора.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Закрепленный в Конституции РФ принцип законности в сфере ** уголовно-исполнительной деятельности выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, в точном и неуклонном соблюдении законодательства персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, органами государственной власти и управления, всеми должностными лицами и гражданами, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания.
В силу ч. 1 ст. 392 УПК РФ, вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно- исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Согласно ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ регламентируется Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009г. №142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», в соответствии с Щ которым наказание в виде исправительных работ исполняется инспекцией по основному месту работы осужденного. Для исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении осужденного, не имеющего основного места работы, инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ в районе места жительства осужденного (п. 64). В день поступления распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) инспекция заводит на осужденного личное дело и ставит его на учет. При трудоустройстве осужденного инспекция направляет в организацию копию приговора и извещение, в котором разъясняются обязанности администрации организации по исполнению требований приговора суда. При необоснованном отказе организации в приеме осужденного на работу, инспекция направляет информацию об этом в органы прокуратуры.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное, уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются в том числе, порядок участия органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных.
Наказание в виде обязательных и исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного (ч. ч. 4, 5 ст. 16, ч. 1 ст. 39 УИК РФ).
Виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются непосредственно органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 25 УИК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, которые также определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного ^ самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Российской Федерацией переданы органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодателем определены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, как органы, уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия, в том числе определять по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями места отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ по месту жительства осужденного.
Согласно приложению № 3 к постановлению главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» от 05 июня 2017 года № 332 «Об определении мест для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ, осужденными без изоляции от общества, не имеющим основного места работы» администрация сельского поселения «Маньковское» обязано иметь рабочие места для исполнения наказания в виде исправительных работ.
Поскольку обязанность по определению мест отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в силу прямого указания закона, кроме того, что предусмотрен положениями ст. 25 и 39 УИК РФ, а также положениями ст. 49, 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о возложении на администрацию сельского поселения «Маньковское» обязанности определить по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией виды и объекты отбывания осужденными исправительных и обязательных работ на территории Александрово-Заводского района, в т.ч. с сельского поселения «Маньковское».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Маньковское»
Александрово-Заводского района, выразившееся в непринятии мер по трудоустройству Эпова А.С. осужденного к исправительным работам и возложении обязанности организовать и предоставить рабочее место осужденному Эпову А.С. для исполнения наказания в виде исправительных работ, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Маньковское» Александрово-Заводского района, выразившееся в непринятии мер по трудоустройству Эпова Анатолия Сергеевича осужденного к исправительным работам.
Обязать администрацию сельского поселения «Маньковское» Александрово-Заводского района организовать и предоставить рабочее место осужденному Эпову Анатолия Сергеевича для исполнения наказания в виде исправительных работ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло