УИД 11RS0001-01-2022-003350-02 Дело № 2а-3843/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Чалановой М.В.,
с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя административного истца УМВД России по г. Сыктывкару Симаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Управления МВД России по г. Сыктывкару к Гаджикеримову Маису Насрулаевичу о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений,
установил:
УМВД России по г. Сыктывкару обратилось в суд с административным исковым заявлением к Гаджикеримову М.Н. о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных решением Удорского районного суда Республики Коми от 15.11.2019 с учетом решения Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 19.02.2021 административных ограничений путем установления в отношении поднадзорного лица дополнительного ограничения в виде увеличения количества явок до 4-х раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. В обоснование заявленных требований административным истцом указано на то, что в период нахождения под административным надзором Гаджикеримов М.Н. неоднократно привлекался к административной ответственности за несоблюдение установленных решением суда административных ограничений.
В судебном заседании представитель УМВД России по г. Сыктывкару Симакова Т.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Гаджикеримов М.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен по известному адресу, судебное извещение возвращено в адрес суда «за истечением срока хранения».
Давая заключение, прокурор указал на обоснованность заявленных требований и наличие правовых оснований для удовлетворения требований иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Под административным надзором в силу статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ) понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с названным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу требований статьи 270 Кодекса административного судопроизводства РФ органы внутренних дел могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений.
На основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор может быть продлен судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, а именно против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статей 11.9, и (или) статей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Указывая в пункте 28 Постановления Пленума от 16.05.2017 № 15 о том, что суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу ограничения в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимание обстоятельств, Верховный Суд РФ указал, что дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Судом установлено, что приговором Удорского районного суда Республики Коми от 15.02.2016 Гаджикеримов М.Н. осужден по части 2 статьи 139, пункту «г» части 2 статьи 161, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса РФ к лишению свободы на срок 2 года 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Освобожден 15.05.2018.
Решением Удорского районного суда Республики Коми от 15.11.2019 в отношении Гаджикеримова М.Н. установлен административный надзор на срок 2 (два) года с исчислением указанного срока со дня вступления в законную силу решения суда, но не свыше срока погашения судимости по приговору суда от 15.02.2016 с административными ограничениями в виде обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, то есть в период с 22 часов до 06 часов, за исключением выполнения трудовых обязанностей или оказания услуг, выполнения работ на основании договора гражданско – правового характера, а также случаев обращения в медицинские учреждения; запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков (кафе, бары, рестораны).
Решением Усть-Вымского района суда Республики Коми от 19.02.2021 по результатам разрешения административных исковых требований ОМВД России по Удорскому району в отношении Гаджикеримова М.Н. продлен установленный решением Удорского районного суда Республики Коми от 15.11.2019 административный надзор на срок 6 месяцев (по май 30.05.2022) с установлением дополнительных административных ограничений: обязательной явки 3 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, для регистрации; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения выезда за пределы территории района (городского поселения) в составе субъекта РФ, где зарегистрировано и проживает поднадзорное лицо, за исключением выполнения трудовых обязанностей или оказания услуг, выполнения работ на основании договора гражданско – правового характера, а также случаев обращения в медицинские учреждения.
Как усматривается из заключения о заведении дела административного надзора, 06.12.2019 административный ответчик поставлен на профилактический учет в ОМВД России по Удорскому району, в отношении него установлен административный надзор.
На основании поданного заявления от 16.11.2021, Гаджикеримов М.Н. поставлен на профилактический учет в УМВД по г. Сыктывкару.
Административный ответчик как поднадзорное лицо, поставленное на учет, предупрежден об обязанностях, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, и недопущении нарушения требований указанного Федерального закона, о возможности, в случае нарушений установленных требований, привлечения к административной ответственности, в случае уклонения от административного надзора, - об уголовной ответственности, а также о возможности продления административного надзора, в чем поднадзорным лицом УМВД по г. Сыктывкару дана расписка.
По материалам дела установлено, что в период нахождения под административным надзором Гаджикеримов М.Н. неоднократно привлекался к административной ответственности.
Постановлением должностного лица ОМВД России по Удорскому району от 03.03.2021 к протоколу УД № 102989 от 03.03.2021 Гаджикеримов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях по событиям 16.02.2021.
