Решение по делу № 33-1567/2023 от 17.10.2023

Дело № 2-697/2023                                                                                            Председательствующий Белхароев Т.А.

Апелляционное определение № 33-1567/2023

14 декабря 2023 г.                                                                       г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Кориговой М.А.,

судей                                 Дзаитова М.М. и Плиевой И.М.

при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Магасского районного суда от 27 июня 2023 г., которым отказано в удовлетворении искового заявления Накстхоевой Марины Башировны к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Ингушетия о признании незаконным решения жилищной комиссии, отмене решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности рассмотреть заявление.

Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия

установила:

    Накстхоева М.Б. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она проходила военную службу по контракту в Управлении Федеральной службы безопасности России по Республике Ингушетия с 24 июля 1997 г. по 8 сентября 2022 г. В период прохождения службы 4 августа 2022 г. обратилась в жилищную комиссию с заявлением о признании ее в составе семьи из 5 человек нуждающейся в жилом помещении, по результатам рассмотрения которого 14 сентября 2022 г. вынесено решение, оформленное протоколом № 7, которым отказано в принятии на ее учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Отказывая в принятии на учет жилищная комиссия пришла к выводу о том, что она в связи с продажей квартиры общей площадью 40,8 кв.м утратила право пользования жилым помещением с 5 августа 2020 г., а ее бывший супруг Картоев А.И. в связи с продажей квартиры общей площадью 48,3 кв.м, приобретенной посредством накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утратил право пользования жилым помещением с 6 марта 2020 г., что привело к намеренному ухудшению жилищных условий и дает право принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Полагает данный вывод жилищной комиссии неправомерным, поскольку при увольнении с военной службы по возрасту ею на основании п. 14 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ избрано место жительства после увольнения – г. Белгород, где учетная норма жилой площади установлена 15 кв.м на одного человека. Предоставленное УФСБ России по Республике Ингушетия ранее жилое помещение общей площадью 40,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> И/1, <адрес>, ею приватизировано в 2013 году и продано 3 августа 2020 г. в связи с тяжелым материальным положением и семейными обстоятельствами на основании чего полагает, что ее действия по продаже указанного жилого помещения, с учетом состава ее семьи 5 человек, а также установленной в г. Ставрополе учетной нормы 15 кв.м и в Республике Ингушетия 12 кв.м, не подпадают под последствия намеренного ухудшения жилищных условий, установленных ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, в период с 23 мая 2012 г. по 22 апреля 2019 г. она состояла в зарегистрированном браке с Картоевым А.М., с которым с 2014 года она фактически совместно не проживала. Брак расторгнут согласно свидетельству о расторжении брака 22 апреля 2019 г. О том, что супругом в 2014 году приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, она узнала лишь после ее приобретения. При этом согласие на приобретение квартиры она не давала, она и дети в ней не проживали и не зарегистрированы, а проданная ею квартира являлась совместной собственностью их с супругом. Указывая, что она и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением в г. Ставрополе менее учетной нормы, что является безусловным основанием для признания ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении, просит признать незаконным решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике Ингушетия от 14 сентября 2022 г. (протокол № 7), утвержденное начальником Управления от 16 сентября 2022 г. в части касающейся отказа ей и членам ее семьи (всего 5 человек) в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (улучшении), обязать начальника Управления ФСБ России по Республике Ингушетия отменить решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике Ингушетия от 14 сентября 2022 г. (протокол № 7) в указанной части, обязать начальника и жилищную комиссию Управления ФСБ России по Республике Ингушетия рассмотреть ее заявление о признании нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке и срок, и взыскать с Управления ФСБ России по Республике Ингушетия в ее пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решением Магасского районного суда от 27 июня 2023 г. исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец, полагая решение вынесенным с нарушением норм процессуального права, просит его отменить.

Представитель истца Гаракоев М.И., надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение истца Накстхоевой М.Б., просившей жалобу удовлетворить, ее представителя Цороева И.В-Г., считавшего решение вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, представителя Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Ингушетия Ковальчук О.И., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии УФСБ России по Республике Ингушетия от 14 сентября 2022 г. истец Накстхоева М.Б. и члены ее семьи на основании договора социального найма жилого помещения от 1 августа 2013 г. № 101 были обеспечены жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> И/1, <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м, а также в браке Картоев А.И. как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 48,3 кв.м, всего площадь жилых помещений на семью составляла 89,1 кв.м. 22 апреля 2019 г. брак между Накстхоевой М.Б. и Картоевым А.И. расторгнут, на момент расторжения брака состав семьи составлял 5 человек. Сведения о разделе имущества приобретенного в браке Накстхоевой М.Б. не представлены.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 23 мая 2022 г. Накстхоева М.Б. в связи с продажей квартиры утратила право пользования жилым помещением с 5 августа 2020 г., также в соответствии с выпиской из ЕГРН от 30 мая 2022 г. Картоев А.И. в связи с продажей квартиры утратил право пользования жилым помещением с 6 марта 2020 г., что привело к намеренному ухудшению жилищных условий и дает право принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Поскольку на 6 марта 2020 г. Накстхоева М.Б. и члены ее семьи были обеспечены жилой площадью в полном объеме, жилищной комиссией отказано Накстхоевой М.Б. и членам ее семьи (всего 5 человек) в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении).

Разрешая спор, руководствуясь положениями п.п. 1, 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», подп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», исследовав материалы учетных дел Накстхоевой М.Б. № 157/жо/114 и № 157/жо/118, установив, что по состоянию на 6 марта 2020 г. истец и члены ее семьи были обеспечены жилой площадью в полном объеме, суд первой инстанции, исходя из правовой позиции Конституционного Суд Российской Федерации, изложенной в определении от 13 января 2022 г. № 3-О, пришел к выводу о том, что право на приобретение жилого помещения в г. Белгород истец не имеет, поскольку гарантированное п. 18 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления жилого помещения она реализовала при получении жилого помещения в г. Ставрополь общей площадью 40,8 кв.м, которое она в 2020 году реализовала по своему усмотрению. При этом суд первой инстанции указал, что предоставление Накстхоевой М.Б. жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий без учета доли жилого помещения, которой она распорядилась по своему усмотрению приведет к необоснованному сверхнормативному обеспечению жилым помещением.

Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и проживающими совместно с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Как усматривается из материалов дела, 1 августа 2013 г. по договору социального найма жилого помещения № 101 Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю (Наймодатель) передано Накстхоевой М.Б. (Наниматель) и ее семье в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> И/1, находящаяся в федеральной собственности, состоящая из 1 комнаты общей площадью 40,8 кв.м.

21 октября 2013 г. указанное жилое помещение наймодателем передано Накстхоевой М.Б. в собственность, а 3 августа 2020 г. собственником Накстхоевой М.Б. указанное жилое помещение продано.

Согласно выписке из ЕГРН от 30 мая 2022 г. супруг истца Картоев А.И. как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих приобрел жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 48,3 кв.м. 6 марта 2020 г. произведена государственная регистрация прекращения его права на указанное жилое помещение.

В силу подп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилого помещения.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в определении от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Исходя из приведенных норм права, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и установленных судом обстоятельств, поскольку жилые помещения приобретены истцом Накстхоевой М.Б. и ее бывшим супругом Картоевым А.И. в браке, сведений о разделе имущества приобретенного в браке в жилищную комиссию не представлено, судебная коллегия не усматривает оснований влекущих признание незаконным решения жилищной комиссии и не может согласиться с доводами истца о том, что к ней не могут быть применимы последствия намеренного ухудшения жилищных условий, установленных ст. 53 Жилищного кодекса РФ ввиду продажи ею жилого помещения в силу тяжелого материального положения и ее неосведомленности о приобретении ее супругом жилого помещения в котором она и ее дети не проживали и не зарегистрированы.

Доводы истца Накстхоевой М.Б. о нарушении судом норм процессуального права ввиду рассмотрения дела без участия ее и представителя судебная коллегия находит необоснованными, поскольку как истец, так и ее представитель Гаракоев М.И. о времени и месте судебного заседания назначенного на 27 июня 2023 г. извещены надлежащим образом, что усматривается из почтовых уведомлений (л.д. 96, 98), однако каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания ввиду невозможности явиться в судебное заседание по уважительным причинам истцом и его представителем не представлено и материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда от 27 июня 2023 г. по гражданскому делу по иску Накстхоевой Марины Башировны к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Ингушетия о признании незаконным решения жилищной комиссии, отмене решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности рассмотреть заявление оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 21 декабря 2023 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна

Судья                         ФИО10

33-1567/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Плиева Индира Магомедовна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
18.10.2023Передача дела судье
14.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее