Судья: Голубятникова И.А. |
дело № 33-20209/2022 УИД 50RS0036-01-2022-000190-56 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Колотовкиной Е.Н., Тюкиной Е.В.,
при помощнике судьи Красновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2022 года апелляционную жалобу О.Н.А. на решение Пушкинского городского суда Московской области от 15 февраля 2022 года по гражданскому делу № 2-1104/2022 по иску О.Н.А. к Министерству социального развития <данные изъяты> о начислении и выплате денежных средств за проезд в общественном транспорте,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
О.Н.А. обратился в суд с требованиями к ответчику о начислении и выплате денежных средств за проезд в общественном транспорте.
В обоснование иска указал, что он является ветераном труда, инвалидом второй группы. В связи с действующим Постановлением Губернатора Московской области от 08.11.2021 г. его социальная карта заблокирована, что лишает его права на проезд в общественном транспорте. Просил начислить и оплатить льготу проезда в общественном транспорте с 08.11.2021 г. до разблокировки карты.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 15 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.3 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан» ветеранам труда, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется мера социальной поддержки - бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области.
В соответствии со статьей 20 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан» финансирование расходов по обеспечению социальной поддержки лиц, указанных в настоящем Законе, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
Кроме того, статьей 10 указанного Закона аналогичная мера предусмотрена как дополнительная меры социальной поддержки инвалидов.
Гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 названного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Губернатора МО от 13.06.2021 N 178-ПГ "О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что с 8 ноября 2021 года до улучшения эпидемиологической обстановки на территории Московской области:
1) Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области совместно с Министерством социального развития Московской области, Министерством здравоохранения Московской области обеспечивают приостановление:
1) оформления билетов с использованием социальных карт жителя Московской области гражданам в возрасте старше 60 лет и гражданам, имеющим заболевания, указанные в приложении к постановлению Губернатора Московской области N 108-ПГ, для проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;
2) возможности использования социальных карт жителя Московской области гражданами в возрасте старше 60 лет и гражданами, имеющими заболевания, указанные в приложении к постановлению Губернатора Московской области N 108-ПГ, для проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте Московской области и наземном городском пассажирском транспорте города Москвы, Московском метрополитене и Малом кольце Московской железной дороги (МЦК).
Действие настоящего пункта не распространяется на граждан, имеющих специальный QR-код.
Приостановление оформления билетов с использованием социальных карт жителя Московской области, возможности использования социальных карт жителя Московской области, установленное в соответствии с пунктом 1.19 настоящего постановления, возобновляется при получении гражданами специального QR-кода, а также при наличии в отношении граждан в Федеральном регистре вакцинированных от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сведений о получении гражданином первого компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавируснойинфекции (COVID-2019), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.
Порядок приостановления и возобновления оформления билетов с использованием социальных карт жителя Московской области, возможности использования социальных карт жителя Московской области устанавливается Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (п. 1.20).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец, 1944 года рождения, является ветераном труда, инвалидом второй группы (бессрочно), в связи с чем, истцу предоставляется мера социальной поддержки - бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте <данные изъяты> (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя <данные изъяты>;
Истцу выдана социальная карта жителя <данные изъяты> <данные изъяты>.
В связи с приостановлением возможности использования социальных карт жителя Московской области для проезда с 08 ноября 2021 года, истец полагает, что у Министерства социального развития Московской области возникла обязанность возместить ему расходы на проезд.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе вопросы защиты прав в области жизни и здоровья), обеспечение общественной безопасности относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) изаконов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения, данные акты, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Указанные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила поведения).
Исходя из подпунктов "а, б" пункта 3 Правил поведения, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
Кроме того, в силу подпунктов "в, г" пункта 3 Правил поведения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (подпункт "в"); осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт г").
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4.1 постановления Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П от 25.12.2020, ограничение свободы передвижения обусловлено объективной необходимостью оперативного реагирования на беспрецедентную угрозу распространения коронавирусной инфекции, имеет исключительный характер и преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья всех лиц, включая в первую очередь самих граждан, подвергнутых временной изоляции, и является соразмерным.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по возмещению истцу расходов на проезд, поскольку предоставление меры социальной поддержки – бесплатный проезд, в денежной форме действующим законодательством не предусмотрено, при этом возможность использования социальной карты приостановлена в рамках действующего постановления губернатора Московской области.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского городского суда Московской области от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.Н.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи