Решение по делу № 33-1846/2020 от 01.06.2020

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ермолаев А.А. Дело №2-103/2020

Докладчик Крючкова Е.Г. 33-1846/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2020 года город Липецк

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Игнатенковой Т.А.

судей Крючковой Е.Г., Фроловой Е.М.

при секретаре Гаврилиной А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Данковского муниципального района Липецкой области на решение Данковского городского суда Липецкой области от 16 марта 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Данковского муниципального района Липецкой области и администрации сельского поселения Баловневский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности организовать сбор отходов путем ликвидации свалки отходов удовлетворить.

Обязать администрацию Данковского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия путем ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов объёмом 5 м.3 на площади 100 м.2 на участке местности с географическими координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, расположенном в южной части <адрес> в районе <данные изъяты>.

Обязать администрацию сельского поселения Баловневский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию на специально отведенное место, отвечающее гигиеническим и санитарно – эпидемиологическим требованиям твердых коммунальных отходов объёмом 5м.3, располагающихся на площади 100 м.2 на участке местности с географическими координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, расположенном в южной части <адрес> в районе <данные изъяты>».

Заслушав доклад судьи Крючковой Е.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Данковского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Баловневский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности ликвидировать свалку, ссылаясь на то, что в ходе проверки в южной части <данные изъяты> в районе <данные изъяты> (географические координаты: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>), на площади 100 м.2 установлен факт захламления земельного участка твердыми коммунальными отходами, что в свою очередь загрязняет почву, поверхностные водоемы, грунтовые и подземные воды, угнетает растительность и организмы, обитающие в почвенном слое и в водных объектах и приводит к нарушению прав граждан.

В судебное заседание представитель истца Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, представители ответчиков администрации сельского поселения Баловневский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области и администрации Данковского муниципального района Липецкой области, представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области не явились, о слушании дела надлежаще извещены.

Представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель администрации сельского поселения Баловневский сельсовет Данковского муниципального района в письменном заявлении исковые требования признала в полном объеме.

Представитель администрации Данковского муниципального района Липецкой области исковые требования не признал, указав, что на основании заключенного соглашения администрация района свои полномочия в области обращения с ТКО передала администрации сельского поселения.

Представитель Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, поддержав исковые требования прокурора.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Данковского муниципального района Липецкой области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, указав на отсутствие обязанности администрации района по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, собственность на который не разграничена, а также не установление судом факта принадлежности спорного земельного участка, обозначенного географическими координатами.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав представителя Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Янко Я.А., третьего лица Управления экологии и природных ресурсов по Липецкой области по доверенности Шмелевой В.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Законом.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно ст. 1,4 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Судом первой инстанции верно установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проведения проверки Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов отдела государственного надзора управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, на территории земельного участка, расположенного в южной части <адрес> в районе <адрес> (географические координаты: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>), выявлена несанкционированная свалка на площади 100 м.2, объем размещенных ТКО 5 м.3, что подтверждается справкой государственного инспектора в области охраны окружающей среды Липецкой области ФИО9 и фототаблицей к ней.

До настоящего времени работы по ликвидации свалки с указанного земельного участка не проведены, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

То обстоятельство, что указанный объект несанкционированного размещения отходов возник до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается сообщением ООО «Региональная Многопрофильная Компания», а также Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Северная Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «РМК» и Управлением ЖКХ Липецкой области, в Приложении к которому он отражен.

Согласно представленной истцом схемы расположения объекта с географическими координатами <данные изъяты> на публичной кадастровой карте, данный объект расположен на территории кадастрового квартала <данные изъяты> на окраине <адрес> и не входит в состав сформированных земельных участков.

Указанное позволяет сделать вывод, что спорный объект несанкционированного размещения отходов расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу абз. 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу положений абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

В силу абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, из правового анализа приведенных норм следует, что земельные участки, расположенные на территории сельского поселения, либо на межселенных территориях находятся в ведении органа местного самоуправления муниципального района, в состав которого они входят, которые и обязаны следить за их санитарным состоянием.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п.14 ч.1 ст. 9 Устава Добринского муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов Добринского муниципального района Липецкой обл. от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, к вопросам местного значения Добринского муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.

Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 303.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на органы местного самоуправления.

Кроме того, несанкционированная свалка выявлена на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования Данковского района Липецкой области, а потому образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения данным органом муниципальной власти возложенной законом обязанности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующего муниципального района.

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Данковского района Липецкой области и администрацией сельского поселения Баловневский сельсовет администрация района заключено соглашение о передаче с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год от администрации района к администрации сельского поселения части полномочий по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), а именно, в части создания и содержания мест накопления ТКО на территории с/п Баловневский сельсовет, а также определения схемы размещения мест накопления ТКО и ведения реестра указанных мест на территории сельского поселения.

Однако указанное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления муниципального района от ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории данного муниципального района на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, образованной до заключения такого соглашения.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Добринского муниципального раойна Липецкой области обязанности по ликвидации указанного объекта несанкционированного размещения отходов, установив срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции верно установлено существо заявленных исковых требований о ликвидации несанкционированной свалки, изложенных прокурором как возложение обязанности по сбору отходов, размещенных на почве земельного участка с вывозом их на специально отведенное место, отвечающее гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

При этом судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:

«Обязать администрацию Данковского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить несанкционированную свалку бытовых отходов объемом 5 м.3 на площади 100 м.2 на участке местности с географическими координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, расположенном в южной части <адрес> в районе <адрес> (кадастровый квартал <данные изъяты>)».

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется. Судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований за выходы за пределы доводов апелляционной жалобы.

Приведенные в жалобе ответчика доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в судебном решении. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, и не содержат оснований к отмене решения суда.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Данковского городского суда Липецкой области от 16 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Данковского муниципального района Липецкой области - без удовлетворения.

Изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать администрацию Данковского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить несанкционированную свалку бытовых отходов объемом 5 м.3 на площади 100 м.2 на участке местности с географическими координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>, расположенном в южной части <адрес> в районе <адрес> (кадастровый квартал <данные изъяты>».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

6


33-1846/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Данковского муниципального района
Администрация сельского поселения Баловневский сельский советДанковского муниципального района Липецкой области
Другие
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Крючкова Е.Г.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
22.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2020Передано в экспедицию
22.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее