(№5-6875/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 октября 2021 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Куценко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
частного учреждения дополнительного образования «Евразийский центр обучения и тестирования мигрантов», ИНН 1001310906, КПП 100101001, ОГРН 1161001055599, дата государственной регистрации – 16 мая 2016 г., юридический адрес: <адрес>,
установил:
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Министерства образования и спорта Республики Карелия от 23.07.2021 №824 была проведена плановая выездная проверка в отношении частного учреждения дополнительного образования «Евразийский центр обучения и тестирования мигрантов» (далее – ЧУ ДО «ЕЦО ТМ»). В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 30 мин. по адресу: <адрес>, были выявлены следующие грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно:
- подпункта «б» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490: документально не подтверждено наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- подпункта «в» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490: документально не подтверждено наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2-8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490: документально не подтверждено наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- подпункта «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются Учреждением для осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес> (представленное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ выдано ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» по адресу <адрес>).
В судебном заседании законный представитель ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» Оганесян Л.С., действующая на основании устава, вину юридического лица признала частично, пояснив, что выявленные нарушения устраняются.
Представитель министерства образования и спорта Республики Карелия Бурдова Т.Л., действующая на основании доверенности и являющаяся должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала в полном объеме.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 (далее - Положение), к грубым нарушениям лицензионных требований относятся:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «в» и «г» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно подпунктам «б», «в», «г», «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2 - 8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
Положениями пункта 2 части 5 статьи 47, пункта 7 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; а также обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Кроме того, прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Несоблюдение ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» вышеуказанных нормативных предписаний послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виновность юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 18 августа 2021 г., который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет, выпиской из ЕГРЮЛ, выпиской из реестра лицензий, решением о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, актом выездной плановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-эпидемиологическим заключением № от ДД.ММ.ГГГГ (выдано ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» по адресу: <адрес>), договором субаренды №205ЕЦ от ДД.ММ.ГГГГ (согласно которому ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» использует помещение по адресу: <адрес>), другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» в совершении вменяемого административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В ходе судебного заседания было установлено, что у ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» имелась возможность для соблюдения вышеуказанных лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, однако оно не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» предприняты все необходимые меры (действенные и эффективные) по недопущению административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Представленные в ходе судебного заседания дипломы, удостоверения, договор об оказании платных образовательных услуг от 14 сентября 2021 г. ввиду вышеуказанных норм права не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Данных, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, судья не усматривает с учетом общественной опасности допущенного нарушения, характера правонарушения и роли правонарушителя.
Вместе с тем, судья находит основания для назначения наказания, не предусмотренного санкцией частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 1 и части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений. К смягчающим административную ответственность обстоятельствам судья относит частичное признание вины, принятие мер к устранению нарушений; отягчающих - не усматривает. Кроме того, судья полагает, что вменяемое правонарушение не повлекло причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, доказательств тому не представлено.
Принимая во внимание изложенное, обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося некоммерческой организацией, судья полагает возможным назначить ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» административное наказание в виде предупреждения.
В данном случае, санкция части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административный штраф от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток) несоразмерна тяжести административного правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного ЧУ ДО «ЕЦО ТМ» правонарушения.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица судья не усматривает.
Руководствуясь положениями статей 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать частное учреждение дополнительного образования «Евразийский центр обучения и тестирования мигрантов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова