Судья: Сорокина Т.В. Дело № 33- 4690/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Сенаторовой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 февраля 2014 г. апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Дзержинский» на решение Люберецкого городского суда Московской области от 14 февраля 2013 г. по заявлениям избирательной комиссии Московской области, Люберецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Дзержинский» от 29 января 2014 г. № 5/3 «О назначении выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский» на 13.04.2014 г. и о приостановлении действия данного решения до вступления в законную силу решения суда по данному делу.
Заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителей Совета депутатов муниципального образования городского округа Дзержинский – Борунова М.П., Краснянского А.С., представителей избирательной комиссии Московской области – Селекзянова О.Е., Бакулиной Г.И., представителя администрации Московской области городского поселения Дзержинский – Борунова М.П., прокурора Тришиной В.В., заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – Воронина Д.Ю.,
у с т а н о в и л а :
решением Совета депутатов городского округа Дзержинский от 29 января 2014 г. № 5/3 назначены выборы Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский» (далее – Совет депутатов) на 13 апреля 2014 г.
Избирательная комиссия Московской области и Люберецкий городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратились в суд с заявлениями, объединенными в одно производство, о признании незаконным указанного решения Совета депутатов, приостановлении его действия до вступления в законную силу решения суда по данному делу, возложении на избирательную комиссию Московской области обязанности сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию для проведения досрочных выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский», установить срок не позднее 3 марта 2014 г., до истечения которого временная избирательная комиссия должна принять решение о назначении досрочных выборов. В обоснование своих требований указали, что оспариваемое решение без досрочного прекращения полномочий Совета депутатов не соответствует требованиям действующего законодательства, выборы необоснованно назначены на 13 апреля 2014 г., то есть за 73 дня до дня голосования. Срок полномочий Совета депутатов истекает в марте 2014 г., поэтому выборы должны быть назначены на 14 сентября 2014 г.
Решением Люберецкого городского суд Московской области от 14 февраля 2014 г. заявление избирательной комиссии Московской области удовлетворено частично, заявление Люберецкого городского прокурора удовлетворено полностью. Признано незаконным решение Совета депутатов городского округа Дзержинский от 29 января 2014 г. № 5/3 «О назначении выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский», возложена на избирательную комиссию Московской области обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию для проведения досрочных выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский». В части установления для временной избирательной комиссии срока (не позднее 3 марта 2014 г.), до истечения которого временная избирательная комиссия должна принять решение о назначении досрочных выборов Совета депутатов, отказано. Приостановлено действие решения Совета депутатов о назначении выборов Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Дзержинский» V созыва до вступления в законную силу решения суда по данному делу.
В апелляционной жалобе Совет депутатов просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование своего требования указывает на то, что судом нарушены нормы процессуального и материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, рассмотрено представление прокурора, в котором не указано чьи права нарушены, и в чем выразилось это нарушение. Вывод суда о том, что очередные выборы Совета депутатов должны быть назначены на 14 сентября 2014 г. противоречит статье 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В решении суда неправильно назван списочный состав Совета депутатов (20 вместо 19 депутатов), в ноябре 2013 г. один депутат сложил свои полномочия, а впоследствии – 7 депутатов. По состоянию на 1 февраля 2014 г. Совет депутатов остался в неправомочном составе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Совета депутатов муниципального образования городского округа Дзержинский – Борунова М.П., Краснянского А.С., представителей избирательной комиссии Московской области – Селекзянова О.Е., Бакулиной Г.И., представителя администрации муниципального образования городского поселения Дзержинский Московской области – Борунова М.П., прокурора Тришиной В.В., заслушав заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – Воронина Д.Ю., судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.
В силу статьи 10 данного Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 этой статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 этой статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4).