Постановлением мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми №5-131/2021 от 05.03.2021 Гаджикеримов М.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за повторное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных федеральным законом по событиям 24.02.2021.
Постановлением мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми №5-132/2021 от 05.03.2021 Гаджикеримов М.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за повторное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных федеральным законом по событиям 01.03.2021.
Постановлением мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми №5-133/2021 от 05.03.2021 Гаджикеримов М.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за повторное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных федеральным законом по событиям 03.03.2021.
Постановлением мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми №5-189/2021 от 29.03.2021 Гаджикеримов М.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за повторное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных федеральным законом по событиям 18.03.2021.
Постановлением должностного лица ОМВД России по Удорскому району от 29.03.2021 к протоколу УД № 102023 от 29.03.2021 Гаджикеримов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях по событиям 16.03.2021.
Постановлением мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми №5-190/2021 от 29.03.2021 Гаджикеримов М.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за повторное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных федеральным законом по событиям 20.03.2021.
Постановлением должностного лица ОМВД России по Удорскому району от 13.04.2021 к протоколу УД № 102838 от 13.04.2021 Гаджикеримов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях по событиям 10.04.2021.
Постановлением мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми №5-304/2021 от 28.05.2021 Гаджикеримов М.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за повторное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных федеральным законом по событиям 26.05.2021.
Постановлением мирового судьи Удорского судебного участка Республики Коми №5-408/2021 от 28.06.2021 Гаджикеримов М.Н. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за повторное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных федеральным законом по событиям 27.06.2021.
Постановлением должностного лица ОМВД России по Удорскому району от 29.03.2021 к протоколу УД № 102023 от 29.03.2021 Гаджикеримов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях по событиям 17.10.2021.
Указанные постановления вступили в законную силу.
Фактические обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Согласно частям 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Гаджикеримов М.Н., зная, что в отношении него установлен административный надзор, и у него существуют установленные обязанности в части соблюдения требований Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, о недопущении нарушений которого он письменно предупрежден, неоднократно более двух раз совершил административные правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Находясь под административным надзором, административный ответчик, неоднократно допускал нарушения установленных в отношении него ограничений.
Руководствуясь изложенным, суд приходит к выводу, что установленные решением суда ограничения не достигли цели установления административного надзора, в связи с чем подлежат дополнению, заявленные требования удовлетворению.
Разрешая вопрос об установлении в отношении Гаджикеримов М.Н. дополнительных ограничений, суд с учетом допущенных административным ответчиком административных правонарушений, их количества, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, руководствуясь Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в целях предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и правонарушений, приходит к выводу о дополнении ранее установленных решениями судов в отношении Гаджикеримова М.Н. административных ограничений путем увеличения количества явок поднадзорного лица в орган внутренних дел до 4-х раз в месяц.
Также при наличии установленных обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости продления в отношении Гаджикеримова М.Н. административного надзора, установленного решением Удорского районного суда Республики Коми от 15.11.2019, на срок 6 месяцев.
Из ранее указанных нормативных предписаний следует, что административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
С учетом положений статьи 15 Уголовного кодекса РФ, совершенное Гаджикеримов М.Н. преступление относится к категории тяжких, срок погашения судимости для данной категории дел в соответствии с требованиями статьи 86 Уголовного кодекса РФ составляет 8 лет после отбытия наказания. С учетом даты освобождения Гаджикеримова М.Н. судимость погашается 15.05.2026.
На дату принятия решения о продлении срока установленного надзора срок погашения судимости не истек.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляют собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).
Возможность и необходимость установления административных ограничений, исходя из конкретных обстоятельств дела, согласуется с нормой статьи 55 части 3 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О, от 24.09.2012 № 1741-О, от 22.11.2012 № 2064-О).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления МВД России по г. Сыктывкару о продлении срока административного надзора и дополнении ранее установленных в отношении Гаджикеримова Маиса Насрулаевича административных ограничений удовлетворить.
Продлить установленный решением Удорского районного суда Республики Коми от 15.11.2019 с учетом решения Усть – Вымского районного суда Республики Коми от 19.02.2021 в отношении Гаджикеримова Маиса Насрулаевича, ** ** ** года рождения, административный надзор на срок 6 месяцев, дополнив административные ограничения путем увеличения количества явок поднадзорного лица до 4-раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Л.А. Печинина