Дело № 2-232/2024 (2-4381/2023;)
64RS0043-01-2023-005253-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Титовой А.Н.,
при секретаре Московской Ю.Б.,
с участием представителя истца Морозовой О.А. - ФИО6,
представителя ответчика АО «МАКС» - ФИО3,
представителя третьего лица Саратовской таможни ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Ольги Андреевны к акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» о признании несчастного случая страховым, взыскании страхового возмещения,
установил:
Морозова О.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в таможенных органах в должности оперуполномоченного по
ОВД оперативно-розыскного отдела дежурной службы и таможенной охраны Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы, имел специальное звание «майор таможенной службы». Между Федеральной таможенной службой РФ и акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» (далее по тексту - АО «МАКС») заключен государственный контракт № на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2022 год (далее по тексту - госконтракт). Срок действия госконтракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являющийся застрахованным лицом по госконтракту, умер в
ГУЗ «Саратовская областная инфекционная клиническая больница». Как следует из медицинского свидетельства о смерти серии № № от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти явились: эмболия легочная, миокардит острый, COVID-19, вирус идентифицирован. Согласно заключению № Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной таможенной службы, доведенного письмом
от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, заболевание ФИО1 «Тромбоэмболия легочной артерии вследствие острого миокардита, вызванного вирусом COVID-19», приведшее к его смерти ДД.ММ.ГГГГ - получено в период военной службы. По факту смерти ФИО1 комиссией Саратовской таможни было проведено служебное расследование, оформленное актом № от
ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 был госпитализирован в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № имени Ю.А. Гордеева». В тот же день был перевезен в отделение реанимации ГУЗ «Саратовская областная инфекционная клиническая больница», в которой скончался ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия признала наличие причинно-следственной связи между фактом смерти ФИО1 и исполнением им служебных обязанностей. Согласно заявлению серии <адрес>0, зарегистрированного нотариусом ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ,
ФИО7, являющийся отцом умершего ФИО1, отказался от наследства. Наследником умершего ФИО1 является его мать -
Морозова О.А. Истец обратилась в АО «МАКС» через Саратовскую таможню с заявлением о выплате страховой суммы в связи со смертью оперуполномоченного по ОВД оперативно-розыскного отдела дежурной службы и таможенной охраны Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы ФИО1, в размере 12,5 - кратного годового содержания 801 050 руб. 24 коп. Таможенной службой смерть ФИО1 была признана страховым случаем и, соответственно, было принято решение о выплате членам семьи умершего ФИО1 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в случае (гибели) смерти сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей (письмо Саратовской таможни о выплате единовременного пособия
№ от ДД.ММ.ГГГГ). Однако письмами АО «МАКС» от
ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № истец была уведомлена об отказе в выплате страховых сумм с указанием на отсутствие правовых оснований для признания произошедшего события (смерти
ФИО1) страховым случаем со ссылкой на п. 1.7. Регламента.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать смерть ФИО1, которая произошла ДД.ММ.ГГГГ, страховым случаем. Взыскать с акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» в пользу Морозовой Ольги Андреевны 12,5-кратного содержания ФИО1, которое на дату его смерти ДД.ММ.ГГГГ составило 801 050 руб. 24 коп.
Истец, будучи надлежащим образом извещенная о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, причины неявки в суд не сообщила.
Представителя истца Морозовой О.А. - ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика АО «МАКС» - ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица Саратовской таможни ФИО4 в судебном заседании просила иск удовлетворить, полагая требования истца обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщили.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, Морозова О.А. обратилась в АО «МАКС» с заявлением о выплате страховой суммы в связи со смертью своего сына, оперуполномоченного по ОВД оперативно-розыскного отдела дежурной службы и таможенной охраны Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы ФИО1, в размере 12,5 - кратного годового содержания 801 050 руб. 24 коп.
Таможенной службой смерть ФИО1 была признана страховым случаем и, соответственно, было принято решение о выплате членам семьи умершего ФИО1 в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в случае (гибели) смерти сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей (письмо Саратовской таможни о выплате единовременного пособия
№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Однако письмами АО «МАКС» от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № истец была уведомлена об отказе в выплате страховых сумм с указанием на отсутствие правовых оснований для признания произошедшего события (смерти ФИО1) страховым случаем со ссылкой на п. 1.7. Регламента.
Из представленных в АО «МАКС» документов, следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в таможенных органах в должности оперуполномоченного по ОВД оперативно-розыскного отдела дежурной службы и таможенной охраны Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы, имел специальное звание «майор таможенной службы».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являющийся застрахованным лицом по госконтракту, умер в ГУЗ «Саратовская областная инфекционная клиническая больница».
Как следует из медицинского свидетельства о смерти серии № № от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти явились: эмболия легочная, миокардит острый, COVID-19, вирус идентифицирован.
Согласно пункту 13 статьи 323 Федерального закона N 311-ФЗ «должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов».
Во исполнение требований действующего законодательства ДД.ММ.ГГГГ между Федеральной таможенной службой РФ (Страхователь) и АО «МАКС» (страховщик) заключен Государственный контракт, предметом которого согласно пункту 1.1. является обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2022 г. Срок действия госконтракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 323 Федерального закона N 311-ФЗ одним из страховых случаев является гибель (смерть) должностного лица таможенного органа (далее - застрахованный) в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей;
На основании частей 13 - 18 ст. 323 Федерального закона N 311-ФЗ ФТС России разработан «Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации», являющийся неотъемлемой частью Контракта.
Регламент определяет порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов РФ, в том числе объекты страхования, источники финансирования, порядок проведения служебного расследования при возникновении страховых случаев, порядок оформления документов на выплату страховых сумм, порядок учета, хранения и предоставления информации об этих случаях, выплаты страховых сумм.
Согласно п. 1.4. Регламента АО «МАКС» производит выплату страховых сумм, в том числе в случае гибели (смерти) Застрахованного лица вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей.
Согласно п. 1.7. Регламента основанием для выплаты страхового возмещения являются формулировки смерти в редакции "военная травма", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска", "трудовое увечье" и "профессиональное заболевание".
Согласно п. 1.12 Регламента окончательное решение о выплате страхового обеспечения принимает АО «МАКС». Выплата страховой суммы либо отказ в выплате производится после получения АО «МАКС» всех необходимых и правильно оформленных документов, предусмотренных Регламентом и подтверждающих факт страхового случая и его связь с исполнением служебных обязанностей.
Разделом II Регламента ФТС России разработан Порядок проведения служебного расследования. Согласно п. 2.2 Регламента цель служебного расследования - выявление наличия или отсутствия причинно-следственной связи между фактом, в том числе получения телесного повреждения застрахованным лицом и исполнением им служебных обязанностей.
На основании п. 2.8 Регламента к направляемому в АО «МАКС» Акту служебного расследования Таможенный орган прилагает: объяснения очевидцев; объяснение застрахованного лица; медицинское заключение с диагнозом полученных повреждений; другие документы, подтверждающие или отрицающие причинно-следственную связь получения телесного повреждения застрахованным лицом в связи с исполнением им служебных обязанностей.
То есть, цель проведения служебного расследования заключается в проведении комиссией Таможенного органа объективного расследования заявленного случая, выявлении и опросе очевидцев, сборе документальных сведений, объективно зафиксировавших факт наступления, время и обстоятельства произошедшего события, которые позволили комиссии Таможенного органа принять документально подтвержденное решение о наличии или отсутствии причинно-следственной связи между наступлением заявленного события и исполнением застрахованным лицом служебных обязанностей.
Согласно заключению № Центральной военно-врачебной комиссии Федеральной таможенной службы, доведенного письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, заболевание ФИО1 «Тромбоэмболия легочной артерии вследствие острого миокардита, вызванного вирусом COVID-19», приведшее к его смерти ДД.ММ.ГГГГ - получено в период военной службы.
По факту смерти ФИО1 комиссией Саратовской таможни было проведено служебное расследование, оформленное актом № от
ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 был госпитализирован в ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 1 имени Ю.А. Гордеева». В тот же день был перевезен в отделение реанимации ГУЗ «Саратовская областная инфекционная клиническая больница», в которой скончался ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия признала наличие причинно-следственной связи между фактом смерти ФИО1 и исполнением им служебных обязанностей.
В соответствии с п. 1.7. Регламента причина смерти с формулировкой "заболевание получено в период военной службы". Определяется в тех случаях, если инвалидность или смерть должностного лица наступила вследствие заболевания, полученного в период службы в таможенных органах, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы (служебных обязанностей).
Пунктом 2.2. Регламента установлено, что целью служебного расследования является выявление наличия или отсутствия причинно-следственной связи между фактом гибели (смерти), застрахованного лица и исполнением им служебных обязанностей, но не содержит полномочий таможенного органа устанавливать причинную связь заболевания, приведшего к смерти застрахованного, с исполнением служебных обязанностей.
Согласно действующему законодательству, определение причинной связи заболеваний, полученных сотрудниками таможенных органов с исполнением служебных обязанностей в таможенных органах осуществляется на основании положений пункта 2 статьи статья 61 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", пункта 1. 85 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 04.06.2003 г. N 620 путем проведения военно-врачебной экспертизы.
Пунктом 85 Приказа ГТК России N 620 установлено, что причинную связь заболевания, приведшего сотрудника к смерти, определяет ЦВВК ГТК России по обращению начальника таможенного (кадрового) органа.
Согласно пункту 13 Приказа ГТК России N 620 заключения ВВК являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами таможенных органов.
Системно толкуя вышеуказанные нормы и нормативные правовые акты, определение причинно-следственной связи возникших заболеваний сотрудников таможенных органов с прохождением службы в таможенных органах отнесено к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии.
На основании Приказа ГТК России N ЦВВК ГТК России имеет право выносить заключения в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 10).
В соответствии с пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи заболеваний с исполнением служебный обязанностей со следующими формулировками: "военная травма"; "заболевание получено в период военной службы"; "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"; "общее заболевание"; "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска". При этом исходя из содержания пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что формулировка "заболевание получено в период военной службы" выносится в случае, когда причинная связь между заболеванием и исполнением служебных обязанностей отсутствует.
Согласно заявлению серии №, зарегистрированного нотариусом ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, являющийся отцом умершего ФИО1, отказался от наследства.
Наследником умершего ФИО1 является его мать - Морозова О.А.
Морозова О.А. обратилась в АО «МАКС» через Саратовскую таможню с заявлением о выплате страховой суммы в связи со смертью оперуполномоченного по ОВД оперативно-розыскного отдела дежурной службы и таможенной охраны Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы ФИО1, в размере 12,5 - кратного годового содержания 801 050 руб. 24 коп.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № Приволжское таможенное управление и, в копии, Главное управление тылового обеспечения и истец проинформированы АО «МАКС» о результатах рассмотрения заявления на выплату страховой суммы и приложенного пакета документов, с мотивированным обоснованием причин, не позволяющих в отсутствие объективного подтверждения причинно-следственной связи смерти застрахованного лица с исполнением им служебных обязанностей признать заявленное событие страховым случаем и произвести выплату страховой суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов определены в статье 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
В частности, частью 13 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ установлено, что должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов.
В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ страховым случаем по договору обязательного государственного личного страхования является гибель (смерть) должностного лица таможенного органа (далее - застрахованный) в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей.
В случае гибели (смерти) застрахованного в период его службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) - выплачивается страховая сумма в размере 12,5-кратного годового денежного содержания (пункт 1 части 15 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда (часть 16 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (страхователь), и страховой организацией (страховщик). В указанный договор включаются положения о размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика (часть 18 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2017 г. N 2937-О, служба в таможенных органах направлена на обеспечение защиты экономического суверенитета государства и является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Лица, несущие службу в таможенных органах, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним, вследствие чего Российская Федерация обязана стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты. Направленный на реализацию указанных целей пункт 1 части 14 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", равно как и пункт 1 части 15 этой статьи, призван обеспечить защиту интересов должностных лиц таможенных органов, обусловлен особенностями и значением осуществляемой ими государственно-служебной деятельности.
Из приведенного нормативного правового регулирования и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов установлено в целях защиты их социальных интересов, а в случае их гибели (смерти) - интересов наследников этого сотрудника и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью сотрудников таможенных органов при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся сотрудникам таможенных органов, а в случае их гибели (смерти) их наследникам, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. В числе таких страховых случаев - гибель (смерть) должностного лица таможенного органа в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей. При наступлении страхового случая выплату застрахованным лицам или другим выгодоприобретателям установленных законом страховых сумм осуществляют страховые организации (страховщики) в порядке и на условиях, установленных договором государственного страхования жизни и здоровья сотрудников таможенных органов (государственным контрактом).
Однако судами первой и апелляционной инстанций приведенные нормативные положения, регулирующие отношения по вопросу страхования жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов, к спорным отношениям применены неправильно, вследствие чего юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований истцов о признании смерти ФИО2 страховым случаем, взыскании страхового возмещения, определены и установлены не были.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Положениями государственного контракта от 28 декабря 2021 г. на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2022 год, заключенного между Федеральной таможенной службой и АО «МАКС», определено, что при наступлении страхового случая страховая выплата производится в порядке, предусмотренном Регламентом проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта (пункт 5.1.2 государственного контракта).
Разделом 10 государственного контракта от 28 декабря 2021 г. установлен порядок определения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу. Так, для получения страховой выплаты страховщику предоставляются документы, указанные в Регламенте (пункт 10.1 государственного контракта), при необходимости страховщик обращается к страхователю за получением дополнительной информации, консультации и разъяснений для решения вопроса о страховой выплате (пункт 10.2 государственного контракта).
Согласно пункту 1.1 Регламента он определяет порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, в том числе объекты страхования, источники финансирования, а также порядок проведения служебного расследования при наступлении страховых случаев, порядок учета, хранения и представления информации об этих случаях, выплаты страховых сумм и разрешения спорных ситуаций.
В пункте 1.7 Регламента указано, что основанием для выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является в том числе определение в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, формулировки причины смерти застрахованного лица в редакции "военная травма".
В силу подпункта "л" пункта 1.8 Регламента под исполнением сотрудником таможенных органов служебных обязанностей, в частности, понимается нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 1.12 Регламента по каждому факту гибели (смерти) застрахованного лица таможенный орган обязан сформировать комплект документов в соответствии с пунктами 3.5.1 - 3.5.3 Регламента и направить его в АО «МАКС» для определения права на получение страховых сумм. В числе этих документов поименована заверенная копия акта служебного расследования, подтверждающего причинно-следственную связь страхового случая с исполнением застрахованным лицом служебных обязанностей (пункт 3.5 Регламента).
Разделом II Регламента установлен порядок проведения служебного расследования гибели (смерти), установления инвалидности, получения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения застрахованным лицом.
В соответствии с пунктом 2.2 Регламента целью проведения служебного расследования является выявление наличия или отсутствия причинно-следственной связи между фактом гибели (смерти), установления инвалидности, получения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения застрахованным лицом и исполнением им служебных обязанностей. Результаты расследования по факту гибели (смерти) застрахованного лица оформляются актом служебного расследования по форме 3 к Регламенту (пункт 2.7 Регламента). К акту служебного расследования, который направляется в АО «МАКС», прилагаются документы, в числе которых документы, подтверждающие или отрицающие причинно-следственную связь события, повлекшего гибель (смерть) застрахованного лица, с исполнением им служебных обязанностей (пункт 2.8 Регламента).
Из изложенного следует, что страховщик, в данном случае АО «МАКС», осуществляет страховую выплату выгодоприобретателю (застрахованному лицу, его наследникам) при наступлении подтвержденного соответствующими документами страхового случая, одним из которых является смерть застрахованного лица вследствие заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей. Среди таких документов - акт служебного расследования, подтверждающего причинно-следственную связь между страховым случаем и исполнением застрахованным лицом служебных обязанностей, заключение военно-врачебной комиссии с указанием формулировки причины смерти застрахованного лица.
Таким образом, перечень документов, подтверждающих наличие или отсутствие причинно-следственной связи между фактом гибели (смерти) застрахованного лица и исполнением им служебных обязанностей, представляемых таможенным органом в страховую компанию с целью осуществления страхового возмещения выгодоприобретателям, исходя из условий государственного контракта и требований Регламента не является исчерпывающим и не ограничен только заключением военно-врачебной комиссии, что суд принимает во внимание.
Таким образом, в соответствии с условиями государственного контракта от 28 декабря 2021 г. и Регламента служебному расследованию, установившему, что смерть ФИО1 наступила при исполнении им служебных обязанностей.
Кроме того, акт этого служебного расследования, содержащий вывод о наличии причинно-следственной связи между фактом смерти ФИО1 и исполнением им служебных обязанностей, в числе иных документов был представлен страхователем (Саратовской таможней) в страховую компанию (АО «МАКС») для получения выгодоприобретателем (наследником ФИО1) страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов.
В материалах дела не имеется каких-либо документов, на основании которых военно-врачебная комиссия пришла к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между имевшимся у ФИО1 заболеванием, приведшим к смерти, и исполнением им служебных обязанностей, тогда как актом служебного расследования, проведенного таможенным органом, такая причинно-следственная связь установлена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении требований о признании смерти ФИО1 страховым случаем, взыскании страховых выплат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать смерть ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ страховым случаем.
Взыскать с акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» (ИНН 7709031643) в пользу Морозовой Ольги Андреевны (паспорт гражданина РФ серии № № выдан Отделением УФМС России по Саратовской области в Волжском районе города Саратова ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 640-001) денежные средства в счет страховой выплаты в размере 801 050 руб. 24 коп., то есть 12,5-кратного содержания ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 июня 2024 года.
Судья А.Н. Титова