Дело №2-1850/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 г. пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цветкова А. Я.,
при секретаре Насурлаевой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талипова Яшара Сейдалиевича к Администрации Чистопольского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по завещанию,
УСТАНОВИЛ:
Талипов Я. С. в лице представителя по доверенности Терентьевой Н. П. обратился в суд с иском к Администрации Чистопольского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, в котором просит признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 38,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в порядке наследования по завещанию, удостоверенному секретарем исполнительного комитета Чистопольского сельского совета Ленинского района АРК 15.10.2009 г. за реестр. № 55, после смерти ФИО1, умершего 03.02.2018 года. Исковые требования мотивированы тем, что истец является наследником по завещанию после смерти отца ФИО1, который по договору купли-продажи дома, удостоверенному ДД.ММ.ГГГГ в порядке, приравненном к нотариальному, приобрел у ФИО2 жилой дом, расположенный в <адрес>, без указания адреса жилого дома. Решением исполнительного комитета Чистопольского сельского совета Ленинского района АРК № 47 от 06.08.1997 года ФИО1 было разрешено приватизировать приусадебный земельный участок площадью 0,15 га, расположенный в <адрес> по ул. бр. Хомко, 2. После смерти ФИО1 истец наследство принял, так как проживал совместно с наследодателем, обратился к нотариусу для оформления своих наследственных прав, однако оформить свое право на имущество наследник не может, так как договор купли-продажи дома не содержит точного адреса приобретенного наследодателем жилого дома, не зарегистрирован в установленном порядке и отсутствует правоустанавливающий документ, что препятствует оформлению права истца на наследственное имущество. В связи с тем, что у истца нет иной возможности реализовать свое право на наследство во внесудебном порядке, он вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание истец не явился, от представителя по доверенности Терентьевой Н. П. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д.53).
Ответчик - Администрация Чистопольского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил в суд истребованные сведения и документы, возражений против иска не представил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.46).
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит право собственности.
В судебном заседании установлено, что согласно данных ФГУП РК «Крым БТИ» в Ленинском районе и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано (л.д.17,33).
Из материалов дела следует, что ФИО1 по договору купли-продажи дома, удостоверенному секретарем исполнительного комитета Чистопольского сельского совета Ленинского района АРК 12.12.1989 г. за реестр. № 75 в порядке, приравненном к нотариальному, приобрел у ФИО2 жилой дом, расположенный в <адрес>, без указания адреса жилого дома (л.д.8-9,51).
На указанный жилой дом составлен технический паспорт, согласно которому общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 38,7 кв.м., жилой дом поставлен на кадастровый учет – кадастровый № (л.д.13-17).
В соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса Украинской ССР, действовавшего с 1 января 1964 года, договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально засвидетельствован, если хотя бы одной из сторон есть гражданин. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора (статья 47 этого Кодекса). Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного совета народных депутатов.
Указанные требования законодательства о нотариальном удостоверении договора были соблюдены, один из трех экземпляров договора остался в делах исполнительного комитета, что указаено в тексте договора.
Статья 128 Гражданского кодекса Украинской ССР предусматривала, что право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором.
Аналогичные положения содержатся в ст. 223 ГК Российской Федерации.
Таким образом, ФИО1 являлся, по мнению суда, собственником жилого дома по указанному адресу, вместе с тем, так как договор купли-продажи дома не содержит точного адреса приобретенного наследодателем жилого дома, не зарегистрирован в установленном порядке и отсутствует правоустанавливающий документ, это является препятствием для оформления прав на данное имущество.
Суд также отмечает, что сведения о ФИО1 как собственнике указанного жилого дома внесены в похозяйственные книги, данный жилой дом не является муниципальной собственностью (л.д.10-11).
Тот факт, что договор купли-продажи дома не содержит точного адреса приобретенного наследодателем жилого дома, не может, по мнению суда, ограничивать права наследника на наследственное имущество, так как адрес приобретенного жилого дома указан в похозяйственных книгах, на данный жилой дом составлен технический паспорт, кроме того, решением исполнительного комитета Чистопольского сельского совета Ленинского района АРК № 47 от 06.08.1997 года ФИО1 было разрешено приватизировать приусадебный земельный участок площадью 0,15 га, расположенный в <адрес> (л.д.12).
ФИО1 составил завещание, удостоверенное секретарем исполнительного комитета Чистопольского сельского совета Ленинского района АРК 15.10.2009 г. за реестр. № 55, которое на момент его смерти не отменено и не изменено, которым завещал всё своё имущество истцу Талипову Я. С. (л.д.6,51).
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1110 ГК РФ определено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 1111 ГК РФ).
Согласно статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Из материалов дела, в том числе из штампа в паспорте истца и справки, следует, что Талипов Яшар Сейдалиевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>, является сыном ФИО1, умершего 03.02.2018 года, проживал с наследодателем с 1990 года (л.д.3-5,7).
Суд также исходит из того, что Талипов Я. С. принял наследство, обратился к нотариусу, было открыто наследственное дело, однако указанные выше обстоятельства препятствуют оформлению истцом наследственных прав (л.д.18,34-41).
Статья 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Право собственности наследодателя на наследственное имущество возникло до 31.01.1998 года, подтверждается материалами дела, никем не было оспорено, таким образом, отсутствие регистрации права в органах БТИ не может ограничивать права наследника на наследственное имущество.
На основании изложенного, суд считает доказанными в судебном заседании обстоятельства, которыми истец обосновал исковые требования и полагает возможным удовлетворить их.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд, не взыскивается согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Талипова Яшара Сейдалиевича удовлетворить.
Признать за Талиповым Яшаром Сейдалиевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>., право собственности на жилой дом общей площадью 38,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО1, умершего 03.02.2018 года.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 24.10.2018 г.
Судья А. Я. Цветков