Согласно статье 811 названного Федерального закона если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок (пункт 1); сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пункта 1 этой статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются, а сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации указанного пункта перенесены на более ранний срок, соответственно сокращаются (пункт 2); если выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводились в соответствии с пунктом 5 или 5.1 статьи 10 данного Федерального закона в иной, чем второе воскресенье сентября, день, последующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий этого органа. Срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно продлевается либо сокращается.
Порядок назначения муниципальных выборов в Московской области определяется Законом Московской области от 4 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области». Согласно статье 67 этого Закона Московской области в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то данным Законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных Федеральным законом, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Совет депутатов муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного данным Законом назначить дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (часть 4); в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном частью 4 данной статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (часть 5).
Уставом муниципального образования «Городской округ Дзержинский» (далее – Устав) предусмотрено, что в состав Совета депутатов входят 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования, обладающими активным избирательным правом, сроком на 5 лет. Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (пункт 2 статьи 25); заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов (пункт 3 статьи 28).
Как следует из материалов дела, Совет депутатов IV созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский» был избран в соответствии со статьей 25 Устава и с решением территориальной избирательной комиссией г. Дзержинский от 2 марта 2009 г. № 82/3 на пять лет. Срок полномочий Совета депутатов IV созыва истекает в марте 2014 г., выборы Совета депутатов V созыва – назначены на 13 апреля 2014 г., то есть за 73 дня до дня голосования. При этом в решении Совета депутатов от 29 января 2014 г. № 5/3 отсутствует сведения о сокращении сроков избирательных действий. На день принятия оспариваемого решения Совет депутатов состоял из 19 депутатов.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения Совет депутатов был в полном составе и оснований для сокращения срока выборов не имелось. В связи с досрочным прекращением полномочий депутатов, Совет депутатов должен был руководствоваться приведенными выше нормами и назначить выборы на второе воскресенье сентября этого года (14 сентября 2014 г.).
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным решения Совета депутатов городского округа Дзержинский от 29 января 2014 г. № 5/3 «О назначении выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский» и приостанавливая его действие до вступления в законную силу решения суда, суд правильно исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует положениям статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на избирательную комиссию Московской области обязанности сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию для проведения досрочных выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский», и об отказе в удовлетворении заявления избирательной комиссии Московской области об установлении для временной избирательной комиссии срока (не позднее 3 марта 2014 г.), до истечения которого временная избирательная комиссия должна принять решение о назначении досрочных выборов Совета депутатов, поскольку вывод суда основан на ошибочном толковании и применении норм процессуального права.
Перечень гражданских дел, подсудных по первой инстанции краевому суду, приведен в статье 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью второй статьи 26 указанного Кодекса установлено, что федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.
Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в пункте 7 статьи 3 предусмотрено, что верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Из содержания данной нормы следует, что дела о возложении на избирательную комиссию Московской области обязанности сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию для проведения досрочных выборов Совета депутатов и установления для временной избирательной комиссии срока, до истечения которого она должна принять решение о назначении досрочных выборов Совета депутатов, отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых судов, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
Следовательно, суду при рассмотрении заявленного требования, связанного с назначением даты выборов, необходимо было руководствоваться положениями пункта 7 статьи 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и определить подсудность дела.
Исходя из изложенного, решение в этой части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального закона, определяющих подсудность гражданских дел.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм процессуального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение Люберецкого городского суд Московской области от 14 февраля 2014 г. в указанной части незаконным и подлежащим отмене с направлением дела в Московский областной суд для рассмотрения в указанной части в качестве суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Люберецкого городского суд Московской области от 14 февраля 2013 г. отменить в части возложения на избирательную комиссию Московской области обязанности сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию для проведения досрочных выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования «Городской округ Дзержинский», в части отказа в установлении для временной избирательной комиссии срока (не позднее 03.03.2014 г.) до истечения которого временная избирательная комиссия должна принять решение о назначении досрочных выборов Совета депутатов V созыва муниципального образования городского округа Дзержинский, передать дело в Московский областной суд для рассмотрения заявления в этой части в качестве суда первой инстанции. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи